дело № 2-505/2011 года РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5 мая 2011 года р.п.Мокшан Мокшанский районный суд Пензенской области в составе: Председательствующего судьи Петровской С.Д. при секретаре Гордеевой Е.П. рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п.Мокшан гражданское дело по иску Игнатьевой А.Д. к администрации р.п. Мокшан о признании недействительным постановления главы администрации р.п.Мокшан Пензенской области от 14 марта 2011 года № 77 об отказе в признании Игнатьевой Анастасии Дмитриевны нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке ее на учет, о постановке на учет Игнатьевой Анастасии Дмитриевны как нуждающейся в улучшении жилищных условий, УСТАНОВИЛ: В Мокшанский районный суд Пензенской области обратилась Игнатьева А.Д. с иском к администрации р.п.Мокшан о признании недействительным постановления главы администрации р.п.Мокшан Пензенской области от 14 марта 2011 года № 77 об отказе в признании Игнатьевой Анастасии Дмитриевны нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке ее на учет, о постановке на учет Игнатьевой Анастасии Дмитриевны как нуждающейся в улучшении жилищных условий. Заявление мотивировано тем, что она Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» признана вдовой ветерана Великой Отечественной войны и в соответствии со ст. 21 указанного закона и Федерального закона Российской Федерации от 18 июля 2009 года № 186-ФЗ « О внесении изменений в статью 21 Федерального закона «О ветеранах» ей представляется как вдове участника Великой Отечественной войны, независимо от нахождения её на иждивении и получения пенсии, меры социальной поддержки, в том числе право на первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов, нуждающимся в улучшении жилищных условий. 2 марта 2011 года она обратилась в администрацию р.п.Мокшан Пензенской области с заявлением о постановке её на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, как вдова участника Великой Отечественной войны из-за непригодности имеющегося у неё жилого помещения для нормального проживания. Квартира, в которой она проживает в <адрес>, не принадлежит ей на праве собственности. Квартира находится в 2-х квартирном одноэтажном доме, построенном из деревянных щитов, обложенным кирпичом, кровля шифером, без надворных строек, покрытый плесенью, постоянно пахнет сыростью, отопление водяное от соседей, своего отопления не имеется, вода в квартире отсутствует никаких удобств в квартире не имеется, ванной комнаты нет, туалет вода на улице. На оконных блоках имеется гниль и перекосы. Потолки имеют трещины, дверные блоки перекошены. В зимнее время в квартире очень холодно, требуется постоянное отопление. Постановлением от 14 марта 2011 года № 77 главы рабочего поселка Мокшан ей Игнатьевой А.Д. отказано в признании её нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке её на учет по основанию п. 3 ч.1 ст. 54 ЖК Российской Федерации, то есть, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых, такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Её действия связанные с отчуждением квартиры путем оформления договора-дарения в апреле 2010 года никак не связаны с намерением приобрести право состоять на учете в администрации рабочего поселка Мокшан в качестве нуждающейся в жилье. Поскольку ей известно, что своего жилого фонда в администрации не имеется, строительство квартир не ведется, из-за этого жилье фактически ни кому не выделяется. Кроме того, независимо от её отчуждения квартиры в апреле 2010 года, она как проживала ранее, так и проживает в настоящее время в квартире по адресу: <адрес>. Никакого ухудшения её жилищных условий, а также улучшения в результате названных действий не произошло. Квартира как была непригодной для проживания, так и осталась. Считает, что Постановление главы администрации рабочего поселка Мокшан от 14 марта 2011 № 77 об отказе её нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке её на учет не соответствующим федеральному законодательству и нарушают её права по следующим основаниям. Она обратилась с заявлением в администрацию о постановке её на учет в качестве нуждающейся в улучшении её жилищных условий, при этом воспользовалась льготами, предоставленными ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5 -ФЗ. « О Ветеранах» ( в редакции Федерального закона от 6 мая 2010 года № 79 ) нуждающимися в улучшении жилищных условий члены семей участников Великой Отечественной войны имеют право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 данного Федерального закона, в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения. Вопрос о нуждаемости её в улучшении жилищных условий администрацией фактически не рассматривался, обследование квартиры не проводилось. Администрация считает, что жилой дом и квартира, в котором она проживает находятся в удовлетворительном состоянии и пригодны для дальнейшего проживания. Ст. 51 ЖК РФ предусмотрено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не валяющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору. Согласно акту экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ № жилое помещение, находящееся по адресу: <адрес>, не соответствует требованиям п. 10, 11, 12, 13, 15 раздела 2 и соответствует п. 33, п.34 раздела 3 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу» утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47, то есть непригодное для проживания. Не пригодным оно является для постоянного проживания и по существующему физическому износу жилого помещения, который составляет 71 %. Как следует из справки Мокшанского отделения Пензенского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» за ней, в материалах инвентаризации Мокшанского отделения, других жилых помещений на права собственности не имеется. Указанные сведения в отношении неё имеются и в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о чем свидетельствует Выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. С заявлением она обратилась в администрацию о постановке её на учет в качестве нуждающейся в улучшении его жилищных условий, при этом воспользовалась льготами, предоставленными ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5 -ФЗ. Из содержания данной статьи следует, что семьям погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны предоставляется первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Согласно гражданскому законодательству нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, не имеющие жилого помещения, проживающие в жилом помещении, не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям. Квартира, которая находится в р.п. Мокшан, Мокшанского района, в которой она живет, сырая, холодная, не имеет никаких удобств. Сказанное свидетельствует о том, что квартира не отвечает санитарным и техническим требованиям. Надлежаще извещенная о времени и месте судебного разбирательства, истец Игнатьева А.Д. в суд не явилась, в письменном обращении к суду, предлагает рассмотреть в её отсутствие, с участием её представителя. Представитель истца Мартынова Н.А. поддержала требования своего доверителя, дала объяснения, аналогичные содержанию заявления и уточнила, что договор дарения истец подписала в апреле 2010 года, квартира обследована специалистом в апреле 2011 года, то есть через год. Существенные изменения с техническим состоянием квартиры, а также с другими характеристиками дома не могли произойти за год. В прошлом году, в момент подписания договора дарения, квартира была в таком же состоянии. Представитель истца, адвокат Клеймёнов А.Д. поддержал требования своего доверителя, дал объяснения аналогичные содержанию искового заявления и добавил, что в соответствии с заключением специалиста, жилое помещение, занимаемое его доверителем, непригодно для проживания. Факт дарения не пригодного для проживания квартиры истцом не может являться основанием для отказа в постановке на учет как нуждающейся в улучшении жилищных условий. Представитель ответчика - р.п.Мокшан признал исковые требования с учетом заключения специалиста, имеющегося в материалах дела. Уточнил, что на момент рассмотрения заявления администрацией р.п.Мокшан заключения специалиста не было, поэтому пришлось отказать в удовлетворении заявления. Заслушав объяснения представителей истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 21 ФЗ от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» с изменениями, внесёнными Федеральным законом от 06.05.2010 г. № 79-ФЗ меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения (в ред. Федеральных законов от 29.06.2009 N 135-ФЗ, от 21.12.2009 N 327-ФЗ, от 06.05.2010 N 79-ФЗ). В соответствии со ст. 54 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: 1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок. В соответствии со ст.53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. В соответствии со ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации. Постановлением администрации р.п. Мокшан Пензенской области от 14 марта 2011 года № 77 Игнатьевой А.Д. отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учёт на основании п.3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, то есть в связи преднамеренным ухудшением своих жилищных условий. В удостоверении, выданном Игнатьевой А.Д. Министерством здравоохранения социального развития Пензенской области, в справке управления социальной защиты администрации Мокшанского района имеется особая отметка, что она является вдовой умершего участника ВОВ и имеет право на льготы, предусмотренные ст.21 ФЗ РФ «О ветеранах». Согласно справки, выданной отделом военного комиссариата Пензенской области по Бессоновскому, Мокшанскому районах умерший И.Н. ДД.ММ.ГГГГ рождения, являлся участником ВОВ. Согласно свидетельства о заключении брака, И.Н. и И.Н. вступили в брак ДД.ММ.ГГГГ с последующим присвоением супругам фамилии Игнатьевы. Согласно свидетельству о смерти И.Н. умер ДД.ММ.ГГГГ. Согласно договора дарения ДД.ММ.ГГГГ, Игнатьева А.Д. подарила <адрес> М.А. В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним данных о наличии жилья на праве собственности у Игнатьевой А.Д. нет. Согласно акту обследования Мокшанского отделения Пензенского филиала БТИ, жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> от 28 февраля 2011 года, процент износа составляет 51%. Согласно заключения специалиста от 8 апреля 2011 года, жилое помещение по адресу: <адрес> не соответствует требованиям п.10,11,12,13,15, раздела II и соответствует п.33,п.34 раздела III «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года №47; в соответствии с п.33,п.34 раздела III «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года №47 имеются основания для признания жилого помещения не пригодным для проживания. Суд признает заключение специалиста полным, обоснованным, поскольку оно вынесено на основе э осмотра объекта, с использованием литературы, на основе расчетов, специалистом, имеющим высшее образование и квалификацию инженера-строителя промышленного и гражданского строительства, стаж экспертной работы с 1983 года. Акт обследования жилого помещения специалистами БТИ не содержит полных данных о жилом помещении, об износе дома специалисты сделали выводы лишь с учетом нормативных коэффициентов. С момента обследования жилого помещения специалистами БТИ и до обследования специалистом - экспертом прошел год. За это время жилое помещение не претерпело существенных изменений. Судом установлено, что Игнатьева А.Д. является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны, не имеет жилья, пригодного для проживания и имеет право на постановку на учет для улучшения жилищных условий в соответствии с нормами ст.21 ФЗ от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», в связи с чем постановление главы администрации р.п.Мокшан Пензенской области от 14 марта 2011 года № 77 об отказе в признании Игнатьевой А. Д. нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке ее на учет, признается незаконным и недействительным и Игнатьева А.Д. подлежит принятию на учет как нуждающаяся в улучшении жилищных условий. Факт дарения истцом Игнатьевой А.Д. жилого помещения, не пригодного для проживания 8 апреля 2010 года не является результатом действия с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия и не влечет отказа в постановке на учет с применением норм п.3 ч.1 ст. 54 ЖК РФ. Фактом дарения Игнатьева А.Д. не ухудшила свои жилищные условия. Исковые требования Игнатьевой А.Д. как законные, обоснованные подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Игнатьевой А.Д. удовлетворить. Признать незаконным постановление главы администрации р.п.Мокшан Пензенской области от 14 марта 2011 года № 77 об отказе в постановке на учет Игнатьевой А.Д. как нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязать администрацию р.п.Мокшан принять на учет Игнатьеву Анастасию Дмитриевну как нуждающуюся в улучшении жилищных условий. Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в десятидневный срок через Мокшанский районный суд.