О признании незаконным бездействие администрации сельсовета, выразившееся в самоустранении от предусмотренной законодательством обязанности по регулярной очистке территории от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями



Дело № 2-685/2011

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 июля 2011 года                                                                 р.п. Мокшан

Мокшанский районный суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Уткиной Е.В.,

с участием заместителя прокурора Швецовой И.А.,

при секретаре Моисеевой Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Мокшанского района Пензенской области в защиту неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Плесского сельсовета Мокшанского района Пензенской области, выразившегося в самоустранении от предусмотренной законодательством обязанности по регулярной очистке территории муниципального образования от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями, а также требованиями земельного законодательства,

установил:

прокурор Мокшанского района Пензенской области обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц с заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие администрации Плесского сельсовета, выразившееся в самоустранении от предусмотренной законодательством обязанности по регулярной очистке территории муниципального образования от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями, а также требованиями земельного законодательства; обязать администрацию Плесского сельсовета в месячный срок ликвидировать расположенную на территории земельного участка в 1,8 км на северо-восток от с. Плесс Мокшанского района Пензенской области, за чертой населенного пункта на землях сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 58:18:921201, несанкционированную свалку мусора, твердых фракций бытовых отходов производства и потребления. Заявление мотивировано тем, что прокуратурой Мокшанского района в ходе проверки исполнения законодательства в сфере землепользования установлено, что на территории земельного участка в 1,8 км на северо-восток от с. Плесс Мокшанского района Пензенской области, за чертой населенного пункта на землях сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 58:18:921201, расположена несанкционированная свалка мусора, твердых фракций бытовых отходов производства и потребления. В соответствии со ст. 12 ЗК РФ земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности. Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе таких принципов, как: соблюдение права человека на благоприятную, окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. Как предусмотрено ст. 51 данного Закона, отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем на водосборочных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов. Статьей 7 данного закона к вопросам местного значения муниципальных образований отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Аналогичные обязанности на муниципальные образования возложены п. 18 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» согласно которому организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения. В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии экологическими, санитарными и иными требованиями. На основании положений Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечении санитарно - эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. Согласно п.п. 3.1, 3.2 СаНПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапыватьна сельскохозяйственных полях. Вопреки изложенным правовым нормам администрацией Плесского сельсовета не осуществляются обязанности по регулярной очистке территории муниципального образования от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями, а также требованиями земельного законодательства. Дальнейшее бездействие создает угрозу наступления тяжелых последствий в виде негативного воздействия на экологическую среду, препятствует обработке земли должным образом и ставит под угрозу способность земли воспроизводить.

В судебном заседании прокурор отказался от своих требований. Просил производство по делу прекратить в виду добровольного удовлетворения требований прокурора.

Судом разъяснены последствия принятия отказа от иска и прекращения производства по делу, предусмотренные ст. 221 ГПК РФ, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

Отказ прокурора от иска не противоречит закону, не нарушает чьих-либо прав и охраняемых законом интересов.

При таких обстоятельствах у суда имеются основания для принятия отказа прокурора Мокшанского района от заявленных требований и прекращения производства по делу.

Руководствуясь ст. 173, 220, 221 ГПК РФ, суд

определил:

принять отказ прокурора Мокшанского района от заявления в защиту неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Плесского сельсовета Мокшанского района Пензенской области, выразившегося в самоустранении от предусмотренной законодательством обязанности по регулярной очистке территории муниципального образования от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями, а также требованиями земельного законодательства.

Производство по делу по заявлению прокурора Мокшанского района в защиту неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Плесского сельсовета Мокшанского района Пензенской области, выразившегося в самоустранении от предусмотренной законодательством обязанности по регулярной очистке территории муниципального образований от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями, а также требованиями земельного законодательства, прекратить.

Разъяснить сторонам, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

Определение может быть обжаловано в Пензенский областной суд посредством подачи кассационной жалобы через Мокшанский районный суд в десятидневный срок.