дело №2-600\2011 Р Е Ш Е Н И Е(КОПИЯ) И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И 15 июня 2011 года р.п. Мокшан Мокшанский районный суд Пензенской области в составе: председательствующего судьи Никина А.В. с участием прокурора Швецовой И.А. при секретаре Генераловой Е.А. рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Мокшан гражданское дело по иску прокурора Мокшанского района Пензенской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Подгорненского сельсовета Мокшанского района Пензенской области о признании незаконным бездействия администрации, по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Мокшанского района Пензенской области в исковом заявлении просит признать незаконным бездействие администрации Подгорненского сельсовета Мокшанского района Пензенской области, обязать администрацию Подгорненского сельсовета Мокшанского провести в полном объеме работы по постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи, а именно, автодорог по <адрес> в <адрес>. Заявление мотивировано тем, что на территории <адрес> имеются автомобильные дороги, собственник или эксплуатирующая организация которых не известны, в частности, автодороги по <адрес>. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения. Пунктом 5 ч.1 ст. 14. Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 N 131-ФЗ предусмотрено, что к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. На основании ст. 14 указанного Федерального закона планирование дорожной деятельности осуществляется уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основании документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ. В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. Частью 4 ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что органы местного самоуправления, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. При этом, полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. В соответствии с ч.1 ст. 12 указанного Федерального закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Частью 1 статьи 21 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» установлено, что мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности, дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги. Статьей 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ установлена классификация автомобильных дорог, которые в зависимости от их значения подразделяются на: автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения. Кроме того, статья 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относит владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения. Часть 1 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. Согласно ст. 225 ГК РФ вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался, является бесхозяйной. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. В соответствие с п.5 Постановления Правительства РФ от 17.09.2003 N 580 "Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей" принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества, с приложением необходимых документов. Однако администрацией Подгорненского сельсовета Мокшанского района Пензенской области каких-либо действенных мер по постановке на учет бесхозяйных автодорог, расположенных по: <адрес>, до сих пор не принято. Так, вопреки требованиям действующего законодательства администрацией Подгорненского сельсовета Мокшанского района Пензенской области не осуществлены первичные действия по обеспечению безопасности дорожного движения участников дорожного движения, а именно, не подано заявление о постановке указанной дороги на учет в качестве бесхозяйной. Дальнейшее бездействие со стороны администрации может вызвать наступление тяжелых последствий - разрушение автомобильных дорог и, как следствие, возникновение чрезвычайной ситуации, которая может повлечь за собой человеческие жертвы, причинение ущерба здоровью людей и значительные материальные потери. В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования, изложенные в исковом заявлении. Пояснив при этом, что по сообщению органа, осуществляющего государственную регистрацию права на недвижимое имущество, следует, что указанные в иске объекты, на праве собственности за кем-либо не зарегистрированы. Представитель ответчика - глава администрации Подгорненского сельсовета Мокшанского района Пензенской области О.Н. Левашова, просила суд рассмотреть дел без участия представителя администрации, исковые требования признала Представитель 3 лица на стороне ответчика Управления Росрееста по Пензенской области просит дело рассмотреть без их участия. Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно норм ст.4 ФЗ РФ от 6 октября 2003 года №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, изложенный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан и иные муниципальные правовые акты. Пунктом 5 ч.1 ст. 14. Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 N 131-ФЗ предусмотрено, что к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. На основании ст. 14 указанного Федерального закона планирование дорожной деятельности осуществляется уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основании документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ. Согласно норм ст. 130 ГК РФ, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землёй, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. Нормы ст.225 Гражданского Кодекса РФ предусматривают, что вещь, которая не имеет собственника или собственник которой не известен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался, является бесхозяйной. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. В соответствии с п.5 Постановления Правительства РФ от 17 сентября 2003 года №580 «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей», принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества, с приложением необходимых документов. Поскольку поводом спора являются автомобильные дороги, то при разрешении данного спора применяются помимо общих норм о бесхозяйном недвижимом имуществе, специальные нормы. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения. В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. Частью 4 ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что органы местного самоуправления, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. При этом, полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. В соответствии с ч.1 ст. 12 указанного Федерального закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Статья 21 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» указывает, что мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги. В статье 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ установлена классификация автомобильных дорог, которые в зависимости от их значения подразделяются на: автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения. Кроме того, статья 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относит владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения. В судебном заседании установлено, что автодороги, прочно связанны с землей, являются недвижимостью и не имеют собственника и балансодержателя. Изложенные выше обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела и не оспариваются сторонами. Обращение органа местного самоуправления в соответствующий орган о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, предусмотрено нормами ГК РФ. Правовое регулирование судьбы бесхозяйного имущества в нормах ст. 225 ГК РФ полностью соответствует нормам ст. 5 ФЗ РФ от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которых к полномочиям федеральных органов государственной власти относится правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности граждан, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения. Из смысла норм ст. 225 ГК РФ вытекает, что постановка на учет бесхозяйного имущества специальным органом производится по заявлению органа местного самоуправления, причем указанные нормы обязательны для органа местного самоуправления и никак не нарушают общие принципы организации местного самоуправления в РФ. Обращение в суд о признании бесхозяйного имущества муниципальной собственностью предусмотрено как право муниципального органа и нормы ст. 225 ГК РФ не обязывают к такому действию. Дальнейшее бездействие администрации Подгорненского сельсовета может вызвать наступление тяжелых последствий - разрушение автомобильных дорог и, как следствие, возникновение чрезвычайной ситуации, которая может повлечь за собой человеческие жертвы, причинение ущерба здоровью людей и значительные материальные потери. Бездействие администрации Подгорненского сельсовета Мокшанского района Пензенской области выразившееся в непринятии мер по постановке на учет как бесхозяйного имущества, существенно нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории Подгорненской администрации. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства. Процессуальное право прокурора на обращение в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц предусмотрено нормами ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ. Основания для обращения прокурора имеются. Разрешение данного спора подсудно районному суду - суду общей юрисдикции, поскольку иск предъявлен в защиту прав, свобод, интересов неопределенного круга физических лиц и содержится требование неимущественного характера. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации Подгорненского сельсовета Мокшанского района Пензенской области, выразившееся в самоустранении от предусмотренной законодательством работы по постановке на учет бесхозяйных автодорог, расположенных по <адрес>; Обязать администрацию Подгорненского сельсовета Мокшанского района Пензенской области принять меры по государственной регистрации прав на автодорогу, принятию на учет бесхозяйной недвижимой вещи, а именно автодорог, расположенных по <адрес> с целью принятия на баланс муниципального образования и (или) передачи ее специализированной организации, осуществляющей содержание автомобильных дорог. Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в десятидневный срок.