дело № 2-836/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16 сентября 2011 года р.п.Мокшан Мокшанский районный суд Пензенской области в составе: председательствующего судьи Петровской С.Д., при секретаре Гордеевой Е.П., рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п.Мокшан гражданское дело по иску Ботановой С.И. к администрации р.п. Мокшан о признании недействительным постановления главы администрации р.п. Мокшан от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, УСТАНОВИЛ: в Мокшанский районный суд Пензенской области обратилась Ботанова С.И. к администрации р.п.Мокшан с иском, в котором просит признать постановление главы администрации рабочего поселка Мокшан от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в признании Ботановой С.И. нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке ее на учет, зарегистрированной по адресу: <адрес>, недействительным; обязать администрацию рабочего поселка Мокшан поставить на учет Ботанову С.И., зарегистрированную по адресу: <адрес>, вдову участника Великой Отечественной войны, как нуждающуюся в улучшении жилищных условий. Заявление мотивировано тем, что она Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» признана вдовой участника Великой Отечественной войны и в соответствии со ст. 21 указанного закона и Федерального закона Российской Федерации от 18 июля 2009 года № 186-ФЗ «О внесении изменений в статью 21 Федерального закона «О Ветеранах» и ей представляется как вдове участника Великой Отечественной войны, независимо от нахождения на иждивении и получения пенсии, меры социальной поддержки, в том числе на первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов, нуждающимся в улучшении жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию р.п. Мокшан с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, как вдовы участника Великой Отечественной войны из-за фактического отсутствия у нее своего, отдельного жилого помещения, пригодного для нормального проживания. Она зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, в жилом доме, принадлежащем ей на момент отказа администрацией на праве собственности. Дом, в котором она проживает, представляет собой деревянное строение, крытое железом. В отдельных местах железо проржавело, имеет повреждения, в которые затекает вода. Стропильная система в отдельных местах дала трещины на несущих конструкциях, завалина дома разрушается, фундамент на бревенчатых столбах дал значительную осадку. Стены дома деформированы, имеют выпучивание, поражены массовой гнилью и жучком, имеют промерзание и разрушения. Имеются опасные деформации перекрытия, прогиб балок и прогонов. Полы поражены гнилью и жучком, имеют расхождения в стыках отдельных досок, просели. Переплеты окон рассохлись и также имеют поражение гнилью. В дверных полотнах имеются трещины, гниль и перекосы. Имеются трещины в штукатурке, порванные места, отставание обоев от стен и штукатурки. В зимнее время в доме холодно, требуется постоянное отопление. Удобств в доме не имеется. С ней в доме проживает дочь, Н.М., которая постоянно ухаживает за ней. Ее возраст 86 лет, зрение ослабленное, слух плохой, ей требуется постоянный посторонний уход. В апреле 2011 года из-за ухудшения состояния здоровья, во избежание последующих трудностей в переоформлении она настояла на отчуждении дома дочери путем оформления договора дарения, которая зарегистрировала право собственности на дом в регистрационной палате. Постановлением ДД.ММ.ГГГГ № главы администрации рабочего поселка Мокшан, истцу было отказано в признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет по основанию ч.1 п.2 ст. 54 ЖК Российской Федерации, то есть, представлены документы, не подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Считает, что постановление главы администрации р.п. Мокшан от ДД.ММ.ГГГГ № не соответствующим федеральному законодательству и нарушают ее права по следующим основаниям. Ее действия, связанные с отчуждением дома путем оформления договора-дарения ДД.ММ.ГГГГ никак не связаны с намерением приобрести право состоять на учете в администрации рабочего поселка Мокшан в качестве нуждающейся в жилье. Поскольку ей известно, что своего жилого фонда в администрации не имеется, строительство квартир не ведется, из-за этого жилье фактически ни кому не выделяется. ДД.ММ.ГГГГ, до оформления договора-дарения дома, администрация рассматривала вопрос о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, но отказала. Кроме того, независимо от отчуждения дома ДД.ММ.ГГГГ, она как проживала ранее, так и проживает в настоящее время в доме по адресу: <адрес>. Никакого ухудшения ее жилищных условий, а также улучшения в результате названных действий не произошло. Дом как был не пригодным для проживания, так и остался. Она обратилась с заявлением в администрацию рабочего поселка о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении своих жилищных условий, при этом воспользовалась льготами, установленными законодательными актами Российской Федерации. Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 (ред. от 09.01.2010) «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» постановлено завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». Федеральный закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. Согласно ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ вдовам участников Великой Отечественной войны предоставляются меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей участников Великой Отечественной войны, нуждающимися в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения, (в ред. Федеральных законов от 29.12.2004 № 199-ФЗ, от 29.06.2009 № 135-ФЗ, от 21.12. 2009 № 327-ФЗ, от 06.05.2010 №79-ФЗ). Вопрос о ее нуждаемости в улучшении жилищных условий администрацией рабочего поселка фактически не рассматривался, администрация считает, что у него в собственности имеется жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м. Однако в каком состоянии находится дом, в котором она проживает, администрация не поинтересовалась, никакого обследования не произвела. Статьей 51 ЖК РФ предусмотрено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Указанный жилой дом, в которой она проживает, построен в конце 50-х годов, не отвечает установленным для жилых помещений требованиям, по причинам указанным в акте экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ №, из которого следует, что жилое помещение, находящееся по адресу: <адрес>, соответствует п. 33, п. 34 раздела 3 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу», утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47, то есть непригодное для постоянного проживания. Не пригодным оно является для постоянного проживания и по существующему физическому износу жилого помещения, который составляет 68 %. Как следует из справки Пензенского филиала ФГУП « Ростехинвентаризация -Федеральное БТИ» и МУП «Бюро технической инвентаризации г. Пензы» за ней права собственности на другие квартиры или домовладения в материалах инвентаризации не значится. Отсутствуют эти сведения в отношении истца и в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Согласно гражданскому законодательству нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, не имеющие жилого помещения, проживающие в жилом помещении, не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям. Дом, который расположен <адрес>, в котором она проживает, построен в конце 50-х годов, сделан из использованных ранее бревен, завалина имеет частичное разрушение, не имеет удобств, ванная комната, туалет, канализация отсутствуют. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что дом не отвечает санитарным и техническим требованиям. Надлежаще извещенная о времени и месте судебного разбирательства, истец Ботанова С.И. в суд не явилась, в письменном обращении к суду, предлагает дело рассмотреть в её отсутствие, с участием её представителя. Представитель истца Зобова Н.М. поддержала требования своего доверителя, дала объяснения, аналогичные содержанию заявления и уточнила следующее. Её матери ДД.ММ.ГГГГ было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с данными об износе дома по техническому паспорту всего на 52,4 %. Решение об отказе сразу не обжаловали. Мама в отчаянии подарила дом ей, продолжая жить в этом доме. Поскольку дом ветхий, крыша протекала, после дарения она как дочь помогла перекрыть крышу в передней части дома и утеплить завалинки. Других ремонтных работ она не производила. Посоветовавшись у адвоката, мама решила обратиться в суд с иском о признании незаконным отказа в постановке на учет. Так, фактический износ дома составляет более 60%, часть крыши ветхая, дом не благоустроен: отсутствует ванная, туалет и канализация. Проживание в данном доме опасно для жизни и здоровья. Представитель истца, адвокат Клеймёнов А.Д., поддержал требования своего доверителя, дал объяснения аналогичные содержанию искового заявления и добавил, что в соответствии с заключением специалиста, жилое помещение, занимаемое его доверителем, непригодно для проживания. Факт дарения не пригодного для проживания дома истцом не может являться основанием для отказа в постановке на учет Ботановой С.И. как нуждающейся в улучшении жилищных условий. Представитель ответчика - администрации р.п. Мокшан признал исковые требования с учетом заключения специалиста, имеющегося в материалах дела. Заслушав объяснения представителей истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 21 ФЗ от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» с изменениями, внесёнными Федеральным законом от 06.05.2010 г. № 79-ФЗ меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения (в ред. Федеральных законов от 29.06.2009 № 135-ФЗ, от 21.12.2009 № 327-ФЗ, от 06.05.2010 № 79-ФЗ). В соответствии со ст. 54 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: 1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок. Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. В соответствии со ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации. Постановлением администрации р.п. Мокшан Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ № Ботановой С.И. отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учёт на основании п.2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, согласно которому отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В удостоверении №, выданном ДД.ММ.ГГГГ Ботановой С.И. Министерством здравоохранения социального развития Пензенской области, имеется особая отметка, что она является вдовой умершего участника ВОВ и имеет право на льготы, предусмотренные ст.21 ФЗ РФ «О ветеранах». Согласно справке, выданной отделом военного комиссариата Пензенской области по Бессоновскому, Мокшанскому районах умерший М.Г., <данные изъяты>, являлся участником ВОВ. Согласно свидетельству о заключении брака, М.Г. и С.И. вступили в брак ДД.ММ.ГГГГ с последующим присвоением супругам фамилии Ботановы. Согласно свидетельству о смерти М.Г. умер ДД.ММ.ГГГГ. На момент обращения ДД.ММ.ГГГГ в администрацию р.п. Мокшан с заявлением о поставке ее на учет, у нее было возникшее на основании свидетельства о праве на наследство по закону № от ДД.ММ.ГГГГ, право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в котором она зарегистрирована и проживает с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно техническому паспорту Мокшанского отделения Пензенского филиала БТИ, на ДД.ММ.ГГГГ процент износа жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> составляет 52,4 %. Отказ администрации р.п. Мокшан в постановке на учет Ботановой С.И. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий является формальным, решение об отказе в постановке на учет принято без обследования жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, р.п. Мокшан, <адрес>, в котором проживает Ботанова С.И. Согласно акту экспертного исследования № от ДД.ММ.ГГГГ, жилое помещение по адресу: <адрес>, в силу п. 33, согласно которому основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; п. 34, согласно которому жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Физический износ жилого дома <адрес> составляет 68 %, что соответствует ветхому техническому состоянию. На момент проведения исследования проживание в жилом <адрес> создает угрозу жизни и здоровью граждан. Суд признает акт экспертного исследования № от ДД.ММ.ГГГГ полным, обоснованным, поскольку он вынесен на основе осмотра объекта, с использованием литературы, на основе расчетов, специалистом, имеющим высшее образование и квалификацию инженера-строителя, стаж экспертной работы с 2008 года. С момента обследования жилого помещения специалистами БТИ и до обследования специалистом - экспертом прошел год. За это время жилое помещение не претерпело существенных изменений. Судом установлено, что Ботанова С.И. является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны, не имеет жилья, пригодного для проживания и имеет право на постановку на учет для улучшения жилищных условий в соответствии с нормами ст.21 ФЗ от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», в связи с чем постановление главы администрации р.п.Мокшан Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в признании Ботановой С.И. нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке ее на учет, признается незаконным и недействительным и Ботанова С.И. подлежит принятию на учет как нуждающаяся в улучшении жилищных условий. Согласно договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ, Ботанова С.И. подарила дом <адрес> Н.М. Факт дарения ДД.ММ.ГГГГ истцом Ботановой С.И. жилого помещения, не пригодного для проживания, не является результатом действия с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении и не влечет отказа в постановке на учет с применением норм п.3 ч.1 ст. 54 ЖК РФ. Фактом дарения Ботанова С.И. не ухудшила свои жилищные условия. Она с 1977 года как проживала, так и проживает в указанном жилом помещении, создающем угрозу жизни и здоровью проживающего. Таким образом, исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд считает, что оснований для отказа в постановке истца на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не имеется, исковые требования Ботановой С.И. как законные и обоснованные подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: исковые требования Ботановой С.И. удовлетворить. Признать незаконным постановление главы администрации р.п.Мокшан Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в постановке на учет Ботановой С.И. как нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязать администрацию р.п.Мокшан принять на учет Ботанову С.И. как нуждающуюся в улучшении жилищных условий. Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в десятидневный срок через Мокшанский районный суд.