О понуждении к предоставлению жилого помещения



дело № 2-429\2011г.

Решение

Именем Российской Федерации

р.п. Мокшан 22 апреля 2011г.

Мокшанский районный суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи А.В. Никина,

при секретаре Е.А. Генераловой,

с участием представителя органа опеки и попечительства Управления образования Мокшанского района Пензенской области Л.А. Бурениной,

рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Мокшан Пензенской области гражданское дело по иску Сидякина Евгения Александровича к администрации р.п. Мокшан Мокшанского района Пензенской области, третьи лица: Правительство Пензенской области, Министерство финансов Пензенской области, о понуждении предоставить по договору социального найма вне очереди жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм и соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам.

Установил:

Сидякин Е.А. обратился в суд с требованиями к администрации р.п. Мокшан Мокшанского района Пензенской области, о понуждении предоставить по договору социального найма вне очереди жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм и соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам. В обоснование исковых требований указал, что он в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ имеет право на предоставление ему жилого помещения по договору социального найма вне очереди, так как относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Его мать, П.Н., умерла Дата обезличена, отец решением Пачелмского районного суда Пензенской области от Дата обезличена, лишен родительских прав. Постановлением главы администрации р.п. Мокшан Пензенской области от Дата обезличена он поставлен на учет для получения жилья, предоставляемого по договору социального найма. Однако до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено.

В судебном заседании Сидякин Е.А. полностью поддержал заявленные требования. Суду пояснил следующее. После смерти матери в Дата обезличена, его отец С.А. был лишен родительских прав, в настоящее время место его нахождения не известно. Решением Мокшанского районного суда Пензенской области от Дата обезличена С.А. признан без вести отсутствующим. С Дата обезличена ему был назначен опекун Д.М.. Дата обезличена постановлением главы администрации р.п. Мокшан он был поставлен на учет для получения жилья как ребенок-сирота. Дата обезличена ему исполнилось 18 лет, однако до настоящего времени ему жильё не представлено.

Представитель ответчика администрации р.п. Мокшан Пензенской области по доверенности от Дата обезличена Вольников А.Н. исковые требования признал. Суду пояснил, что Сидякин Е.А., безусловно, имеет право на получение жилья по основаниям, предусмотренным ст.57 ЖК РФ, однако, в настоящее время администрация р.п. Мокшан не имеет реальной возможности выделить жилье истцу по причине отсутствия свободных жилых помещений и денежных средств, для приобретения квартир.

Представитель третьего лица Правительства Пензенской области надлежаще извещенный о времени и месте слушания дела в судебное заседание не явился, дело просил рассмотреть без участия представителя заинтересованного лица.

Представитель третьего лица Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области надлежаще извещенный о времени и месте слушания дела в судебное заседание не явился, дело просил рассмотреть без участия представителя заинтересованного лица.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, показания свидетеля, суд приходит к следующему.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Абз. 3 п. 1 ст. 8 указанного Федерального закона предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно конституционно-правовому смыслу, выявленному в Определении Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 N 250-О-П, абз. 2 п. 1 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.

Постановлением Правительства Пензенской области № 758 пП от 24 ноября 2010 года «Вопросы исполнительных органов государственной власти Пензенской области» в п. 2 постановлено: Департаменту градостроительства Пензенской области от 01.01.2011 г. обеспечить передачу полномочий Министерству здравоохранения и социального развития Пензенской области по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся по опекой (попечительством), и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Пензенской области.

Законом Пензенской области от 28 февраля 2011 года №2040-ЗПО «О внесении изменений в отдельные законы (положения законов) Пензенской области», вступившим в силу 10 марта 2011 года, внесены изменения в Закон Пензенской области от 22 декабря 2006 года N 1176-ЗПО «О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области».

В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона Пензенской области от 22 декабря 2006 года N 1176-ЗПО «О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области» органы местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Пензенской области наделяются следующими государственными полномочиями Пензенской области по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма лиц, указанных в части 3.1 статьи 5 Закона Пензенской области от 12 сентября 2006 года N 1098-ЗПО «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области»: приобретение жилых помещений; принятие решения о предоставлении (отказе в предоставлении) жилого помещения; заключение договора социального найма.

Поскольку Сидякин Е.А. предъявил требование о понуждении к предоставлению ему жилья как лицу, относящемуся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с названным Законом Пензенской области надлежащим ответчиком по делу является администрация рабочего поселка Мокшан Мокшанского района Пензенской области.

В соответствии со ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Из материалов дела следует, что Сидякин Е.А., мать которого умерла Дата обезличена л.д. 7), а отец лишен родительских прав, и в настоящее время признан без вести отсутствующим (л.д.8, 10), относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением главы администрации р.п. ... N Номер обезличен от Дата обезличена, л.д. 5) над Сидякиным Евгением учреждено попечительство. Жилое помещение за Сидякиным Е.А. не закреплялось.

Сидякин Е.А. с Дата обезличена, зарегистрирован по адресу: ..., ..., ....л.д. 6, 47). Сидякин Е.А. в собственности жилья не имеет.

Постановлением главы администрации сельского поселения р.п. Мокшан Пензенской области N Номер обезличен от Дата обезличена Сидякин Е.А. признан малоимущим и нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом на условиях социального найма, принят на учет. За Сидякиным Е.А. признано право на предоставление жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма вне очереди по основанию, установленному п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ л.д. 11, 14).

Вышеуказанные обстоятельства подтвердил в судебном заседании свидетель Д.М., которая указала, что её подопечный Сиядкин Е.А., ребенок-сирота, с Дата обезличена фактически находится под её опекой, своего жилья не имеет, от родителей ему никакого жилья не осталось. В Дата обезличена Сидякин Е.А. был поставлен на учет как «социальный сирота». Дата обезличена Сидякину Е.А. исполнилось 18 лет, однако, до настоящего времени ему жильё не представлено.

Представитель органа опеки и попечительства Управления образования администрации Мокшанского района Пензенской области по доверенности Л.А. Буренина, указала, что Сиядкин Е.А. в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ имеет право на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди, так как относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать истца П.Н. умерла Дата обезличена, отец решением Пачелмского районного суда Пензенской области от Дата обезличена, лишен родительских прав, с Дата обезличена признан судом без вести отсутствующим. Сидякин Е.А. до достижения возраста 18 лет находился под опекой Д.М. Постановлением главы администрации р.п. Мокшан Пензенской области от Дата обезличена он поставлен на учет для получения жилья, предоставляемого детям-сиротам по договору социального найма.

Таким образом, исходя из того, что Сидякин Е.А., с Дата обезличена, окончания над ним опеки, как не имеющий в собственности либо закрепленного за ним жилого помещения, должен был быть обеспечен органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. С 2011 года ответчик наделен отдельными государственными полномочиями в силу Областного закона Пензенской области от 28 февраля 2011 года №2040-ЗПО «О внесении изменений в отдельные законы (положения законов) Пензенской области», вступившим в силу 10 марта 2011 года, которым внесены изменения в Закон Пензенской области от 22 декабря 2006 года N 1176-ЗПО «О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области», в связи с чем у него возникла обязанность по обеспечению Сидякина Е.А. жилым помещением не ниже социальных норм, установленных в Пензенской области. При этом Сидякин Е.А. выполнил требования Порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, утвержденного постановлением администрации, поскольку Сидякин Е.А. включен в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Поскольку реализация права граждан на внеочередное предоставление жилья не зависит от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилой площади вне очереди, обеспечения жильем других очередников, времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и, тем более, от включения в список внеочередников, то суд находит исковые требования Сидякина Е.А. основанными на законе, обоснованными, и считает их подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

Решил:

Исковые требования Сидякина Евгения Александровича удовлетворить.

Обязать администрацию р.п. Мокшан, Мокшанского района Пензенской области представить в двухмесячный срок Сидякину Евгению Александровичу, Дата обезличена рождения, уроженцу ... по договору социального найма вне очереди жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм и соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в 10ти дневный срок с момента составления мотивированного решения суда.

Мотивированное решение составлено 25 апреля 2011 года.