Дело № 2-775/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 12 августа 2011 года р.п. Мокшан Мокшанский районный суд Пензенской области в составе: председательствующего судьи Петровской С.Д., при секретаре Гордеевой Е.П., рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Мокшан гражданское дело по иску прокурора Мокшанского района Пензенской области в интересах оставшейся без попечения родителей Зуевой Е.С. к администрации Широкоиссокого сельсовета Мокшанского района Пензенской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, УСТАНОВИЛ: прокурор Мокшанского района Пензенской области обратился в Мокшанский районный суд Пензенской области к администрации Широкоиссокого сельсовета Мокшанского района Пензенской области в интересах оставшейся без попечения родителей Зуевой Е.С. с иском, в котором просит обязать администрацию Широкоисского сельсовета Мокшанского района Пензенской области предоставить Зуевой Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение на состав семьи из одного человека по договору социального найма общей площадью 30 м2. Иск мотивирован тем, что прокуратурой Мокшанского района проведена проверка исполнения администрацией Широкоисского сельсовета Мокшанского района Пензенской области законодательства о защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в т.ч. в сфере обеспечения детей жилыми помещениями. Федеральный закон от 21 декабря 1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями и дополнениями) определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также из их числа в возрасте до 23 лет. Согласно ст. 1 данного Закона к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица в возрасте от 18 лет до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции РФ, малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Статьей 8 ФЗ от 21 декабря 1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями и дополнениями) предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно п.2 ч. 2 ст. 57 Жилищного Кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно пункту «ж» статьи 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. В соответствии со ст. 4.1 Закона Пензенской области от 12 сентября 2006 года № 1098-ЗПО "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются жилым помещением по договору социального найма по норме предоставления общей площади жилого помещения равной 30 квадратным метрам. Согласно ч. 3 ст. 1 Закона Пензенской области от 22 декабря 2006 года № 1176 ЗПО «О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области» органы местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Пензенской области наделяются следующими государственными полномочиями Пензенской области по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма лиц, указанных в части 3.1: приобретение жилых помещений; принятие решения о предоставлении (отказе в предоставлении) жилого помещения; заключение договора социального найма. Согласно решению Мокшанского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ отец - С.А. и мать - Н.А. лишены родительских прав в отношении своих детей Зуевой Е.С. ДД.ММ.ГГГГ г.р. и П.С. ДД.ММ.ГГГГ г.р. Постановлением главы администрации Широкоисского сельсовета Мокшанского района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ № (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ) Зуева Е.С. поставлена на учет для внеочередного обеспечения жилым помещением. До настоящего времени Зуевой Е.С. не предоставлено жилье по договору социального найма. В настоящее время Зуева Е.С. нигде не обучается, какого-либо закрепленного жилого помещения, а также жилья на праве собственности не имеет, что подтверждается информацией ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ», Пензенского отдела Управления Росреестр по Пензенской области, а также администраций Чернозерского и Широкоисского сельсовета. В соответствии со ст. 35 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством Российской Федерации. В силу ст. 10 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, родителей" за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации. Право прокурора на обращение в суд с заявлением предусмотрено ст. 45 ГПК РФ. Согласно данной статье, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальной защиты, включая социальное обеспечение,; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду, образование. Зуева Е.С. является лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, она находится в тяжелом материальном положении, социально незащищена, что затрудняет ее самостоятельное обращение в суд. В судебном заседании помощник прокурора Завалин С.С. требования поддержал, дал объяснения, аналогичные содержанию искового заявления, уточнив, что просит предоставить Зуевой Е.А. благоустроенное жилое помещение на состав семьи из одного человека не ниже установленных социальных норм. Истец Зуева Е.А. требования поддержала. Суду пояснила, что не имеет своего жилого помещения, прописана и проживает до настоящего времени в приемной семье С.С. по адресу: <адрес>. Она нигде не обучается и не работает. Администрация Широкоисского сельсовета Мокшанского района Пензенской области просит дело рассмотреть без участия их представителя и принять решение по усмотрению суда. Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с п. 1 ст. 8 ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В соответствии с Законом Пензенской области от 12 сентября 2006 года № 1098-ЗПО «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющие закрепленное жилое помещение, могут обеспечиваться вне очереди жилыми помещениями по договорам социального найма при условии, что возвращение их в ранее занимаемые и сохраненные за ними жилые помещения противоречит их интересам, при признании жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания. Законом Пензенской области от 28 февраля 2011 года №2040-ЗПО «О внесении изменений в отдельные законы (положения законов) Пензенской области», вступившим в силу 10 марта 2011 года, внесены изменения в Закон Пензенской области от 22 декабря 2006 года N 1176-ЗПО «О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области», согласно ст.2 которого ст.1 Закона Пензенской области от 12 сентября 2006 года N 1098-ЗПО "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области" дополнена частью 3 следующего содержания: органы местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Пензенской области наделяются следующими государственными полномочиями Пензенской области по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма лиц, указанных в части 3.1 статьи 5 Закона Пензенской области от 12 сентября 2006 года № 1098-ЗПО "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области": приобретение жилых помещений; принятие решения о предоставлении (отказе в предоставлении) жилого помещения; заключение договора социального найма." Согласно ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. В судебном заседании установлено, что Зуева Е.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет статус лица, оставшегося без попечения родителей: решением Мокшанского районного суда Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ ее родители лишены в отношении ее родительских прав. На основании распоряжения главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ и договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью от ДД.ММ.ГГГГ Зуева Е.С. передана на воспитание в приемную семью С.С., проживающей по адресу: <адрес>. Постановлением главы администрации Широкоисского сельсовета Мокшанского района Пензенской области с учетом изменений, внесенных постановлением от ДД.ММ.ГГГГ №, Зуева Е.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, поставлена на очередь для внеочередного получения жилья как социальная сирота. В настоящее время согласно информации ТП УФМС России по Пензенской области Зуева Е.С. зарегистрирована по месту жительства приемной семьи С.С. по адресу: <адрес>. Согласно уведомлению об отсутствии в Едином государственном реестре прав запрашиваемых сведений № от ДД.ММ.ГГГГ, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права Зуевой Е.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не зарегистрированы (л.д. 16). Зуева Е.С. не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, а также жилья на праве собственности не имеет. Зуева Е.С. является нуждающейся в жилом помещении, и в соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса РФ вправе требовать от органа местного самоуправления предоставления ей вне очереди жилого помещения по договору социального найма, так как данная гарантия на жилое помещение предусмотрена Жилищным кодексом РФ, Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 4 декабря 1996 г. Отсутствие свободного жилья, денежных средств не может являться основанием для отказа в удовлетворении иска. Широкоисская сельская администрация Мокшанского района Пензенской области является надлежащим ответчиком по настоящему делу. Исковые требования Зуевой Е.С. законны, обоснованны, подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: иск прокурора Мокшанского района Пензенской области в интересах оставшейся без попечения родителей Зуевой Е.С. к администрации Широкоиссокого сельсовета Мокшанского района Пензенской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма удовлетворить. Обязать администрацию Широкоисского сельсовета Мокшанского района Пензенской области предоставить Зуевой Е.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение по договору социального найма на состав семьи из одного человека, площадью не ниже установленных социальных норм. Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в десятидневный срок через Мокшанский районный суд Пензенской области.