Дело № 2-823/2011 г. Решение Именем Российской Федерации 12 сентября 2011 года р.п. Мокшан Мокшанский районный суд Пензенской области в составе: председательствующего судьи А.В. Никина, при секретаре судебного заседания Е.А. Генераловой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-823\2011 по иску Тюмина М.Ф. к администрации р.п. Мокшан Пензенской области о признании постановления главы администрации р.п. Мокшан Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ №, в части п.1.1. «о признании утратившим силу постановления от ДД.ММ.ГГГГ № « о признании вдовы участника Великой отечественной войны Тюмина М.Ф. нуждающейся в улучшении жилищных условий» необоснованным и незаконным и о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, установил: в суд обратилась Тюмина М.Ф. с иском к администрации р.п. Мокшан Пензенской области о признании постановления главы администрации р.п. Мокшан Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ №, в части п.1.1. «о признании утратившим силу постановления от ДД.ММ.ГГГГ № « о признании вдовы участника Великой отечественной войны Тюминой М.Ф нуждающейся в улучшении жилищных условий» необоснованным и незаконным и о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Заявление мотивировано следующим. Постановлением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № она признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Однако постановление о признании её нуждающейся в улучшении жилищных условий постановлением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ за № утратило силу. Ответчик обосновывает это тем, что п.6 ч.1 ст.56 Жилищного Кодекса РФ, где указано, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в предоставленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также не правомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. Это обоснование ответчика не имеет законного основания, так как никаких сведений, не соответствующих действительности ответчику не предоставлялось, а какие должностные лица органа, осуществляющего принятие на учет при решении вопроса о принятии на учет совершили неправомерные действия, не указано. Считала, что постановление ответчика от ДД.ММ.ГГГГ№ незаконно в части пункта 1.1, так как им созданы препятствия к осуществлению прав предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах", Закона Пензенской области от 1 ноября 2008 г. N 1618-ЗПО "О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих на территории Пензенской области" (с последующими изменениями и дополнениями), Законом Пензенской области от 27.02.2010 г. № 1870-ЗПО «Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории Пензенской области». В судебное заседание истица Тюмина М.Ф. не явилась. Просила дело рассмотреть без её участия, с участием представителя Савушкина Александра Петровича. Представитель истца по доверенности Савушкин А.П. исковые требования поддержал полностью и уточнил: просил суд, признав постановление главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ №, в части п.1.1. «о признании утратившим силу постановления от ДД.ММ.ГГГГ № «о признании вдовы участника Великой отечественной войны Тюминой М.Ф. нуждающейся в улучшении жилищных условий» необоснованным и незаконным обязать администрацию р.п. Мокшан Пензенской области вынести решение о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Суду пояснил, постановлением главы администрации р.п. Мокшан его доверитель признана нуждающейся в улучшении жилищных условий определенной Федеральным законом Российской Федерации от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах»; Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов»; Федеральным законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 327-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах"; Закона Пензенской области от 27.02.2010 г. №1870-ЗПО «Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории Пензенской области». Однако постановлением от ДД.ММ.ГГГГ за № предыдущее постановление было признано утратившим силу и в улучшении жилищных условий истице отказано. Протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ комиссия постановила отказать Тюминой М.Ф. в принятии на учет в качестве лица нуждающегося в улучшении жилищных условий, поскольку не истек пятилетний срок со дня совершения ею намеренных действий по ухудшению своих жилищных условий. Однако истица никоим образом свои жилищные условия не ухудшила, тем более намеренных действий по этому поводу не предпринимала, проведенной экспертизой установлено, что данный дом для нормального проживания не пригоден. Свидетель К.Н. суду пояснила, что истица Тюмина М.Ф. её родная тетка, и она занималась оформлением всех документов для постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Осенью 2010 года по её просьбе была проведена экспертиза квартиры, в результате которой было установлено, что износ квартиры составил 68 %. Так же эксперт указал, что имеются основания для признания данной кварты непригодной для проживания. Постановлением главы администрации р.п. Мокшан от ДД.ММ.ГГГГ Тюмина М.Ф. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Поскольку в данной квартире проживание престарелого было невозможно, она забрала Тюмину М.Ф.. к себе, где по настоящее время она и живет. В июне 2011 года ей стало известно, что Тюмину М.Ф.. сняли с учета постановлением главы администрации р.п. Мокшан. Представитель ответчика - глава администрации р.п. Мокшан Пензенской области дело просил рассмотреть без участия представителя администрации, решение по делу оставляет на усмотрение суда. Заслушав мнение представителя истца, свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему: В соответствии со ст. 21 ФЗ от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» с изменениями, внесёнными Федеральным законом от 06.05.2010 г. № 79-ФЗ меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения (в ред. Федеральных законов от 29.06.2009 N 135-ФЗ, от 21.12.2009 N 327-ФЗ, от 06.05.2010 N 79-ФЗ). Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. В соответствии со ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации. Судом установлено следующее. ДД.ММ.ГГГГ Тюмина М.Ф. обратилась в администрацию р.п. Мокшан с заявлением, о постановке её на учет в качестве лица нуждающегося в получении жилья, поскольку собственного жилья она не имеет. К заявлению приложены документы необходимые для разрешения данного заявления. Согласно протоколу № заседания комиссии по рассмотрению заявлений граждан о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что Тюмина М.Ф., ДД.ММ.ГГГГ г.р., паспорт серия № №, выдан ОВД <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, является вдовой участника ВОВ и имеет право на льготы, установленные ст. 21 ФЗ «О ветеранах». Согласно акту экспертизы №, выполненному ООО «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ, <адрес> признана непригодной для дальнейшего проживания. Учитывая вышеизложенное, основываясь на положениях Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 12 января 1995 № 5-ФЗ "О ветеранах", Закона Пензенской области от 1 ноября 2008 № 1618-ЗПО "О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих на территории Пензенской области" (с последующими изменениями и дополнениями), закона Пензенской области от 27.02.2010 № 1870-ЗПО «Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории Пензенской области», комиссия рекомендовала администрации рабочего поселка Мокшан Мокшанского района Пензенской области признать Тюмину М.Ф. нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № Тюмина М.Ф. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет. Протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ комиссия постановила отказать Тюминой М.Ф. о принятии на учет в качестве лица нуждающегося в улучшении жилищных условий, поскольку не истек пятилетний срок со дня совершения гражданкой Тюминой М.Ф. намеренных действий по ухудшению своих жилищных условий. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ за № предыдущее постановление было признано утратившим силу и в улучшении жилищных условий Тюминой М.Ф. отказано. Обстоятельства, повлекшие отказ в удовлетворении заявления, были исследованы в судебном заседании. Комиссия администрации р.п. Мокшан, рекомендуя главе администрации отказать Тюминой М.Ф. в постановке на учет в качестве лица нуждающегося в улучшении жилищных условий, не исследовала обстоятельства, которые могли бы быть поводом к отказу в принятии на учет. В протоколе заседания комиссии указано единственное условие, по которому принято решение об отказе « в связи с тем, что не истек пятилетний срок со дня совершения гражданкой Тюминой М.Ф. намеренных действий по ухудшению своих жилищных условий, в результате которых она может быть признана нуждающейся в жилых помещениях. Тогда как в протоколе № от ДД.ММ.ГГГГ данный вопрос являлся предметом обсуждения и, проанализировав данное обстоятельство, с учетом наличия экспертного заключения комиссия рекомендовала главе администрации принять решение о постановке Тюминой М.Ф. на учет в качестве лица нуждающегося в улучшении жилищных условий. Других обстоятельств повлекших к снятию с учета Тюминой М.Ф. не приведено. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Стороны несут риск совершения либо несовершения ими процессуальных действий. Ответчиком по делу не доказана законность принятого решения о признании утратившим силу постановления от ДД.ММ.ГГГГ № «о признании вдовы участника Великой отечественной войны Тюминой М.Ф. нуждающейся в улучшении жилищных условий». Все обстоятельства вынесения данного постановления судом исследованы, исходя из чего, приходит к выводу, что Тюмина М.Ф. является нуждающейся в улучшении жилищных условий, и постановление главы администрации р.п. Мокшан Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ №, в части п.1.1. «о признании утратившим силу постановления от ДД.ММ.ГГГГ № « о признании вдовы участника Великой отечественной войны Тюминой М.Ф. нуждающейся в улучшении жилищных условий» считает необоснованным и незаконным. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Тюминой М.Ф. к администрации р.п. Мокшан Пензенской области о признании постановления главы администрации р.п. Мокшан Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ №, в части п.1.1. «о признании утратившим силу постановления от ДД.ММ.ГГГГ № « о признании вдовы участника Великой отечественной войны Тюминой М.Ф. нуждающейся в улучшении жилищных условий» необоснованным и незаконным и о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий удовлетворить. Признать постановления главы администрации р.п. Мокшан Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ №, в части п.1.1 «о признании утратившим силу постановления от ДД.ММ.ГГГГ № «о признании вдовы участника Великой отечественной войны Тюминой М.Ф. нуждающейся в улучшении жилищных условий» необоснованным и незаконным. Признать Тюмину М.Ф. нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Обязать администрацию р.п. Мокшан Пензенской области поставить на учет Тюмину М.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, как нуждающуюся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ.