Дело № 2-682/2011 РЕШЕНИЕ 20 июля 2011 г. р.п. Мокшан Мокшанский районный суд Пензенской области в составе: председательствующего судьи Уткиной Е.В., с участием заместителя прокурора Швецовой И.А., при секретаре Моисеевой Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Мокшанского района Пензенской области в защиту неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Успенского сельсовета Мокшанского района Пензенской области, выразившегося в самоустранении от предусмотренной законодательством обязанности по регулярной очистке территории муниципального образования от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями, а также требованиями земельного законодательства, установил: прокурор Мокшанского района Пензенской области обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц с заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие администрации Успенского сельсовета, выразившееся в самоустранении от предусмотренной законодательством обязанности по регулярной очистке территории муниципального образования от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями, а также требованиями земельного законодательства; обязать администрацию Успенского сельсовета в месячный срок ликвидировать расположенную на территории земельного участка в 570 м на северо-восток от дома № 4 по ул. Ермакова с. Успенское Мокшанского района Пензенской области, за чертой населенного пункта, на землях сельскохозяйственного назначения, несанкционированную свалку мусора, твердых фракций бытовых отходов производства и потребления. Заявление мотивировано тем, что прокуратурой Мокшанского района в ходе проверки исполнения законодательства в сфере землепользования установлено, что на территории земельного участка в 570 м на северо-восток от дома № 4 по ул. Ермакова с. Успенское Мокшанского района Пензенской области, за чертой населенного пункта, на землях сельскохозяйственного назначения расположена несанкционированная свалка мусора, твердых фракций бытовых отходов производства и потребления. В соответствии со ст. 12 ЗК РФ земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности. Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе таких принципов, как: соблюдение права человека на благоприятную, окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. Как предусмотрено ст. 51 данного Закона, отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем на водосборочных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов. Статьей 7 данного закона к вопросам местного значения муниципальных образований отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Аналогичные обязанности на муниципальные образования возложены п. 18 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» согласно которому организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения. В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии экологическими, санитарными и иными требованиями. На основании положений Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечении санитарно - эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. Согласно п.п. 3.1, 3.2 СаНПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапыватьна сельскохозяйственных полях. Вопреки изложенным правовым нормам администрацией Успенского сельсовета не осуществляются обязанности по регулярной очистке территории муниципального образования от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями, а также требованиями земельного законодательства. Дальнейшее бездействие создает угрозу наступления тяжелых последствий в виде негативного воздействия на экологическую среду, препятствует обработке земли должным образом и ставит под угрозу способность земли воспроизводить. В судебном заседании заместитель прокурора Мокшанского района Швецова И.А. заявленные прокурором требования поддержала в полном объеме. Администрация Успенского сельсовета Мокшанского района Пензенской области в адресованном суду заявлении просила дело рассмотреть без участия ее представителя, требования прокурора признала. Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы заместителя прокурора Мокшанского района Швецовой И.А., суд считает требования прокурора Мокшанского района обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В соответствии с п. 1 ст. 11 названного Федерального закона каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Это право согласно части 3 статьи 55 Конституции РФ может быть ограничено только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В соответствии со ст. 12 ЗК РФ земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности. В соответствии с пунктом 18 части первой статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и со статьей 7 Федерального закона "Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающих их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека. В соответствии со ст. 21 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" № 52-ФЗ от 30.03.1999, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. В соответствии с п.1.2 санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий, населенных мест", утвержденных Минздравом СССР 05.08.1988 № 4690-88 система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов их жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из не канализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта). Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены. В ходе проверки установлено, что на территории земельного участка в 570 м на северо-восток от дома № 4 по ул. Ермакова с. Успенское Мокшанского района Пензенской области, за чертой населенного пункта, на землях сельскохозяйственного назначения, расположена несанкционированная свалка мусора, твердых фракций бытовых отходов производства и потребления. Наличие указанной свалки и непринятие мер по ее ликвидации, свидетельствует о бездействии со стороны администрации Успенского сельсовета Мокшанского района Пензенской области, что создает угрозу наступления негативных последствий для окружающей среды, угрозу жизни и здоровью проживающих на территории Успенского сельсовета Мокшанского района граждан, нарушает права неопределенного круга лиц и не может быть оправдано ни одной из целей, указанных в ст. 55 Конституции РФ. Руководствуясь ст.ст. 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд решил: заявление прокурора Мокшанского района в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Успенского сельсовета Мокшанского района Пензенской области и понуждении администрации Успенского сельсовета Мокшанского района Пензенской области принять меры по устранению несанкционированной свалки мусора, твердых фракций бытовых отходов производства и потребления, расположенной на территории земельного участка в 570 м на северо-восток от дома № 4 по ул. Ермакова с. Успенское Мокшанского района Пензенской области, за чертой населенного пункта, на землях сельскохозяйственного назначения, удовлетворить. Признать бездействие администрации Успенского сельсовета Мокшанского района Пензенской области незаконными. Обязать администрацию Успенского сельсовета Мокшанского района Пензенской области в срок до 20 августа 2011 года устранить несанкционированную свалку мусора, твердых фракций бытовых отходов производства и потребления, расположенную на территории земельного участка в 570 м на северо-восток от дома № 4 по ул. Ермакова с. Успенское Мокшанского района Пензенской области, за чертой населенного пункта, на землях сельскохозяйственного назначения. Обязать администрацию Успенского сельского совета Мокшанского района Пензенской области информацию о данном решении суда опубликовать в информационном бюллетене "Вести Успенского сельсовета". Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в десятидневный срок посредством подачи кассационной жалобы через Мокшанский районный суд Пензенской области.