О признании незаконным бездействие администрации



Дело № 2-929/2010 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 сентября 2010 года р.п. Мокшан

Мокшанский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Наумова В.Ю.,

с участием помощника прокурора Мокшанского района Пензенской области Ариткина В.А.,

главы администрации Алексеевского сельсовета Мокшанского района Пензенской области Ивановой Т.Е.,

при секретаре Зезелевой И.Ю.,

рассмотрев в помещении Мокшанского районного суда Пензенской области в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Мокшанского района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Алексеевского сельсовета Мокшанского района Пензенской области о признании незаконным бездействия администрации, выразившегося в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения, о понуждении администрации произвести в полном объеме работу по постановке на учет бесхозяйных гидротехнических сооружений, расположенных на балке Долгая Стрела в 3 км на северо-запад от с. Алексеевка Мокшанского района Пензенской области и на балке б/н в 100 м на юг от д. Чурдюмка Мокшанского района Пензенской области

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Мокшанского района Пензенской области Алмакаев Д.Р. в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Алексеевской сельской администрации Мокшанского района, выразившегося в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения, с требованием обязать администрацию произвести в полном объеме работу по постановке на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения (V=0,625 млн м3), расположенного на балке Долгая Стрела в 3 км на северо-запад от с. Алексеевка Мокшанского района Пензенской области и бесхозяйного гидротехнического сооружения (V=0,55 млн м3) на балке б/н в 100 м на юг от д. Чурдюмка Мокшанского района Пензенской области

Заявление мотивировано тем, что прокуратурой района в ходе проведения проверки исполнения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений (ГТС) на терри­тории Мокшанского района, было установлено, что администрацией Алексеевского сельсовета допущены существенные нарушения названного законода­тельства, затрагивающие права и законные интересы жителей данного муници­пального образования. Так, установлено, что на территории Алексеевского сельсовета имеется ГТС, собственник или эксплуатирующая организация которого не известны, в частности ГТС, расположенных на балке Долгая Стрела в 3 км на северо-запад от с. Алексеевка Мокшанского района Пензенской области и на балке б/н в 100 м на юг от д. Чурдюмка Мокшанского района Пензенской области Данные гидротехнические сооружения находятся в аварийном состоянии, не отвечают требованиям действующего законодательства, вследствие чего являются опасными. Пункт 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ устанавливает, что к вопросам местного значения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. В соответствии со ст. 13 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» № 117-ФЗ от 21.07.1997 г. (ред. от 09.05.2005 г.), эксплуатация ГТС и обеспечение безопасности ГТС, которое не имеет собственника, осуществляется в соответствии с положением, утвержденным Правительством Российской Федерации. Согласно п.6 Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, а также гидротехнического сооружения, подлежащего консервации, ликвидации, либо не имеющего собственника (утв. постановлением Правительства РФ от 27.02.1999 г. № 237), при обнаружении ГТС, не имеющего собственника, орган государственного надзора сообщает данные о нем в орган местного самоуправления и направляет предложения в орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого расположено ГТС, для решения вопроса об обеспечении его безопасности. Статья 225 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался, является бесхозяйной. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они нахо­дятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственно­сти на эту вещь. В соответствии с п.5 Постановления Правительства РФ от 17.09.2003 г. № 580 «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей», принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляет­ся на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижи­мого имущества, с приложением необходимых документов. Должностными лицами контролирующих органов в сфере безопасности ГТС в администрацию сельсовета неоднократно направлялись информации о бесхозяйном ГТС, его аварийном состоянии, более того, ими выдавались предписания с требованием определить балансодержателя ГТС и принять меры к обеспечению безопасности ГТС. Однако каких либо действенных мер в этом направлении со стороны руководства сельсовета до настоящего времени не последовало. ГТС не учтены в реестрах федерального имущества, государственного имущества Пензенской области и муниципального имущества. Дальнейшее бездействие администрации может вызвать наступление тяжелых последствий - разрушение аварийного ГТС и, как следствие, возникновение чрезвычайной ситуации, которая может повлечь за собой человеческие жертвы, причинение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери. Из указанного следует, что бездействие администрации Алексеевского сельсовета, выразившееся в непринятии действенных мер по постановке на учет бесхозяйного ГТС, расположенные на балке Долгая Стрела в 3 км на северо-запад от с. Алексеевка Мокшанского района Пензенской области и на балке б/н в 100 м на юг от д. Чурдюмка Мокшанского района Пензенской области, существенно нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории Алексеевского сельсовета, в то время как в соответствии со ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценно­стью, их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства. Просит признать незаконным бездействие администрации Алексеевского сель­совета Мокшанского района Пензенской области, выразившееся в самоустране­нии от предусмотренной гражданским законодательством работы по постановке на учет бесхозяйных гидротехнических сооружений - узлов ГТС прудов (V=0,625 млн. куб.м. и V=0,55 млн. куб.м.) на территории Алексеевского сельсовета. Обязать администрацию Алексеевского сельсовета произвести в полном объеме работу по постановке на учет бесхозяйных гидротехнических сооруже­ний, расположенных на балке Долгая Стрела в 3 км на северо-запад от с. Алексеевка Мокшанского района Пензенской области и на балке б/н в 100 м на юг от д. Чурдюмка Мокшанского района Пензенской области, а именно: выполнить дейст­вия по изготовлению технического паспорта на гидротехнические сооружения, расположенных на территории Алексеевского сельсовета Мокшанского района Пензенской области, выполнить действия по постановке на учет бесхозяйного не­движимого имущества - гидротехнических сооружений, расположенных на тер­ритории Алексеевского сельсовета Мокшанского района Пензенской области - органом, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество путем подачи заявления соответствующего содержания в орган, осу­ществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество.

В судебном заседании помощник прокурора Мокшанского района Пензенской области Ариткин В.А. поддержал требования, указанные в заявлении, считал необходимым выполнить указанные работы администрацией в срок до 1 декабря 2010 года, и обязать администрацию опубликовать решение суда в печатном органе. С объединением дел в одно производство согласен.

Глава администрации Алексеевского сельсовета Мокшанского района Пензенской области Иванова Т.Е. с заявленными требованиями прокурора полностью согласилась.

Рассмотрев материалы дела, заслушав помощника прокурора, главу администрации, суд считает требования прокурора Мокшанского района обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы признаются в Российской Федерации высшей ценностью.

В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Положения, зафиксированные в ст. 2, 18 Конституции РФ, означают приоритет прав и свобод человека и гражданина в деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены исключительно федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо "в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства".

Пункт 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ устанавливает, что к вопросам местного значения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

В соответствии со ст. 13 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» № 117-ФЗ от 21.07.1997 г. (ред. от 09.05.2005 г.), эксплуатация ГТС и обеспечение безопасности ГТС, которое не имеет собственника, осуществляется в соответствии с положением, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 6 Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, а также гидротехнического сооружения, подлежащего консервации, ликвидации либо не имеющего собственника (утв. постановлением Правительства РФ от 27.02.1999 г. № 237), при обнаружении ГТС, не имеющего собственника, орган государственного надзора сообщает данные о нем в орган местного самоуправления и направляет предложения в орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого расположено ГТС, для решения вопроса об обеспечении его безопасности.

Статья 225 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался, является бесхозяйной. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

В соответствие с п. 5 Постановления Правительства РФ от 17.09.2003г. №580 «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей» принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании предоставляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества, с приложением необходимых документов.

В судебном заседании установлено, что на территории администрации Алексеевского сельсовета имеются ГТС прудов, расположенных на балке Долгая Стрела в 3 км на северо-запад от с. Алексеевка Мокшанского района Пензенской области и на балке б/н в 100 м на юг от д. Чурдюмка Мокшанского района Пензенской области потенциально опасные, аварийные, не имеющие собственника. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Однако каких-либо действенных мер со стороны органа местного самоуправления по данному вопросу до настоящего времени не последовало. Дальнейшее бездействие со стороны администрации существенно нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, в то время как в соответствие со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства.

То обстоятельство, что рассматриваемое гидротехническое сооружение является бесхозяйным, признается ответчиком.

Дальнейшее бездействие администрации Алексеевского сельсовета Мокшанского района может вызвать наступление тяжелых последствий – разрушение аварийного гидротехнического сооружения, возникновение чрезвычайной ситуации, которая может повлечь за собой человеческие жертвы, причинение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери.

Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

При таких обстоятельствах суд, соглашаясь с доводами заявителя, приходит к убеждению, что бездействие администрации Алексеевского сельсовета Мокшанского района, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения, существенно нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории с. Алексеевка и с. Чурдюмка Мокшанского района.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Мокшанского района удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Алексеевского сельсовета Мокшанского района Пензенской области, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения (V=0,625 млн м3), расположенного на балке Долгая Стрела в 3 км на северо-запад от с. Алексеевка Мокшанского района Пензенской области и бесхозяйного гидротехнического сооружения (V=0,55 млн м3), расположенного на балке б/н в 100 м на юг от д. Чурдюмка Мокшанского района Пензенской области.

Обязать администрацию Алексеевского сельсовета Мокшанского района Пензенской области произвести в полном объеме работу по постановке на учет бесхозяйного гидротехнического сооруже­ния (V=0,625 млн м3), расположенного на балке Долгая Стрела в 3 км на северо-запад от с. Алексеевка Мокшанского района Пензенской области и бесхозяйного гидротехнического сооружения (V=0,55 млн м3), расположенного на балке б/н в 100 м на юг от д. Чурдюмка Мокшанского района Пензенской области, а именно: выполнить дейст­вия по изготовлению технического паспорта на гидротехнические сооружения, выполнить действия по постановке на учет бесхозяйных гидротехнических сооружений, путем подачи заявления соответствующего содержания в орган, осу­ществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество в срок до 1 декабря 2010 года.

Обязать администрацию Алексеевского сельсовета Мокшанского района Пензенской области опубликовать информацию о принятом решении суда в печатном органе «Вести Алексеевского сельсовета Мокшанского района Пензенской области».

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Мокшанский районный суд Пензенской области в течение 10 дней.