О предоставлении жилья по договору социального найма



Дело № 2-921/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 ноября 2011 г.                                                                           р.п. Мокшан

Мокшанский районный суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Уткиной Е.В.,

при секретаре Моисеевой Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Мокшан гражданское дело по иску Сидоровой А.Е. к администрации р.п. Мокшан о предоставлении жилья по договору социального найма,

установил:

Сидорова А.Е. обратилась в суд с иском к администрации р.п. Мокшан, в котором просит обязать ответчика предоставить ей благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных социальных норм. Исковое заявление мотивировано тем, что Сидорова А.Е. родилась ДД.ММ.ГГГГ. Ее родители умерли. Отец Е.С. умер ДД.ММ.ГГГГ. Мать И.Н. умерла ДД.ММ.ГГГГ. После смерти родителей она осталась сиротой. Постановлением администрации р.п. Мокшан от ДД.ММ.ГГГГ она поставлена на учет для внеочередного получения жилья по статусу сирота. В соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации она должна быть обеспечена жильем, но оно ей не предоставлено. Какого-либо закрепленного жилого помещения, а также жилья на праве собственности она не имеет, находится в тяжелом материальном положении, социально не защищена. Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159 - ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяются общие принципы содержания и меры социальной поддержки детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также из их числа в возрасте 23 лет. В силу статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 дети-сироты, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончанию службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Статьей 57 ч. 2 п. 2 ЖК РФ определено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончанию их пребывания в образовательных учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончанию службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, или по возвращению из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии со ст. 4.1 Закона Пензенской области от 12 сентября 2006 года № 1098 - ЗПО "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области" дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончанию службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются жилым помещением по договору социального найма по норме предоставления общей площади жилого помещения равной 30 кв.м. Исходя из требований ч. 3 ст. 1 Закона Пензенской области от 22.12.2006 № 1176-ЗПО "О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области" органы местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Пензенской области наделяются следующими государственными полномочиями Пензенской области по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма лиц, указанных в части 3.1: приобретение жилых помещений; принятие решения о предоставлении (отказе в предоставлении) жилого помещения; заключения договора социального найма.

В судебном заседании Сидорова А.Е. требования поддержала. Суду пояснила, что является сиротой. Своего жилья не имеет, проживает в квартире своих родственников, членом семьи которых не является.

Представитель Сидоровой А.Е. Савушкин А.П. требование истца поддержал.

Администрация р.п. Мокшан Пензенской области просит дело рассмотреть без участия их представителя и принять решение по усмотрению суда.

Представитель третьего лица Управления образованием администрации Мокшанского района Буренина Л.А. исковые требования Сидоровой А.Е. считает обоснованными и подлежащими удовлетворению. Суду пояснила, что Сидорова А.Е. имеет статус сироты. Согласно материалов учетного дела, имеющегося в органах опеки и попечительства - Управлении образованием администрации Мокшанского района, Сидорова А.Е. жильем не обеспечена. После смерти родителей Сидорова А.Е. проживала в квартире опекуна, жилье за ней не закреплялось, как сироте не предоставлялось.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения истца, его представителя, представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации, закрепляя признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина в качестве обязанности государства (статья 2), провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка детства, устанавливаются гарантии социальной защиты - статья 7), и в котором права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18) на основе конституционного равноправия (статья 19, части 1 и 2)), где достоинство личности охраняется государством и запрещается унижающее человеческое достоинство обращение (статья 21, части 1 и 2), обеспечивается право каждого на жилище (статья 40, части 1 и 3), а права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, части 2 и 3).

Соответственно, исходя из положений Конституции Российской Федерации, служащих основой конституционно-правовых отношений с участием детей, нуждающихся в повышенной социальной защите, Российская Федерация призвана создавать условия, обеспечивающие им достойную жизнь и свободное развитие, и гарантировать реализацию их прав, в частности права на жилище, с учетом положений международно-правовых актов, являющихся в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации. Так, Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года) обязывает подписавшие ее государства обеспечивать детям такую защиту и заботу, которые необходимы для их благополучия (пункт 2 статьи 3, принимать все необходимые законодательные, административные и другие меры для осуществления прав, признанных в Конвенции (статья 4), признавать право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (пункт 1 статьи 27).

Федеральным законом от 24.07.98 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" установлены минимальные государственные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей, гарантирующих социально-экономические условия для реализации прав и законных интересов ребенка.

Статья 8 указанного Закона предусматривает, что государственная политика в интересах детей осуществляется на основе государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей, установленных законодательством Российской Федерации и являющихся составной частью государственных минимальных социальных стандартов.

Судом установлено, что Сидорова А.Е. имеет статус сироты.

Согласно свидетельству о рождении , выданному отделом ЗАГС Центрального района г. Душанбе Республики Таджикистан Сидорова А.Е. родилась ДД.ММ.ГГГГ. Отцом ребенка указан Е.С., матерью- И.Н.

Согласно свидетельству о смерти , выданному ДД.ММ.ГГГГ территориальным отделом ЗАГС Мокшанского района Управления ЗАГС Пензенской области на основании актовой записи о смерти от ДД.ММ.ГГГГ, Е.С. умер ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно свидетельству о смерти , выданному ДД.ММ.ГГГГ территориальным отделом ЗАГС Мокшанского района Управления ЗАГС Пензенской области на основании актовой записи о смерти от ДД.ММ.ГГГГ, И.Н. умерла ДД.ММ.ГГГГ.

На основании постановления администрации Мокшанского район Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ Сидоровой А.Е. назначен опекун М.Я.

В силу ч. 3 ст. 40 ГК РФ полномочия М.Я. прекращены по достижении несовершеннолетним подопечным восемнадцати лет.

В ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяются категории лиц, имеющих право на дополнительную социальную защиту государства, в том числе со стороны органов опеки и попечительства: дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Согласно части 5 ст. 57 ЖК РФ, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Частью 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.96 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с Законом Пензенской области от 12 сентября 2006 года № 1098-ЗПО "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются жилым помещением по договору социального найма по норме предоставления общей площади жилого помещения равной 30 квадратным метрам. Размер общей площади жилого помещения, предусмотренный абзацем первым настоящей статьи, может быть изменен, но не более чем на 5 квадратных метров, в случае, если предоставляемое жилое помещение представляет собой однокомнатную квартиру.

Согласно ч.3 ст.1 Закона Пензенской области от 22 декабря 2006 года № 1176-ЗПО "О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области" органы местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Пензенской области наделены полномочиями по приобретению жилых помещений, по принятию решения о предоставлении (отказе в предоставлении) жилого помещения, по заключение договора социального найма."

В судебном заседании установлено, что у Сидоровой А.Е. жилых помещений, занимаемых по договору социального найма и находящихся в собственности не имеется, жилые помещения за ней не закреплялись, меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем по договору социального найма не предоставлялись, что подтверждается уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ, информацией Пензенского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация -Федеральное БТИ" от ДД.ММ.ГГГГ, материалами представленного администрацией р.п. Мокшан на обозрение суда учетного дела, материалами учетного дела, представленного на обозрение суда Управлением образования администрации Мокшанского района и никем не опровергается.

На основании постановления и.о. главы администрации р.п. Мокшан Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ Сидорова А.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированная по адресу: <адрес>, поставлена на очередь для внеочередного получения жилья, так как она является сиротой.

Данное постановление никем не оспорено, не отменялось и не признавалось незаконным.

До настоящего времени жилое помещение Сидоровой А.Е. не предоставлено.

При таких обстоятельствах Сидорова А.Е. отвечает всем критериям, при которых ей должно быть предоставлено жилое помещение и вправе требовать от органа местного самоуправления предоставления ей вне очереди жилого помещения по договору социального найма, так как данная гарантия на жилое помещение предусмотрена Конституцией РФ, Жилищным кодексом РФ, Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 4 декабря 1996 г.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

иск Сидоровой А.Е. к администрации р.п. Мокшан Пензенской области о предоставлении жилья по договору социального найма удовлетворить.

Обязать администрацию р.п. Мокшан Пензенской области предоставить Сидоровой А.Е. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение площадью не менее нормы предоставления.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в десятидневный срок через Мокшанский районный суд Пензенской области.