О признани незаконным бездействие администрации выразившиеся в нарушении требований законодательства о пожарной безопасности поизвести работы опашке и по оборудованию защитных противопожарных



Дело № 2-519/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 мая 2011 года                                                                     р.п. Мокшан

Мокшанский районный суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Уткиной Е.В.,

с участием помощника прокурора Ариткина В.А.,

при секретаре Моисеевой Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Мокшан гражданское дело по заявлению прокурора Мокшанского района в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Рамзайского сельского совета Мокшанского района Пензенской области, понуждении администрации к устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности,

установил:

прокурор Мокшанского района обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие администрации Рамзайского сельского совета Мокшанского района, выразившиеся в нарушении требований законодательства о пожарной безопасности, обязать администрацию Рамзайского сельского совета Мокшанского района произвести работы по опашке и оборудованию защитных противопожарных полос по периметру населенного пункта - с. Рамзай, удалению сухой растительности и сгораемого мусора в границах населенного пункта в районе улицы Советская с. Рамзай. Заявление мотивировано тем, что прокуратурой района в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах и населенных пунктах проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности на территории района. Пункт 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" предусматривает, что к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров. Статьей 19 указанного Закона устанавливаются полномочия органов местного самоуправления поселений и округов в границах сельских населенных пунктов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности. Согласно ч. 1 ст. 20 Закона нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности. Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года № 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) в соответствии с п.21 которых территории населенных пунктов и организаций, в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам, должны своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п. В силу п. 112 указанных Правил для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие). В ходе проведенной прокуратурой района проверки с участием инспектора ОНД Мокшанского района установлено, что администрацией Рамзайского сельского совета Мокшанского района не обеспечивается реализация первичных мер пожарной безопасности. Так, территория населенного пункта - с. Рамзай не очищена в районе улицы Советская от сгораемого мусора и сухой травы, по периметру населенного пункта отсутствуют минерализованные, противопожарные полосы, отделяющее с. Рамзай от лесного массива. Данные нарушения в сфере противопожарной безопасности ограничивают права граждан на защиту от пожаров, причинения вреда жизни, здоровью, имуществу в результате пожаров, а также на безопасное проживание граждан на территории населенного пункта - с. Рамзай. Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В судебном заседании помощник прокурора Ариткин В.А. заявленные требования поддержал в полном объеме.

Глава администрации Рамзайского сельсовета Мокшанского района Пензенской области Шалимов В.Н. требования прокурора считает обоснованными.

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения помощника прокурора Ариткина В.А., главы администрации Рамзайского сельсовета Мокшанского района Пензенской области Шалимова В.Н., суд считает требования прокурора Мокшанского района обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы признаются в Российской Федерации высшей ценностью.

В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Положения, зафиксированные в ст. 2, 18 Конституции РФ, означают приоритет прав и свобод человека и гражданина в деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены исключительно федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо "в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства".

Статьей 1 Федерального закона "О пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 года № 69 - ФЗ (в редакции ФЗ от 29.12.2010 № 442-ФЗ) установлено, что пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Пункт 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" предусматривает, что к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (в редакции ФЗ от 29.12.2010 № 442-ФЗ) под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

Пунктом 21 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России № 313 от 18 июня 2003 г., установлено, что территории населенных пунктов и организаций, в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам, должны своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п.

В соответствии с п. 112 указанных Правил для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие).

Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

В судебном заседании установлено, что проведенной прокуратурой проверкой соблюдения законодательства о пожарной безопасности на территории Рамзайского сельсовета Мокшанского района Пензенской области выявлено, что территория населенного пункта с. Рамзай в районе улицы Советская не очищена от сгораемого мусора и сухой травы, по периметру населенного пункта отсутствуют минерализованные, противопожарные полосы, отделяющие с. Рамзай от лесного массива.

При таких обстоятельствах суд, соглашаясь с доводами заявителя, приходит к убеждению, что бездействием администрации Рамзайского сельсовета Мокшанского района, выразившимся в непринятии первичных мер по обеспечению пожарной безопасности, установленных Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации, существенно нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории администрации Рамзайского сельсовета Мокшанского района Пензенской области.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд

решил:

заявление прокурора Мокшанского района удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Рамзайского сельсовета Мокшанского района Пензенской области, выразившееся в нарушении требований законодательства о пожарной безопасности.

Обязать администрацию Рамзайского сельсовета Мокшанского района Пензенской области в срок до 01 июня 2011 года произвести работы по опашке и оборудованию защитных противопожарных полос по периметру населенного пункта - с. Рамзай, удалению сухой растительности и сгораемого мусора в границах населенного пункта в районе улицы Советская с. Рамзай Мокшанского района Пензенской области.

Обязать администрацию Размзайского сельсовета Мокшанского района Пензенской области опубликовать информацию о данном решении суда в информационном бюллетене «Вести Комитета местного самоуправления Рамзайского сельского совета Мокшанского района Пензенской области».

Решение может быть обжаловано через Мокшанский районный суд в десятидневный срок в Пензенский областной суд.