О признании постановления главы администрации сельсовета об отказе в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке ее на учет незаконным.



дело № 2-877/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 октября 2011 г.                                                                             р.п. Мокшан

Мокшанский районный суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Уткиной Е.В.,

при секретаре судебного заседания Моисеевой Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Дубровской А.И. к администрации Нечаевского сельсовета Мокшанского района Пензенской области о признании незаконным постановления главы администрации Нечаевского сельсовета Мокшанского района Пензенской области об отказе в признании Дубровской А.И. нуждающейся в улучшении жилищных условий,

установил:

Дубровская А.И. обратилась в Мокшанский районный суд с исковым заявлением к администрации Нечаевского сельсовета Мокшанского района Пензенской области, в котором просит признать недействительным постановление главы администрации Нечаевского сельсовета Мокшанского района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет; обязать администрацию Нечаевского сельсовета Мокшанского района Пензенской области поставить вдову участника Великой Отечественной войны Дубровскую А.И. на учет как нуждающуюся в улучшении жилищных условий. Исковое заявление мотивировано тем, что Дубровская А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признана вдовой участника Великой Отечественной войны и имеет право на меры социальной поддержки, в том числе на первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию Нечаевского сельсовета Мокшанского района Пензенской области с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, как вдовы участника Великой Отечественной войны из-за фактического отсутствия у нее своего отдельного жилого помещения, пригодного для нормального проживания. Она зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, в квартире, принадлежащей на праве собственности ее дочери Р.И. Дом, в котором находится квартира, представляет собой каменное строение, крытое шифером. В отдельных местах крыша имеет трещины, потеки, повреждения гнилью, в которые затекает вода. Имеются трещины в кирпичной кладке стен дома. Завалина дома разрушается, фундамент дал трещины и значительную осадку. Имеются опасные деформации оконных проемов. Существует выпучивание полов. Подвергается разрушению в виде трещин внутренняя отделка помещения. Удобств в доме нет, туалет на улице. Постановлением главы администрации Нечаевского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке ее на учет на основании п.2 ст. 51 ст. 53 ЖК РФ, поскольку она является членом семьи собственника жилого помещения, обеспеченного жилой площадью в соответствии с учетной нормой. Считает, что постановление главы администрации Нечаевского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ не соответствующим федеральному законодательству и нарушают ее права по следующим основаниям. Ее действия, связанные с отчуждением дома путем оформления договора дарения ДД.ММ.ГГГГ никак не связаны с намерением приобрести право состоять на учете в администрации Нечаевского сельсовета в качестве нуждающейся в жилье. Поскольку ей известно, что своего жилого фонда в администрации не имеется, строительство квартир не ведется, из-за этого жилье фактически никому не выделяется. Кроме того, независимо от отчуждения дома ДД.ММ.ГГГГ, она как проживала ранее, так проживает в настоящее время в доме по адресу: <адрес>. Никакого ухудшения ее жилищных условий, а также улучшения в результате названных действий не произошло. Дом как был непригодным для проживания, так и остался. После совершения действий по дарению квартиры прошло 12 лет. Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, совершившие действия с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Федеральный закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. Согласно ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ вдовам участников Великой Отечественной войны предоставляются меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Вопрос о нуждаемости ее в улучшении жилищных условий администрацией Нечаевского сельсовета фактически не рассматривался, администрация считает, что она проживает в квартире, находящейся в хорошем состоянии. Однако в каком состоянии находится квартира, администрация не интересовалась, на место расположения квартиры не выезжала, обследование квартиры не производилось.

Истец Дубровская А.И., уведомленная о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явилась. В адресованном суду заявлении дело просила рассмотреть без ее участия, с участием ее представителя Клейменова А.Д.

В судебном заседании представитель Дубровской А.И. Клейменов А.Д. исковые требования уточнил. Просил суд признать незаконнымпостановление главы администрации Нечаевского сельсовета Мокшанского района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ , которым Дубровской А.И. отказано в признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий; признать Дубровскую А.И. нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязать администрацию Нечаевского сельсовета Мокшанского района Пензенской области поставить вдову участника Великой Отечественной войны Дубровскую А.И. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Представитель администрации Нечаевского сельсовета Мокшанского района Пензенской области - глава администрации Никишова Л.А. иск Дубровской А.И. признала.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителя истца, суд приходит к следующему.

Указом Президента Российской Федерации № 714 от 7 мая 2008 г. "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах" (пункт 1).

В соответствии с подпунктом 4 п.1 ст. 21 Федерального закона "О ветеранах" члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Статьей 51 ЖК РФ предусмотрено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

Согласно ст. 1 и ст.2 Закона Пензенской области № 1870-ЗПО от 27.02.2010 члены семей погибших (умерших) участников ВОВ признаются нуждающимися в жилых помещениях в случаях, если они: 1) не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления; 3) проживают в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

Согласно ч. 3 ст. 52 ЖК РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ Дубровская А.И. обратилась в администрацию Нечаевского сельсовета Мокшанского района Пензенской области с заявлениями о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдовы участника ВОВ и о признании жилого помещения по адресу: <адрес>, непригодным для проживания.

Постановлением администрации Нечаевского сельсовета Мокшанского района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ Дубровской А.И. отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет на основании п. 2 ст. 51 и ст. 53 ЖК РФ.

Отказ администрации Нечаевского сельсовета Мокшанского района Пензенской области в признании Дубровской А.И. нуждающейся в улучшении жилищных условий нельзя считать законным.

Судом установлено, что Дубровская А.И. является вдовой участника Великой Отечественной войны И.П., что подтверждается удостоверением Дубровской А.И. , выданным ДД.ММ.ГГГГ, справкой военного комиссариата Пензенской области по Бессоновскому и Мокшанскому районам от ДД.ММ.ГГГГ.

Из материалов учетного дела Дубровской А.И., представленного суду на обозрение администрацией Нечаевского сельсовета Мокшанского района следует, что истица меры социальной поддержки в виде предоставления жилья либо выплат на его приобретение не получала.

На праве собственности Дубровская А.И. жилого помещения не имеет, что подтверждается справкой Мокшанского отделения Пензенского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" от ДД.ММ.ГГГГ и уведомлением об отсутствии в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ .

По информации администрации Нечаевского сельсовета Мокшанского района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ, согласно выписке из похозяйственной книги администрации Нечаевского сельсовета Мокшанского района от ДД.ММ.ГГГГ, копии паспорта, Дубровская А.И. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>.

Согласно договору дарения земельного участка с находящимися на нем объектами недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между Дубровской А.И. и Р.И., и свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, выданному Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области, <адрес> принадлежит на праве собственности Р.И., получившей ее в дар от Дубровской А.И.

Данное жилое помещение ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией, назначенной постановлением главы администрации Нечаевского сельсовета Мокшанского района от ДД.ММ.ГГГГ признано пригодным для проживания. Как следует из акта обследования квартиры, в которой проживает истица, и пояснений представителей сторон по делу, обследование квартиры <адрес> производилось на основании технического паспорта, фактический осмотр данного жилого помещения комиссией не производился.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ. Соответствующие правила содержатся в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.

Согласно акту экспертного исследования от ДД.ММ.ГГГГ, составленному экспертом АНО "Пензенская ЛСЭ" Е.В., физический износ жилого дома <адрес> составляет 65 %. Техническое состояние данного дома оценивается экспертом как ветхое, то есть не обеспечивается надежность, прочность и долговечность конструктивных элементов жилого дома, что ведет к значительному снижению несущей способности конструкций и невозможности дальнейшей нормальной эксплуатации. Оценивая в совокупности результаты проведенного исследования, эксперт сделал вывод о том, что жилой дом <адрес> не является пригодным для проживания.

Оснований не доверять выводам эксперта у суда не имеется.

Суду не представлено доказательств наличия у истицы другого жилого помещения, кроме непригодного для проживания.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 ЖК РФ срок.

Статья 53 ЖК РФ предусматривает, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 19.04.2007 № 258-О-О по смыслу ст. 53 ЖК РФ и соответствующих норм законодательства субъекта РФ ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему обеспечения их другим жильем. При этом применение статьи 53 ЖК РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

В данном случае факт дарения истицей в ДД.ММ.ГГГГ квартиры <адрес> не является юридически значимым и не может является основанием для отказа в постановке Дубровской А.И. на очередь как нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ срок, а подаренная квартира, в которой продолжает проживать истица, не является пригодной для проживания.

Учитывая вышеизложенное, суд не усматривает оснований считать, что истица совершала какие-либо действия, направленные на умышленное ухудшение своих жилищных условий.

При таких обстоятельствах у администрации Нечаевского сельсовета Мокшанского района Пензенской области имелись все основания для постановки Дубровской А.И. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Оспариваемым решением администрации Нечаевского сельсовета Мокшанского района нарушены жилищные права и интересы истицы, в связи с чем суд приходит к выводу, что заявленные Дубровской А.И. требования являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковое заявление Дубровской А.И. к администрации Нечаевского сельсовета Мокшанского района Пензенской области о признании незаконным постановления главы администрации Нечаевского сельсовета Мокшанского района Пензенской области об отказе в признании Дубровской А.И. нуждающейся в улучшении жилищных условий удовлетворить.

Признать незаконным постановление главы администрации Нечаевского сельсовета Мокшанского района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ , которым Дубровской А.И. отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Признать Дубровскую А.И. нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязать администрацию Нечаевского сельсовета Мокшанского района Пензенской области поставить вдову участника Великой Отечественной войны Дубровскую А.И. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Пензенский областной суд через Мокшанский районный суд в течение десяти дней.