Предоставлении жилья по договору социального найма



дело № 2-892\2011г.

Решение (копия)

Именем Российской Федерации

р.п. Мокшан         13 октября 2011г.

Мокшанский районный суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи А.В. Никина,

при секретаре Е.А. Генераловой,

с участием прокурора С.С. Завалина,

представителя органа опеки и попечительства Управления образования Мокшанского района Пензенской области Ю.А. Новокрещеновой,

рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Мокшан Пензенской области гражданское дело по иску Мокрякова Н.В. к администрации р.п. Мокшан Мокшанского района Пензенской области третье лицо, Управление образования администрации Мокшанского района Пензенской области об обязании предоставить по договору социального найма вне очереди жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм и соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам,

установил:

Мокряков Н.В. обратился в суд с требованиями к администрации р.п. Мокшан Мокшанского района Пензенской области об обязании предоставить по договору социального найма вне очереди жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм и соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам. В обоснование исковых требований указал, что он в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ имеет право на предоставление ему жилого помещения по договору социального найма вне очереди, так как относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Его мать С.Т. и отец М.В. решением Мокшанского районного суда Пензенской области от 11.07.1996 лишены родительских прав. Постановлением главы администрации р.п. Мокшан Пензенской области от 20 июня 2011 года он поставлен на учет для получения жилья предоставляемого по договору социального найма. Однако до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено.

В судебном заседании Мокряков Н.В. полностью поддержал заявленные требования. Суду пояснил следующее. Его родители С.Т. и М.В. решением Мокшанского районного суда Пензенской области от 11 июля 1997 года были лишены родительских прав, с 1997 года проживал в <адрес> детском доме. Постоянно зарегистрирован в <адрес>, с 2006 года был поставлен на учет в качестве лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для получения жилья. Постановлением главы администрации р.п. Мокшан, от 20 июня 2011 года, был поставлен на учет для получения жилья как ребенок, оставшийся без попечения родителей, однако до настоящего времени ему жильё не представлено. Где находятся в настоящее время родители, ему неизвестно, после того как покинул детский дом их не видел. В настоящее время работает ПО ЗИФ, по договору. В виду отсутствия жилья вынужден проживать у знакомых.

Представитель ответчика администрации р.п. Мокшан Пензенской области в судебное заседание не явился. Иск просил рассмотреть без участия представителя администрации р.п. Мокшан. Решение оставляют на усмотрение суда

Представитель третьего лица органа опеки и попечительства Управления образования администрации Мокшанского района Пензенской области по доверенности Ю.А. Новокрещенова, указала, что Мокряков Н.В. в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ имеет право на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди, так как относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мокряков Н.В. в собственности жилья не имеет, и оно ему не выделялось. В настоящее время Мокряков Н.В. проживает у знакомых, работает в <адрес>.

Прокурор Завалин С.С. считал возможным удовлетворить требования Мокрякова Н.В.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, суд приходит к следующему.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Абз. 3 п. 1 ст. 8 указанного Федерального закона предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно конституционно-правовому смыслу, выявленному в Определении Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 N 250-О-П, абз. 2 п. 1 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.

Постановлением Правительства Пензенской области № 758 пП от 24 ноября 2010 года «Вопросы исполнительных органов государственной власти Пензенской области» в п. 2 постановлено: Департаменту градостроительства Пензенской области от 01.01.2011 г. обеспечить передачу полномочий Министерству здравоохранения и социального развития Пензенской области по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся по опекой (попечительством), и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Пензенской области.

Законом Пензенской области от 28 февраля 2011 года №2040-ЗПО «О внесении изменений в отдельные законы (положения законов) Пензенской области», вступившим в силу 10 марта 2011 года, внесены изменения в Закон Пензенской области от 22 декабря 2006 года N 1176-ЗПО «О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области».

В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона Пензенской области от 22 декабря 2006 года N 1176-ЗПО «О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области» органы местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Пензенской области наделяются следующими государственными полномочиями Пензенской области по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма лиц, указанных в части 3.1 статьи 5 Закона Пензенской области от 12 сентября 2006 года N 1098-ЗПО «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области»: приобретение жилых помещений; принятие решения о предоставлении (отказе в предоставлении) жилого помещения; заключение договора социального найма.

Поскольку Мокряков Н.В. предъявил требование о понуждении к предоставлению ему жилья как лицу, относящемуся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с названным Законом Пензенской области надлежащим ответчиком по делу является администрация рабочего поселка Мокшан Мокшанского района Пензенской области.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Из материалов дела следует, что Мокряков Н.В. относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В период с 1997 года по 2005 год находился в <адрес> детском доме интернате. С 2005 года обучался в <данные изъяты>, жилое помещение за Мокряковым Н.В. не закреплялось ( л.д.9-10).

С 30 декабря 1987 года, зарегистрирован по адресу: <адрес>, (л.д. 4) в собственности жилья не имеет.

Постановлением главы администрации поселения р.п. Мокшан Пензенской области N 193 от 20.06.2011, Мокряков Н.В. признан малоимущим и нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом на условиях социального найма, принят на учет. За Мокряковым Н.В. признано право на предоставление жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма вне очереди по основанию, установленному п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (л.д. 8).

Таким образом Мокряков Н.В. с ДД.ММ.ГГГГ по достижении возраста 18 лет, как не имеющий в собственности либо закрепленного за ним жилого помещения, должен был быть обеспечен органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

С 2011 года ответчик наделен отдельными государственными полномочиями в силу областного закона Пензенской области от 28 февраля 2011 года №2040-ЗПО «О внесении изменений в отдельные законы (положения законов) Пензенской области», вступившим в силу 10 марта 2011 года, которым внесены изменения в Закон Пензенской области от 22 декабря 2006 года N 1176-ЗПО «О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области», в связи с чем у него возникла обязанность по обеспечению Мокрякова Н.В. жилым помещением не ниже социальных норм, установленных в Пензенской области. При этом Мокряков Н.В. выполнил требования Порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, утвержденного постановлением администрации, поскольку Мокряков Н.В. включен в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Поскольку реализация права граждан на внеочередное предоставление жилья не зависит от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилой площади вне очереди, обеспечения жильем других очередников, времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и, тем более, от включения в список внеочередников, п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не содержит указания на иной порядок предоставления жилья, очередность лиц равной категории.

При таких обстоятельствах суд находит исковые требования Мокрякова Н.В. основанными на законе, обоснованными, и считает необходимым их удовлетворить.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,

    

решил:

исковые требования Мокрякова Н.В. удовлетворить.

Обязать администрацию р.п. Мокшан Мокшанского района Пензенской области представить в двухмесячный срок Мокрякову Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес> по договору социального найма вне очереди жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм и соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Пензенский областной суд через Мокшанский районный суд в течение десяти дней.