дело №2-586/2011 года РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 27 июня 2011 года р.п. Мокшан Мокшанский районный суд Пензенской области в составе: председательствующего судьи Никина А.В., с участием заместителя прокурора Мокшанского района Щвецовой И.А., при секретаре судебного заседания Генераловой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Мокшан гражданское дело по иску прокурора Мокшанского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Широкоисского сельсовета Мокшанского района Пензенской области о признании незаконным бездействие администрации, о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, установил: прокурор Мокшанского района в исковом заявлении просит признать незаконным бездействие администрации Широкоисского сельсовета Пензенской области, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного газопровода, обязать администрацию Широкоисского сельсовета провести в полном объеме постановку на учет бесхозяйного газопровода общей протяженностью <данные изъяты> м., расположенного в <адрес>, протяженностью <данные изъяты> м,по <адрес> протяженностью <данные изъяты> м, по <адрес> протяженностью <данные изъяты> м, по <адрес> протяженностью <данные изъяты> м., по <адрес> протяженностью <данные изъяты> м., а именно: выполнить действия по изготовлению технического паспорта на газопровод и выполнить действия по постановке на учет бесхозяйного газопровода органом, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество, путем подачи заявления соответствующего содержания. Заявление мотивировано тем, что прокуратурой района в ходе проведения проверки исполнения законодательства о безопасности газовых сетей на территории Мокшанского района было установлено, что администрацией Широкоисского сельсовета Мокшанского района Пензенской области допущены существенные нарушения названного законодательства, затрагивающие права и законные интересы жителей данного муниципального образования.Так, установлено, что на территории Широкоисского сельсовета Мокшанского района Пензенской области, имеется газопровод низкого давления, собственник или эксплуатирующая организация которого не известны, в частности газораспределительные сети, общей протяженностью <данные изъяты> м, расположенные в <адрес>, а именно: по <адрес>, протяженностью <данные изъяты> м; по <адрес> протяженностью <данные изъяты> м.; по <адрес> протяженностью <данные изъяты> м.;"по <адрес> протяженностью <данные изъяты> м.; по <адрес> протяженностью <данные изъяты> м.В соответствие со ст. 7 Федерального закона от 31.03.1999 года «О газоснабжении в Российской Федерации» организация газоснабжения является полномочием органов местного самоуправления поселений и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.Пунктом 5 «Правил охраны газораспределительных сетей», утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 года №878 установлено,что газораспределительные сети относятся к категории опасных производственных объектов, что обусловлено взрыво - и пожароопасными свойствами транспортируемого по ним газа. Основы безопасной эксплуатации газораспределительных сетей определены Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».Согласно подпункту 8 п.1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.Кроме того, к вопросам местного значения поселения согласно подпункту 23 п. 1 указанной статьи относится организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.Ответственность за надлежащее техническое состояние газовых сетей, своевременное проведение необходимых регламентных работ в процессе их эксплуатации, является важной составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в частности чрезвычайных ситуаций техногенного характера.Обязанность по осуществлению таких мер возложена указанными нормами закона на органы местного самоуправления.В настоящее время указанный газопровод является бесхозяйным объектом и на балансе ни у одной организации не состоит.Статья 225 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что вещь, которая не имеет собственника или собственник которой не известен, либо вещь, от права собственности, на которую собственник отказался, является бесхозной.Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.В соответствие с п. 5 Постановления Правительства РФ от 17.09.2003 года №580 «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей» принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании предоставляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества, с приложением необходимых документов.Однако каких-либо действенных мер со стороны органа местного самоуправления не последовало, необходимые для государственной регистрации документы в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость до настоящего времени не поданы.Дальнейшее бездействие со стороны администрации Широкоисского сельсовета влечет за собой ненадлежащее техническое состояние газопроводных сетей, препятствует обеспечению надежного и бесперебойного снабжения, потребителей газом, а также может вызвать наступление тяжелых последствий - разрушение газопроводных сетей и, как следствие, значительные материальные потери, возникновение чрезвычайной ситуации. Таким образом, бездействие администрации Широкоисского сельсовета, выразившееся в непринятии действенных мер по государственной регистрации собственности на газопроводные сети, существенно нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории Широкоисского сельсовета Мокшанского района Пензенской области, в то время как в соответствии со ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства. В судебном заседании заместитель прокурора Мокшанского района Швецова И.А. поддержала исковые требования, изложенные в исковом заявлении, и уточнила следующее. Просила суд обязать администрацию Широкоисского сельсовета Мокшанского района Пензенской области провести работу по постановке на учет бесхозного газопровода, общей протяженностью <данные изъяты> м, расположенного в <адрес>, а именно: газопровода от <данные изъяты> до жилых домов по <адрес> надземеной прокладки низкого давления протяженностью <данные изъяты> м; газопровода к жилым домам по <адрес> № №. № в <адрес> надземной прокладки низкого давления протяженностью <данные изъяты> м.; газопровода от места врезки до <данные изъяты> от <данные изъяты> до жилых домов по <адрес> в <адрес>, подземной прокладки высокого давления протяженностью <данные изъяты> м, надземной прокладки высокого давления протяженностью <данные изъяты> м, подземной прокладки низкого давления протяженностью <данные изъяты> м, надземной прокладки низкого давления протяженностью <данные изъяты> м; газопровода от места врезки до <адрес> до жилых домов по <адрес> подземной прокладки высокого давления протяженностью <данные изъяты> м, надземной прокладки высокого давления протяженностью <данные изъяты> м, подземной прокладки низкого давления протяженностью <данные изъяты> м, надземной прокладки низкого давления протяженностью <данные изъяты> м; газопровод от <адрес> до жилых домов по <адрес> надземной прокладки низкого давления протяженностью <данные изъяты> м. Просит суд обязать администрацию Широкоисского сельсовета выполнить действия по изготовлению технического паспорта на газопровод и действия по постановке на учет в органах по регистрации прав недвижимости. Имеется сообщение органа, осуществляющего государственную регистрацию права на недвижимое имущество, из которого следует, что указанный в иске объект на праве собственности за кем-либо не значится. Представитель ответчика- администрации Широкоисского сельсовета Мокшанского района в судебное заседание не явился, просил суд дело рассмотреть в отсутствие представителя администрации. Представитель 3 лица на стороне ответчика - ООО «Метан, с исковыми требованиями прокурора согласен и поддерживает их в полном объеме. Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно норм ст.4 ФЗ РФ от 6 октября 2003 года №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, изложенный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан и иные муниципальные правовые акты. Согласно подпункту 8 п. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Кроме того, к вопросам местного значения поселения согласно подпункту 23 п. 1 указанной статьи относится организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Ответственность за надлежащее техническое состояние газовых сетей, своевременное проведение необходимых регламентных работ в процессе их эксплуатации, является важной составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в частности чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Обязанность по осуществлению таких мер возложена указанными нормами закона на органы местного самоуправления. Согласно нормам ст.5 ФЗ РФ от 6 октября 2003 года №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к полномочиям федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления относится, в том числе правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности граждан, органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены федеральными законами в порядке, установленном настоящим федеральным законом. Согласно нормам ст. 130 ГК РФ, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землёй, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. Нормы ст.225 Гражданского Кодекса РФ предусматривают, что вещь, которая не имеет собственника или собственник которой не известен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался, является бесхозяйной. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. В соответствии с п.5 Постановления Правительства РФ от 17 сентября 2003 года №580 «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей», принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества, с приложением необходимых документов. Поскольку поводом спора является газопровод как источник повышенной опасности, то при разрешении данного спора применяются помимо общих норм о бесхозяйном недвижимом имуществе, специальные нормы. В соответствии со ст.7 Федерального закона от 31.03.1999 года «О газоснабжении в Российской Федерации» организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления поселений и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами. Пунктом 5 «Правил охраны газораспределительных сетей», утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 года № 878 установлено, что газораспределительные сети относятся к категории опасных производственных объектов, что обусловлено взрывоопасным и пожароопасными свойствами транспортируемого по ним газа. Основы безопасной эксплуатации газораспределительных сетей определены Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". В судебном заседании установлено, что газопровод, прочно связанный с землей, является недвижимостью и опасным производственным объектом, не имеет собственника и балансодержателя. Изложенные выше обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела и не оспариваются сторонами. Обращение органа местного самоуправления в соответствующий орган о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, в том числе и потенциально опасного, предусмотрено нормами ГК РФ. Правовое регулирование судьбы бесхозяйного имущества в нормах ст. 225 ГК РФ не обязывают к такому действию. Дальнейшее бездействие администрации Широкоисского сельсовета может вызвать наступление тяжелых последствий- аварии на газопроводе, возникновение чрезвычайной ситуации, которая может повлечь за собой человеческие жертвы, причинение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери. Бездействие администрации Широкоисского сельсовета выразившееся в непринятии мер по изготовлению технического паспорта на газопровод, по постановке на учет как бесхозяйного имущества, существенно нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории Широкоисского сельсовета Мокшанского района Пензенской области. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства. Процессуальное право прокурора на обращение в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц предусмотрено нормами ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ. Основания для обращения прокурора имеются. Разрешение данного спора подсудно районному суду- суду общей юрисдикции, поскольку иск предъявлен в защиту прав, свобод, интересов неопределенного круга физических лиц и содержится требование неимущественного характера. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил: исковые требования прокурора удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации Широкоисского сельсовета Мокшанского района Пензенской области, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного газопровода. Обязать администрацию Широкоисского сельсовета Мокшанского района Пензенской области провести в полном объеме работу по постановке на учет бесхозяйного газопровода, а именно: выполнить действия по изготовлению технического паспорта на газопровод и выполнить действия по постановке на учет бесхозяйного газопровода общей протяженностью <данные изъяты> м, расположенного в <адрес>, а именно: газопровода от <адрес> до жилых домов по <адрес> надземеной прокладки низкого давления протяженностью <данные изъяты> м; газопровода к жилым домам по <адрес> № №. № в <адрес> надземной прокладки низкого давления протяженностью <данные изъяты> м.; газопровода от места врезки до <адрес>, от <адрес> до жилых домов по <адрес> в <адрес>, подземной прокладки высокого давления протяженностью <данные изъяты> м, надземной прокладки высокого давления протяженностью <данные изъяты> м, подземной прокладки низкого давления протяженностью <данные изъяты> м, надземной прокладки низкого давления протяженностью <данные изъяты> м; газопровода от места врезки до <адрес>, <адрес> до жилых домов по <адрес> подземной прокладки высокого давления протяженностью <данные изъяты> м, надземной прокладки высокого давления протяженностью <данные изъяты> м, подземной прокладки низкого давления протяженностью <данные изъяты> м, надземной прокладки низкого давления протяженностью <данные изъяты> м; газопровод от <адрес> до жилых домов по <адрес> надземной прокладки низкого давления протяженностью <данные изъяты> м.,органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество путем подачи заявления соответствующего содержания в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, в срок до 01 октября 2011 года. Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в десятидневный срок через Мокшанский районный суд.