О предоставлении вне очереди лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей жилого помещения по договору социального найма



дело № 2-496\2011г.

Решение

Именем Российской Федерации

р.п. Мокшан        13 мая 2011года.

Мокшанский районный суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи А.В. Никина,

при секретаре Е.А. Генераловой,

с участием представителя органа опеки и попечительства Управления образования Мокшанского района Пензенской области Б.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Мокшан Пензенской области гражданское дело по иску Коноваловой Зинаиды Геннадьевны              к администрации р.п. Мокшан Мокшанского района Пензенской области, третье лицо: Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области, о понуждении предоставить по договору социального найма вне очереди жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм и соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам,

установил:

Коновалова З.Г., обратилась в суд с требованиями к администрации р.п. Мокшан Мокшанского района Пензенской области о понуждении предоставить по договору социального найма вне очереди жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм и соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам. В обоснование исковых требований указала, что она Коновалова (Малухина) Зинаида Геннадьевна, ДД.ММ.ГГГГ рождения, имеет статус «ребенок, оставшийся без попечения родителей», мать М.Н. и отец М.Г. на основании решения Мокшанского районного суда Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ были лишены в отношении неё родительских прав. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлась воспитанницей ГОУ <адрес> и находилась на полном государственном обеспечении, как ребенок, оставшийся без попечения родителей. ДД.ММ.ГГГГ М.Г. умер (свидетельство о смерти от ДД.ММ.ГГГГ). По достижении <данные изъяты> лет она вернулась в <адрес>, где стала проживать в квартире родителей, а после вступления в брак ДД.ММ.ГГГГ в доме своей свекрови. В январе 2011 года она обратилась с заявлением в администрацию р.п. Мокшан Пензенской области о предоставлении        вне очереди жилого помещения. Постановлением главы администрации р.п. Мокшан от ДД.ММ.ГГГГ была поставлена на очередь для внеочередного получения жилья. Согласно уведомлению Управления Росреестра по Пензенской области, а также справки из Мокшанского отделения БТИ, за Коноваловой (Малухиной) Зинаидой Геннадьевной домовладения или квартиры на праве собственности не значится. На основании п. 3 ст. 57 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Все эти условия ею были выполнены, однако до настоящего времени жилым помещением она не обеспечена.

В судебном заседании истец Коновалова Зинаида Геннадьевна полностью поддержала иск. Просила иск удовлетворить в полном объеме по основаниям указанным в заявлении и обязать администрацию р.п. Мокшан Пензенской области, предоставить ей вне очереди жилое помещение, по договору социального найма не ниже установленных социальных норм, и отвечающее требованиям законодательства.

Представитель истца по доверенности Глухова Н.В. мнение истца поддержала полностью.

Представитель ответчика администрации р.п. Мокшан Пензенской области надлежаще извещенный о времени и месте слушания дела в судебное заседание не явился дело просил рассмотреть без участия представителя администрации.

Представитель третьего лица, Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области, надлежаще извещенный о времени и месте слушания дела в судебное заседание не явился, дело просил рассмотреть без участия представителя третьего лица.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения истца, его представителя, мнение представителя органа опеки и попечительства Управления образования администрации Мокшанского района Пензенской области, суд приходит к следующему.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Абз. 3 п. 1 ст. 8 указанного Федерального закона предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Согласно конституционно-правовому смыслу, выявленному в Определении Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 N 250-О-П, абз. 2 п. 1 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.

Постановлением Правительства Пензенской области № 758 ПП от 24 ноября 2010 года «Вопросы исполнительных органов государственной власти Пензенской области» в п. 2 постановлено: Департаменту градостроительства Пензенской области от 01.01.2011 обеспечить передачу полномочий Министерству здравоохранения и социального развития Пензенской области по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся по опекой (попечительством), и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Пензенской области.

Законом Пензенской области от 28 февраля 2011 года №2040-ЗПО «О внесении изменений в отдельные законы (положения законов) Пензенской области», вступившим в силу 10 марта 2011 года, внесены изменения в Закон Пензенской области от 22 декабря 2006 года N 1176-ЗПО «О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области».

В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона Пензенской области от 22 декабря 2006 года N 1176-ЗПО «О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области» органы местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Пензенской области наделяются следующими государственными полномочиями Пензенской области по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма лиц, указанных в части 3.1 статьи 5 Закона Пензенской области от 12 сентября 2006 года N 1098-ЗПО «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области»:

приобретение жилых помещений; принятие решения о предоставлении (отказе в предоставлении) жилого помещения; заключение договора социального найма.

Поскольку Коновалова З.Г. предъявила требование о понуждении к предоставлению ей жилья как лицу, относящемуся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с названным Законом Пензенской области надлежащим ответчиком по делу является администрация рабочего поселка Мокшан Мокшанского района Пензенской области.

В соответствии со ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Малухина Зинаида Геннадьевна, ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженка <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ вступила в брак с К.С. (свидетельство о заключении брака ) и ей присвоена фамилия Коновалова (л.д.8). Из материалов дела следует, что Коновалова З.Г., мать и отец которой лишены родительских прав решением Мокшанского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12-13), относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Вышеуказанным решением Коновалова З.Г. передана органам опеки и попечительства. Распоряжением главы администрации Мокшанского района от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетняя Коновалова (Малухина) Зинаида Геннадьевна направлена в государственное воспитательной учреждение для детей-сирот оставшихся без попечения родителей( л.д.14). Коновалова (Малухина) Зинаида Геннадьевна, ДД.ММ.ГГГГ рождения, являлась воспитанницей ГОУ <адрес> и находилась на полном государственном обеспечении (л.д.18). В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, истец Коновалова З.Г. проходила обучение в <адрес> и находилась на полном государственном обеспечении (л.д.18). Коновалова (Малухина) З.Г. с ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрирована по адресу: <адрес>, <адрес>. (л.д. 7), и в собственности жилья не имеет (л.д.22, 30).

Постановлением главы администрации сельского поселения р.п. Мокшан Пензенской области N от ДД.ММ.ГГГГ Коновалова З.Г. признана малоимущей и нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом на условиях социального найма, принята на учет. За Коноваловой З.Г. признано право на предоставление жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма вне очереди по основанию, установленному п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (л.д. 11, 14).

Представитель органа опеки и попечительства Управления образования администрации Мокшанского района Пензенской области по доверенности Б.Л., указала, что Коновалова З.Г. в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ имеет право на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди, так как относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Её мать, М.Н., и отец, М.Г. на основании решения Мокшанского районного суда Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ были лишены в отношении Малухиной З.Г. родительских прав. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлась воспитанницей ГОУ <адрес> и находилась на полном государственном обеспечении, как ребенок, оставшийся без попечения родителей, затем обучалась в <адрес> В возрасте <данные изъяты> лет приехала в Мокшан, где вышла замуж. Она не имеет собственного жилья, и никогда его не имела, проживает с мужем в доме его родителей.

Таким образом, Коновалова З.Г. с ДД.ММ.ГГГГ, с момента окончания над ней опеки, как не имеющая в собственности либо закрепленного за ней жилого помещения, должна была быть обеспечена органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. С 2011 года ответчик наделен отдельными государственными полномочиями в силу областного закона Пензенской области от 28 февраля 2011 года №2040-ЗПО «О внесении изменений в отдельные законы (положения законов) Пензенской области», вступившим в силу 10 марта 2011 года, которым внесены изменения в Закон Пензенской области от 22 декабря 2006 года N 1176-ЗПО «О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области», в связи с чем у него возникла обязанность по обеспечению Коноваловой З.Г. жилым помещением не ниже социальных норм, установленных в Пензенской области. При этом Коновалова З.Г. выполнила требования порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, утвержденного постановлением администрации, поскольку Коновалова З.Г. включена в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Поскольку реализация права граждан на внеочередное предоставление жилья не зависит от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилой площади вне очереди, обеспечения жильем других очередников, времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и, тем более, от включения в список внеочередников, п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не содержит указания на иной порядок предоставления жилья, очередность лиц равной категории.

При таких обстоятельствах суд находит исковые требования Коноваловой (Малухиной) Зинаиды Геннадьевны основанными на законе, обоснованными, и считает необходимым их удовлетворить.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,

решил:

исковые требования Коноваловой Зинаиды Геннадьевны удовлетворить.

Обязать администрацию р.п. Мокшан Мокшанского района Пензенской области предоставить в двухмесячный срок Коноваловой Зинаиде Геннадьевне, ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженке <адрес> по договору социального найма вне очереди жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм и соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в 10ти дневный срок с момента его оглашения через Мокшанский районный суд.