Дело № 2-878/2011 РЕШЕНИЕ 05 октября 2011 г. р.п. Мокшан Мокшанский районный суд Пензенской области в составе: председательствующего судьи Уткиной Е.В., с участием помощника прокурора Ариткина В.А., при секретаре Моисеевой Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Мокшанского района Пензенской области в защиту неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Царевщинского сельсовета Мокшанского района Пензенской области, выразившегося в непринятии действенных мер по содержанию территории Царевщинского сельсовета, а именно непринятии мер по устранению несанкционированной свалки мусора, твердых фракций бытовых отходов и навоза, расположенной в <адрес>, установил: прокурор Мокшанского района Пензенской области обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц с заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие администрации Царевщинского сельсовета Мокшанского района Пензенской области, выразившееся в неприятии действенных мер по содержанию территории Царевщинского сельсовета Мокшанского района, а именно непринятии мер по устранению несанкционированной свалки мусора, твердых фракций бытовых отходов и навоза, расположенной в с<адрес>, в соответствии с санитарными нормами и правилами. Заявление мотивировано тем, что прокуратурой Мокшанского района 23.09.2011 была проведена проверка соблюдения на территории администрации Царевщинского сельсовета Мокшанского района Пензенской области требований законодательства об охране окружающей природной среды. В соответствии со ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» № 131-ФЗ от 06.10.2003 г., к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающих их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека. В соответствии со ст. 21 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999, содержание территориигородских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. В соответствии п. 1.2 санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Минздравом СССР 05.08.1988 № 4690-88, система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта). В ходе проверки установлено, что в нарушение требований п. 1.2 указанных правил, в <адрес> расположена несанкционированная свалка мусора, твердых фракций бытовых отходов. Таким образом, на территории администрации Царевщинского сельсовета Мокшанского района Пензенской области не организована система рационального сбора, удаления, надежного обезвреживания бытовых отходов, что является нарушением п. 1.2 СанПиН № 4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест» и п. 2 ст. 21 Федерального Закона № 52-ФЗ от 30.03.1999. Органами местного самоуправления - администрацией Царевщинского сельсовета Мокшанского района Пензенской области нарушается конституционное право граждан, предусмотренное ст. 42 Конституции РФ, а именно право на благоприятную окружающую среду. Администрация Царевщинского сельсовета Мокшанского района Пензенской области не принимает действенных мер к содержанию мест складирования бытовых отходов в соответствии с санитарными нормами и правилами. В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность государства. Кроме того, в соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В судебном заседании помощник прокурора Мокшанского района Ариткин В.А. заявленные прокурором требования поддержал в полном объеме. Администрация Царевщинского сельсовета Мокшанского района Пензенской области просит дело рассмотреть без участия ее представителя. Требования прокурора признает. Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы помощника прокурора Мокшанского района Ариткина В.А., суд считает требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В соответствии с п. 1 ст. 11 названного Федерального закона (в редакции Федерального закона от 29.12.2010 № 442-ФЗ) каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Это право согласно части 3 статьи 55 Конституции РФ может быть ограничено только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В соответствии с пунктом 18 части первой статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и со статьей 7 Федерального закона "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающих их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека. В соответствии со ст. 21 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" № 52-ФЗ от 30.03.1999, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. В соответствии п.1.2 санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий, населенных мест", утвержденных Минздравом СССР 05.08.1988 № 4690-88. система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из не канализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта). В ходе проверки установлено, что в нарушение требований п. 1.2 указанных правил в <адрес> расположена несанкционированная свалка мусора, твердых фракций бытовых отходов. Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Наличие указанной свалки и непринятие мер по ее ликвидации, свидетельствует о бездействии со стороны администрации Царевщинского сельсовета Мокшанского района Пензенской области, что создает угрозу наступления негативных последствий для окружающей среды, угрозу жизни и здоровью проживающих на территории Царевщинского сельсовета Мокшанского района граждан, нарушает права неопределенного круга лиц и не может быть оправдано ни одной из целей, указанных в ст. 55 Конституции РФ. Руководствуясь ст.ст. 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд решил: заявление прокурора Мокшанского района в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Царевщинского сельсовета Мокшанского района Пензенской области, выразившегося в непринятии действенных мер по содержанию территории Царевщинского сельсовета - устранению несанкционированной свалки мусора, твердых фракций бытовых отходов, расположенной в <адрес>, удовлетворить. Признать бездействие администрации Царевщинского сельсовета Мокшанского района Пензенской области незаконными. Обязать администрацию Царевщинского сельсовета Мокшанского района Пензенской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить несанкционированную свалку мусора, твердых фракций бытовых отходов, расположенную в с<адрес>. Обязать администрацию Царевщинского сельского совета Мокшанского района Пензенской области информацию о данном решении суда опубликовать в информационном бюллетене "Вести Царевщинского сельсовета". Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в десятидневный срок посредством подачи кассационной жалобы через Мокшанский районный суд Пензенской области.