дело № 2-733/2011 года РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 25 июля 2011 года р.п. Мокшан Мокшанский районный суд Пензенской области в составе: председательствующего судьи Петровской С.Д., с участием помощника прокурора Мокшанского района Завалина С.С., при секретаре Гордеевой Е.П., рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Мокшан гражданское дело по иску прокурора Мокшанского района Пензенской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Юровского сельсовета Мокшанского района Пензенской области, третье лицо: управление Росреестра по Пензенской области о признании незаконным бездействие администрации Юровского сельсовета Мокшанского района Пензенской области, выразившееся в самоустранении от предусмотренной законодательством работы по постановке на учет бесхозяйных автодорог на территории муниципального образования, о понуждении к регистрации прав на автодорогу, принять на учет бесхозяйную недвижимую вещь, а именно автодорог, расположенных на ул. Совхозная пос. Мирный Мокшанского района Пензенской области, ул. Центральная, ул.Новая пос. Труженик Мокшанского района Пензенской области, ул.Истоки пос. Истоки Мокшанского района Пензенской области с целью принятия на баланс муниципального образования и (или) передачи ее специализированной организации, осуществляющей содержание автомобильных дорог установил: прокурор в защиту интересов неопределенного куга лиц в заявлении просит признать незаконным бездействие администрации Юровского сельсовета Мокшанского района Пензенской области, выразившееся в самоустранении от предусмотренной законодательством работы по постановке на учет бесхозяйных автодорог на территории муниципального образования и обязать зарегистрировать право на автодорогу, принять на учет бесхозяйную недвижимую вещь, а именно автодороги, расположенные на ул. Совхозная пос. Мирный Мокшанского района Пензенской области, ул. Центральная, ул.Новая пос. Труженик Мокшанского района Пензенской области, ул.Истоки пос. Истоки Мокшанского района Пензенской области с целью принятия на баланс муниципального образования и (или) передачи ее специализированной организации, осуществляющей содержание автомобильных дорог. Заявление мотивировано тем, что на территории Юровского сельсовета Мокшанского района Пензенской области имеются автомобильные дороги, собственник или эксплуатирующая организация которых не известны, в частности, автодороги по ул. Совхозная пос. Мирный Мокшанского района Пензенской области, ул. Центральная, ул.Новая пос. Труженик Мокшанского района Пензенской области, ул.Истоки пос. Истоки Мокшанского района Пензенской области. Однако администрацией Юровского сельсовета Мокшанского района Пензенской области каких-либо действенных мер по постановке на учет бесхозяйных автодорог, расположенных на территории муниципального образования до сих пор не принято. Так, вопреки требованиям действующего законодательства администрацией Юровского сельсовета Мокшанского района Пензенской области не осуществлены первичные действия по обеспечению безопасностидорожного движения участников дорожного движения, а именно, не подано заявление о постановке указанных дорог на учет в качестве бесхозяйных. Дальнейшее бездействие со стороны администрации может вызвать наступление тяжелых последствий - разрушение автомобильных дорог и, как следствие, возникновение чрезвычайной ситуации, которая может повлечь за собой человеческие жертвы, причинение ущерба здоровью людей и значительные материальные потери. В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования, изложенные в исковом заявлении. Пояснив, что по сообщению органа, осуществляющего государственную регистрацию права на недвижимое имущество, следует, что указанные в иске объекты, на праве собственности за кем-либо не зарегистрированы. Предлагает установить срок для совершения действий ответчика до 28 февраля 2012 года. В письменном обращении к суду глава администрации Юровского сельсовета предлагает рассмотреть дело без участия представителя, требования прокурора признает. Представитель третьего лица на стороне ответчика Управления Росреестра по Пензенской области просит дело рассмотреть без их участия. Заслушав пояснения стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ч.3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого она находиться. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Согласно норм ст. 5 ФЗ РФ от 6 октября 2003 года №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к полномочиям федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления относится в том числе правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности граждан, органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены федеральными законами в порядке, установленным настоящим федеральным законом. Пунктом 5 ч.1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 N 131-ФЗ предусмотрено, что к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. На основании ст. 14 указанного Федерального закона планирование дорожной деятельности осуществляется уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основании документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ. В соответствии с п. 5 Постановления Правительства РФ от 17 сентября 2003 года №580 «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей», принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находиться объект недвижимого имущества, с приложением необходимых документов. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения. В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. Частью 4 ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что органы местного самоуправления, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. При этом, полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. В соответствии с ч.1 ст. 12 указанного Федерального закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Частью 1 статьи 21 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» установлено, что мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности, дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги. Статьей 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ установлена классификация автомобильных дорог, которые в зависимости от их значения подразделяются на: автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения. Согласно ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относит владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения. Согласно ч. 1 ст. 215 ГК РФ, имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. В соответствие с п.5 Постановления Правительства РФ от 17.09.2003 N 580 «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей» принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества, с приложением необходимых документов. Обращение органа местного самоуправления в соответствующий орган о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, предусмотрено нормами ГК РФ. Правовое регулирование судьбы бесхозяйного имущества в нормах ст. 225 ГК РФ вытекает, что постановка на учет бесхозяйного имущества специальным органом производится по заявлению органа местного самоуправления, причем указанные нормы обязательны для органа местного самоуправления и никак не нарушают общие принципы организации местного самоуправления в РФ. Обращение в суд о признании бесхозяйного имущества муниципальной собственностью предусмотрено как право муниципального органа и нормы ст. 225 ГК РФ не обязывают к такому действию. На л.д. 8-16 имеются выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним об отсутствии сведений на недвижимое имущество - автодороги. Соответствующие объекты, на праве собственности за кем-либо не зарегистрированы. Согласно сведениям администрации Юровского сельсовета Мокшанского района Пензенской области от 15.04.2011г, автодороги, находящиеся на территории администрации на балансе сельсовета не состоят, в муниципальной собственности не находятся. Судом установлено, что автодороги, расположенные на ул. Совхозная пос. Мирный Мокшанского района Пензенской области, ул. Центральная, ул.Новая пос. Труженик Мокшанского района Пензенской области, ул.Истоки пос. Истоки Мокшанского района Пензенской области прочно связанны с землей, являются бесхозяйным недвижимым имуществом, не имеют собственника и балансодержателя и права собственности на это имущество должно быть зарегистрировано за муниципальным образованием - «Юровский сельсовет Мокшанского района Пензенской области». Дальнейшее бездействие администрации Юровского сельсовета может вызвать наступление тяжелых последствий - разрушение автомобильных дорог и, как следствие, возникновение чрезвычайных ситуаций, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, причинение ущерба здоровью людей и значительные материальные потери. Для совершения действий по исполнению судебного решения ответчику следует предоставить разумный срок - до 28 февраля 2012 года. Спор о праве на автодороги с другими лицами отсутствует. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что заявление прокурора подлежит удовлетворению в полном объеме как законное и обоснованное. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил: исковые требования прокурора Мокшанского района удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации Юровского сельсовета Мокшанского района Пензенской области по непринятию мер по постановке на учет бесхозяйных автодорог, расположенных по ул. Совхозная пос. Мирный Мокшанского района Пензенской области, ул. Центральная, ул.Новая пос. Труженик Мокшанского района Пензенской области, ул.Истоки пос. Истоки Мокшанского района Пензенской области. Обязать администрацию Юровского сельсовета Мокшанского района Пензенской области изготовить техническую документацию на бесхозяйные дороги и обратиться с заявлением в соответствующий орган о постановке на учет как бесхозяйные объекты недвижимости, а именно автодороги, расположенные на ул. Совхозная пос. Мирный Мокшанского района Пензенской области, ул. Центральная, ул.Новая пос. Труженик Мокшанского района Пензенской области, ул.Истоки пос. Истоки Мокшанского района Пензенской области в срок до 28 февраля 2012 года. Обязать администрацию Юровского сельсовета Мокшанского района Пензенской области разместить информацию о принятом решении суда в печатном органе «Вести Юровского сельсовета». Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в десятидневный срок через Мокшанский районный суд.