О признании права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь



Дело № 2-411/2011 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 марта 2011 г. р.п. Мокшан

Мокшанский районный суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Уткиной Е.В.,

при секретаре Моисеевой Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению администрации Рамзайского сельсовета Мокшанского района Пензенской области о признании права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - сооружение стелы ...

УСТАНОВИЛ:

В Мокшанский районный суд с заявлением обратилась администрация Рамзайского сельсовета Мокшанского района Пензенской области, в котором просит признать право собственности за муниципальным образованием Рамзайский сельсовет Мокшанского района Пензенской области на бесхозяйное недвижимое имущество сооружение стелы, расположенное по адресу: ..., ..., ..., ... .... Заявление мотивировано тем, что в 2009 году по заявлению администрации Рамзайского сельсовета Мокшанского района Пензенской области объект недвижимого имущества сооружение стелы, расположенное по адресу: ..., ..., ..., ..., было принято на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области. В течение года со дня постановки на учет никто не заявил о своих правах на указанное имущество.

Представитель администрации Рамзайского сельсовета Ш.В. заявление поддержал в полном объеме. Суду пояснил, что сооружение стелы - это монумент героям, погибшим в годы ВОВ. Данное сооружение является бесхозяйным недвижимым имуществом.

Управление Росреестра по Пензенской области дело просило рассмотреть без участия его представителя.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя заявителя, суд считает требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Признание права как способ защиты гражданских прав прямо предусмотрено абз. 2 ст. 12 ГК РФ.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" под объектами культурного наследия местного (муниципального) значения понимаются объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.

Пунктом 1 статьи 48 Федерального закона Российской Федерации от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" установлено, что объекты культурного наследия, независимо от категории их историко-культурного значения, могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности.

В соответствии с ч. 4 ст. 25 Закона РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" в собственности муниципальных образований могут находиться объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения.

В соответствии со ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без соразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания сооружения, объекты незавершенного строительства.

Согласно представленной заявителем технической документации сооружение стелы, расположенное по адресу: ..., ..., ..., ..., отнесено к объектам недвижимости.

Согласно ч. 1, 3 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Как установлено в судебном заседании сведений о сооружении стелы, расположенном по адресу: ..., ..., ..., ... ..., в реестрах федерального имущества, государственного имущества Пензенской области, муниципального имущества Мокшанского района не имеется. Мокшанское отделение Пензенского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация" данными о праве собственности на указанное сооружение не располагает. На балансе администрации Рамзайского сельсовета Мокшанского района и ФГУП "Учхоз "Рамзай" ПГСХА данное сооружение не стоит.

Согласно информации Управления Федеральной Регистрационной службы по Пензенской области от Дата обезличена Номер обезличен в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним внесены записи о принятии на учет Дата обезличена бесхозяйного объекта недвижимого имущества сооружения стелы, расположенного по адресу: ..., ..., ..., ... ..., на основании заявления администрации Рамзайского сельсовета Мокшанского района Пензенской области. Данному объекту недвижимости присвоен условный Номер обезличен

Таким образом, суд считает установленным, что недвижимая вещь сооружение стелы, расположенная по адресу: ..., ..., ..., ... ..., не имеет собственника и принята на учет в установленном порядке. В течение года с момента постановки данного имущества на учет как бесхозяйного ограничения (обременения) права на данный памятник не зарегистрировано, правопритязаний на данный объект недвижимости нет, заявленные в судебном порядке права требования на данный памятник не зарегистрированы, что подтверждается выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от Дата обезличена Номер обезличен.

Согласно ст. 293 ГПК РФ суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

При таких обстоятельствах у суда имеются все основания для признании права муниципальной собственности на данное недвижимое имущество.

Согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации, в частности, подлежит право собственности.

В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности наряду с другими основаниями возникают и из судебного решения, устанавливающего гражданские права и обязанности. На основании п. 1 ст. 17 Закона о регистрации, решение суда о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь, вступившее в законную силу, является основанием для государственной регистрации права муниципальной собственности на эту вещь.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 293 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить заявление администрации Рамзайского сельсовета Мокшанского района Пензенской области о признании права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - сооружение стелы ....

Признать за муниципальным образованием Рамзайского сельсовет Мокшанского района Пензенской области право муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество сооружение стелы, расположенное по адресу: ...

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд посредством подачи жалобы через Мокшанский районный суд в десятидневный срок.