дело № 2-515/2011 г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 4 мая 2011 года р.п. Мокшан Мокшанский районный суд Пензенской области в составе: председательствующего судьи Петровской С.Д., с участием зам. прокурора Швецовой И.А., при секретаре Гордеевой Е.П. рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Мокшан гражданское дело по заявлению прокурора Мокшанского района в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации р.п. Мокшан, выразившегося в непринятии мер по обеспечению безопасности дорожного движения и соответствию состояния дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, о понуждении администрации р.п. Мокшан принять меры по установке: дорожного знака 2.1 «Главная дорога» на улице Планская в р.п. Мокшане в районе пересечения с ул. Пушкина на стороне движения в сторону ул. Клочкова; дорожного знака 2.1 «Главная дорога» на улице Планская в р.п. Мокшане в районе пересечения с ул. Пушкина на стороне движения в сторону ул. Бутырки; дорожного знака 2.1 «Главная дорога» на улице Планская в р.п. Мокшане в районе пересечения с ул. Клочкова на стороне движения в сторону ул. Охлопкова в соответствии с действующей Дислокацией дорожных знаков на улично-дорожную сеть р.п. Мокшан и восстановить дорожную разметку 1.14.1 «зебра» - обозначающую пешеходный переход на ул. Советская в районе пересечения с ул. Поцелуева в р.п. Мокшан УСТАНОВИЛ: Прокурор Мокшанского района обратился в Мокшанский районный суд с заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие администрации р.п. Мокшан, выразившееся в непринятии мер по обеспечению безопасности дорожного движения и соответствию состояния дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, обязать администрацию р.п. Мокшан принять меры принять меры по установке дорожного знака 2.1 «Главная дорога» на улице Планская в р.п. Мокшане в районе пересечения с ул. Пушкина на стороне движения в сторону ул. Клочкова; дорожного знака 2.1 «Главная дорога» на улице Планская в р.п. Мокшане в районе пересечения с ул. Пушкина на стороне движения в сторону ул. Бутырки; дорожного знака 2.1 «Главная дорога» на улице Планская в р.п. Мокшане в районе пересечения с ул. Клочкова на стороне движения в сторону ул. Охлопкова в соответствии с действующей Дислокацией дорожных знаков на улично-дорожную сеть р.п. Мокшан и восстановить дорожную разметку 1.14.1 «зебра» - обозначающую пешеходный переход на ул. Советская в районе пересечения с ул. Поцелуева в р.п. Мокшан. Заявление мотивировано тем, что Прокуратурой Мокшанского района проведена проверка состояния дорожной разметки и дорожных знаков автомобильных дорог муниципального образования р.п. Мокшан и установлено следующее. В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.1995 года основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения. В соответствии с п.4 ст.6 данного федерального закона органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенций самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Согласно п.5 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения. В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.1995 года ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги. В соответствии с п. 4.1.1. Государственного стандарта РФ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 года № 221, автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными поГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией. Дислокация дорожных знаков на улично-дорожнуюсеть вр.п. Мокшан утверждена главой администрации р.п. Мокшан. В ходе проверки, проведенной прокуратурой Мокшанского района совместно с ОГИБДД ОВД по Мокшанскому району, установлено, что в нарушение требований ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.1995 года, п. 4.1.1. Государственного стандарта РФ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 года № 221, - на ул. Планская в р.п. Мокшан в районе пересечения с ул. Пушкина стороне движения в сторону ул. Клочкова отсутствует дорожный знак 2.1 «Главная дорога»; - на ул. Планская в р.п. Мокшан в районе пересечения с ул. Пушкина на стороне движения в сторону ул. Бутырки отсутствует дорожный знак2.1«Главная дорога»; - на ул. Планская в р.п. Мокшан в районе пересечения с ул. Клочкова на стороне движения в сторону ул. Охлопкова отсутствует дорожный знак 2.1 «Главная дорога». Кроме того, в нарушение п. 4.2.3 указанного ГОСТ устанавливающего, что дорожная разметка должна быть восстановлена, если в процессе эксплуатации износ по площади составляет более 50% при выполнении ее краской и более 25 % - термопластичными массами, не произведено восстановление дорожной разметки 1.14.1 «зебра» - обозначающей пешеходный переход на ул. Советская р.п. Мокшан в районе пересечения с ул. Поцелуева. Дорога по ул. Планская, ул. Советская р.п. Мокшан относится к муниципальным дорогам общего назначения. Следовательно, обязанность по ее содержанию и обеспечению соответствия состояния дороги в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на администрацию р.п. Мокшан. В соответствии с п. 4.1.5. Государственного стандарта РФ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 года № 221, замену или восстановление повреждённых Дорожных знаков (кроме знаков приоритета 2.1, 2.7) следует осуществлять в течение 3 суток после обнаружения, а знаков приоритета в течение суток. В соответствии со ст.45 Гражданско-процессуального Кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов российской федерации, муниципальных образований. Невыполнением требований Федерального закона «О безопасности дорожного движения», государственных стандартов нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц, общества, государства при обеспечении безопасности дорожного движения. Решение, действие, бездействие органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица оспариваются в суде (ст.254 ГПК РФ). В судебном заседании прокурор Швецова И.А., заявленные требования поддержала в полном объеме и предложила установить месячный срок для установления дорожных знаков и восстановлению дорожной разметки. Представитель органа, чьи действия обжалуются - администрации р.п. Мокшан Вольников А.Н. в судебном заседании признал требования прокурора. Считает, что месячный срок для установки дорожных знаков и восстановлению разметки будет разумным и достаточным. Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения прокурора, мнение представителя администрации р.п. Мокшан, суд считает требования прокурора Мокшанского района обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы признаются в Российской Федерации высшей ценностью. В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Положения, зафиксированные в ст. 2, 18 Конституции РФ, означают приоритет прав и свобод человека и гражданина в деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. В соответствии со ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены исключительно федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо "в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства". Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ (в редакции от 27.07.2010 г.) «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения. Пунктом 4 статьи 6 вышеназванного Закона предусмотрено, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. В силу ч.1 п.5 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131 -ФЗ (в редакции от 08.11.2007 г. №257-ФЗ) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (ред. от 20.03.2011, с изм. от 29.03.2011). Пунктом 4.1.1. Государственного стандарта РФ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 года № 221, установлено, что автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией. Дислокация дорожных знаков на улично-дорожную сеть в р.п. Мокшан утверждена главой администрации р.п. Мокшан. Участок дороги на ул. Планская в р.п. Мокшан в районе пересечения с ул. Пушкина на стороне движения в сторону ул. Клочкова, где отсутствует дорожный знак 2.1 «Главная дорога», на ул. Планская в р.п. Мокшан в районе пересечения с ул. Пушкина на стороне движения в сторону ул. Бутырки, где отсутствует дорожный знак 2.1 «Главная дорога», на ул. Планская в р.п. Мокшан в районе пересечения с ул. Клочкова на стороне движения в сторону ул. Охлопкова, где отсутствует дорожный знак 2.1 «Главная дорога», на ул. Советская в районе пересечения с ул. Поцелуева, где дорожная разметка 1.14.1 «зебра» - обозначающая пешеходный переход требует восстановления относятся к муниципальным дорогам общего назначения. В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. Гражданин вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. В соответствии со ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. В силу ст.45 Гражданско-процессуального Кодекса РФ прокурор также вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены. В судебном заседании установлено, что проведенной прокуратурой проверкой соответствия размещения дорожных знаков Дислокации дорожных знаков на улично-дорожную сеть р.п. Мокшан выявлено нарушение требований ст. 12 ФЗ «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.1995 г., п. 4.1.1. Государственного стандарта РФ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы, требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 г. № 221 на ул. Планская в р.п. Мокшан в районе пересечения с ул. Пушкина на стороне движения в сторону ул. Клочкова отсутствует дорожный знак 2.1 «Главная дорога», на ул. Планская в р.п. Мокшан в районе пересечения с ул. Пушкина на стороне движения в сторону ул. Бутырки отсутствует дорожный знак 2.1 «Главная дорога», на ул. Планская в р.п. Мокшан в районе пересечения с ул. Клочкова на стороне движения в сторону ул. Охлопкова отсутствует дорожный знак 2.1 «Главная дорога», на ул. Советская в районе пересечения с ул. Поцелуева дорожная разметка 1.14.1 «зебра» - обозначающая пешеходный переход требует восстановления. При таких обстоятельствах суд, соглашаясь с доводами заявителя, приходит к убеждению, что бездействие администрации р.п. Мокшан, выразившееся в непринятии мер по обеспечению безопасности дорожного движения и соответствию состояния дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам существенно нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории р.п. Мокшан. Руководствуясь ст.ст. 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление прокурора Мокшанского района удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации р.п. Мокшан, выразившееся в непринятии мер по обеспечению безопасности дорожного движения и соответствию состояния дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам. Обязать администрацию р.п. Мокшан установить дорожный знак 2.1 «Главная дорога» на ул. Планская в р.п. Мокшан в районе пересечения с ул. Пушкинана стороне движения в сторону ул. Клочкова, установить дорожный знак 2.1 «Главная дорога» на ул. Планская в р.п. Мокшан в районе пересечения с ул. Пушкина на стороне движения в сторону ул. Бутырки, установить дорожный знак 2.1 «Главная дорога» на ул. Планская в р.п. Мокшан в районе пересечения с ул. Клочкова на стороне движения в сторону ул. Охлопкова в соответствии с действующей Дислокацией дорожных знаков на улично-дорожную сеть р.п. Мокшан в месячный срок. Обязать администрацию р.п. Мокшан восстановить дорожную разметку 1.14.1 «зебра» - обозначающей пешеходный переход на ул. Советская в районе пересечения с ул. Поцелуева р.п. Мокшан в месячный срок. Обязать администрацию р.п. Мокшан Пензенской области разместить информацию о принятом решении суда в печатном органе «Ведомости органов местного самоуправления рабочего поселка Мокшан Мокшанского района Пензенской области». Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в десятидневный срок, через Мокшанский районный суд.