Дело № 2-895/2010 г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 9 сентября 2010 года р.п. Мокшан Мокшанский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Наумова В.Ю., при секретаре Зезелевой И.Ю., с участием заместителя прокурора Мокшанского района Пензенской области Кузнецова М.Н., рассмотрев в помещении Мокшанского районного суда Пензенской области в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Мокшанского района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Широкоисского сельсовета Мокшанского района Пензенской области, выразившегося в самоустранении от предусмотренной законодательством обязанности по регулярной очистке территории муниципального образования, и возложении обязанности на администрацию ликвидировать несанкционированную свалку мусора, расположенную в 1,7 км. на север от с. Широкоисс Мокшанского района Пензенской области, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Мокшанского района Пензенской области Алмакаев Д.Р. в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением, в котором указал, что 27.08.2010 года в ходе проверки исполнения законодательства в сфере землепользования установлено, что на территории земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 58:18:910403:1, расположенном в 1,7 км. на север от с. Широкоисс Мокшанского района Пензенской области, имеется место несанкционированного размещения отходов производства и потребления. В соответствии со ст. 12 ЗК РФ земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности. Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе таких принципов, как соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, ответственность за нарушения законодательства об охране В судебном заседании заместитель прокурора Мокшанского района Пензенской области Кузнецов М.Н. поддержал исковые требования, просил так же обязать администрацию Широкоисского сельсовета Мокшанского района опубликовать решение суда в информационном бюллетене «Вести Комитета местного самоуправления Широкоисского сельсовета Мокшанского района Пензенской области». Администрации Широкоисского сельсовета Мокшанского района Пензенской области, будучи надлежащим образом извещенной о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась. Суд, выслушав помощника прокурора Мокшанского района Пензенской области, исследовав материалы дела, пришел к выводу, что иск подлежит удовлетворению. Из акта проверки от 27 августа 2010 года следует, что на территории земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 58:18:910403:1, расположенном в 1,7 км. на север от с. Широкоисс Мокшанского района Пензенской области, имеется несанкционированная свалка отходов производства и потребления. В соответствии со ст. 12 ЗК РФ земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Согласно ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых зонах и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; Статьей 7 данного закона к вопросам местного значения муниципальных образований отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Согласно п. 18 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения. В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии экологическими, санитарными и иными требованиями. На основании Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской федерации в области обеспечении санитарно - эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. Согласно п.п. 3.1, 3.2 СаНПцН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать на сельскохозяйственных полях. Администрацией Широкоисского сельсовета Мокшанского района Пензенской области не организована работа по сбору, удалению бытовых отходов, что является нарушением указанных требований закона. Обязанность по осуществлению таких мер возложена нормами закона на органы местного самоуправления. Бездействие со стороны администрации по данному вопросу нарушает конституционное право граждан, предусмотренное ст. 42 Конституции РФ, а именно право на благоприятную окружающую среду. Исследованные доказательства позволяют суду прийти к выводу, что заявленные прокурором требования нашли свое подтверждение в судебном заседании, являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме. На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать незаконным бездействие администрации Широкоисского сельсовета Мокшанского района Пензенской области, выразившееся в самоустранении от предусмотренной законодательством обязанности по регулярной очистке территории муниципального образования. Обязать администрацию Широкоисского сельсовета Мокшанского района Пензенской области ликвидировать несанкционированную свалку мусора, расположенную в 1,7 км. на север от с. Широкоисс Мокшанского района Пензенской области до 9 октября 2010 года. Обязать администрацию Широкоисского сельсовета Мокшанского района Пензенской области опубликовать принятое по данному заявлению решение суда в информационном бюллетене «Вести Комитета местного самоуправления Широкоисского сельсовета Мокшанского района Пензенской области». Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Мокшанский районный суд Пензенской области в течение 10 дней.
окружающей среды. Как предусмотрено ст. 51 данного Закона, отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов. Статьей 7 данного закона к вопросам местного значения муниципальных образований отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Аналогичные обязанности на муниципальные образования возложены п. 18 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» согласно которому, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения. В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии экологическими, санитарными и иными требованиями. На основании положений Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» орган государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской федерации в области обеспечении санитарно - эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. Согласно п.п. 3.1, 3.2 СаНПцН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать на сельскохозяйственных полях. Вопреки изложенным правовым нормам администрацией Широкоисского сельсовета не осуществляются обязанности по регулярной очистке территории муниципального образования от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями, а также требованиями земельного законодательства. Дальнейшее бездействие создает угрозу наступления тяжелых последствий в виде негативного воздействия на экологическую среду, препятствует обработке земли должным образом и ставит под угрозу способность земли воспроизводить. Просит признать незаконным бездействие администрации Широкоисского сельсовета, выразившееся в самоустранении от предусмотренной законодательством обязанности по регулярной очистке территории муниципального образования от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями, а также требованиям земельного законодательства, обязать администрацию Широкоисского сельсовета в месячный срок ликвидировать расположенную на территории земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 58:18:910403:1, расположенном в 1,7 км. на север от с. Широкоисс Мокшанского района Пензенской области, несанкционированную свалку отходов производства и потребления.