Дело № 2-888/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 13 октября 2011 г. р.п. Мокшан Мокшанский районный суд Пензенской области в составе: председательствующего судьи Уткиной Е.В., с участием помощника прокурора Мокшанского района Завалина С.С., при секретаре Моисеевой Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Мокшан гражданское дело по иску прокурора Мокшанского района Пензенской области в интересах оставшейся без попечения родителей Мироновой Д.С. к администрации р.п. Мокшан Пензенской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, установил: прокурор Мокшанского района Пензенской области обратился в Мокшанский районный суд Пензенской области к администрации р.п. Мокшан Пензенской области в интересах оставшейся без попечения родителей Мироновой Д.С. с иском, в котором просит обязать администрацию р.п. Мокшан Пензенской области предоставить Мироновой Д.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью, предусмотренной законодательством на момент предоставления на состав семьи из одного человека. Иск мотивирован тем, что прокуратурой Мокшанского района проведена проверка исполнения администрацией р.п. Мокшан Пензенской области законодательства о защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в т.ч. в сфере обеспечения детей жилыми помещениями. Федеральный закон от 21 декабря 1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также из их числа в возрасте до 23 лет. Согласно ст. 1 данного Закона к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица в возрасте от 18 лет до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции РФ, малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Статьей 8 ФЗ от 21 декабря 1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно п.2 ч. 2 ст. 57 Жилищного Кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно пункту "ж" статьи 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. В соответствии со ст. 4.1 Закона Пензенской области от 12 сентября 2006 года № 1098-ЗПО "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются жилым помещением по договору социального найма по норме предоставления общей площади жилого помещения равной 30 квадратным метрам. Согласно ч. 3 ст. 1 Закона Пензенской области от 22 декабря 2006 года № 1176 ЗПО "О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области" органы местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Пензенской области наделяются следующими государственными полномочиями Пензенской области по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма лиц, указанных в части 3.1: приобретение жилых помещений; принятие решения о предоставлении (отказе в предоставлении) жилого помещения; заключение договора социального найма. Согласно решению Мокшанского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ отец - С.А. и мать - Г.В. лишены родительских прав в отношении своих детей К.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Мироновой Д.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения постановлением администрации р.п. Мокшан Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ № Миронова Д.С. поставлена на учет для внеочередного обеспечения жилым помещением. До настоящего времени Мироновой Д.С. не предоставлено жилье по договору социального найма. В настоящее время Миронова Д.С. какого-либо закрепленного жилого помещения, а также жилья на праве собственности не имеет, что подтверждается информацией ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", Пензенского отдела Управления Росреестр по Пензенской области, является матерью-одиночкой. В соответствии со ст. 35 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством Российской Федерации. В силу ст. 10 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, родителей" за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации. Право прокурора на обращение в суд с заявлением предусмотрено пунктом ч. 1 ст. 45 ГПК РФ. Согласно данной статье, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. Миронова Д.С. является лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, она находится в тяжелом материальном положении, социально незащищена, что затрудняет ее самостоятельное обращение в суд. В судебном заседании помощник прокурора Завалин С.С. требования поддержал, дал пояснения, аналогичные содержанию искового заявления. Истец Миронова Д.С. требования поддержала. Суду пояснила, что не имеет своего жилого помещения. До этого она проживала в детском доме <данные изъяты>, затем была направлена в приемную семью С.В. Администрация р.п. Мокшан Пензенской области просит дело рассмотреть без участия их представителя и принять решение по усмотрению суда. Изучив материалы дела, заслушав пояснения помощника прокурора Завалина С.С., истицы Мироновой Д.С., показания свидетеля Ю.А., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. ст. 17, 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, осуществление прав одним человеком не должно нарушать прав и свобод другого человека. В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В силу ст. 55 Конституции РФ гражданские права могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в которой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны, безопасности государства. В соответствии со ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Федеральным законом от 24.07.98 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" установлены минимальные государственные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей, гарантирующих социально-экономические условия для реализации прав и законных интересов ребенка. Статья 8 указанного Закона предусматривает, что государственная политика в интересах детей осуществляется на основе государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей, установленных законодательством Российской Федерации и являющихся составной частью государственных минимальных социальных стандартов. Дети, оставшиеся без попечения родителей,- лица в возрасте до 18 лет, оба родителя которых или единственный из них оставили их без попечения по причинам: лишения или ограничения родительских прав; признания безвестно отсутствующими, а также недееспособными; объявления умершими; нахождения в лечебных учреждениях или местах лишения свободы; уклонения от воспитания детей, от защиты их прав и интересов; отказа взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения (Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"). Согласно свидетельству о рождении серии №, выданному ДД.ММ.ГГГГ территориальным отделом ЗАГС Мокшанского района Пензенской области на основании актовой записи о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ, составленной администрацией Юровского сельсовета Мокшанского района Пензенской области родителями Мироновой Д.С. являются С.Ю. и Г.В. (л.д.4). Решением Мокшанского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ С.Ю. и Г.В. лишены родительских прав в отношении дочери Мироновой Д.С. (л.д.12-15). Таким образом, Миронова Д.С. имеет статус лица, оставшегося без попечения родителей. На основании постановления администрации Мокшанского района № от ДД.ММ.ГГГГ Миронова Д.С. направлена в государственное воспитательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей <данные изъяты> (л.д. 16). На основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ Миронова Д.С. передана на воспитание в приемную семью С.В. Приказом Управления образованием администрации Мокшанского района от ДД.ММ.ГГГГ № С.В. освобожден от должности воспитателя приемной семьи с ДД.ММ.ГГГГ в связи с совершеннолетием приемного ребенка Мироновой Д.С. (л.д.30). В соответствии с п. 1 ст. 8 ФЗ РФ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В соответствии с Законом Пензенской области от 12 сентября 2006 года № 1098-ЗПО "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются жилым помещением по договору социального найма по норме предоставления общей площади жилого помещения равной 30 квадратным метрам. Размер общей площади жилого помещения, предусмотренный абзацем первым настоящей статьи, может быть изменен, но не более чем на 5 квадратных метров, в случае, если предоставляемое жилое помещение представляет собой однокомнатную квартиру. Согласно ч.3 ст.1 Закона Пензенской области от 22 декабря 2006 года № 1176-ЗПО "О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области" органы местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Пензенской области наделены полномочиями по приобретению жилых помещений, по принятию решения о предоставлении (отказе в предоставлении) жилого помещения, по заключение договора социального найма." В судебном заседании установлено, что у Мироновой Д.С. жилых помещений, занимаемых по договору социального найма, находящихся в собственности, не имеется, что подтверждается уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав запрашиваемых сведений № от ДД.ММ.ГГГГ, показаниями свидетеля Ю.А., пояснениями истца Мироновой Д.С. и никем не опровергается. На основании постановления и.о. главы администрации р.п. Мокшан Пензенской области № от ДД.ММ.ГГГГ Миронова Д.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированная по адресу: <адрес>, поставлена на очередь для внеочередного получения жилья, так как она является ребенком, оставшимся без попечения родителей (л.д. 8). Данное постановление никем не оспорено, не отменялось и не признавалось незаконным. До настоящего времени жилое помещение Мироновой Д.С. не предоставлено. При таких обстоятельствах Миронова Д.С. является нуждающейся в жилом помещении, и в соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса РФ вправе требовать от органа местного самоуправления предоставления ей вне очереди жилого помещения по договору социального найма, так как данная гарантия на жилое помещение предусмотрена Конституцией РФ, Жилищным кодексом РФ, Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 4 декабря 1996 г. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил: иск прокурора Мокшанского района Пензенской области в интересах оставшейся без попечения родителей Мироновой Д.С. к администрации р.п. Мокшан Пензенской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма удовлетворить. Обязать администрацию р.п. Мокшан Пензенской области предоставить Мироновой Д.С. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение площадью не менее нормы предоставления. Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в десятидневный срок через Мокшанский районный суд Пензенской области. Судья Е.В. Уткина