О признании права на улучшение жилищных условий как за членом семьи умершего ветерана (участника) войны



                                                                                                         дело № 2-898-2011 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 октября 2011 года                                                                                    р.п. Мокшан

Мокшанский районный суд Пензенской области в составе:

Председательствующего судьи Петровской С.Д.,

при секретаре Гордеевой Е.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п.Мокшан гражданское дело по иску Береза Н.Я. к администрации Широкоисского сельсовета, к администрации Мокшанского района, третьи лица: Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области, управление социальной защиты населения администрации Мокшанского района, ГУ «Управление пенсионного фонда РФ по Мокшанскому району» о признании незаконным постановления администрации Широкоисского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке на учет Береза Н.Я. как нуждающейся в улучшении жилищных условий, о постановке на учет как нуждающейся в улучшении жилищных условий, о признании членом семьи умершего ветерана Великой отечественной войны,

установил:

в Мокшанский районный суд Пензенской области обратилась Береза Н.Я. с иском к администрации Мокшанского района о признании членом семьи умершего ветерана Великой Отечественной войны, о признании права на улучшении жилищных условий как за членом семьи умершего ветерана Великой Отечественной войны. Заявление мотивировано следующим. Она проживает в частном деревянном доме по <адрес> селе <адрес>. Актом обследования, проведенного комиссией администрации Широкоисского сельсовета Мокшанского района, дом <данные изъяты> года постройки признан ветхим, износ дома составляет 65%. С учётом выводов комиссии и в соответствии с действующим законодательством, её отец, Я.В., ветеран Великой Отечественной войны, Постановлением администрации Широкоисского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ её отец умер, и Постановлением администрации Широкоисского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ исключён из списка ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Полагает, его смерть ускорили сильные переживания и разочарование, которое он испытал, не получив сертификат на улучшение жилищных условий к 9 мая, ко дню Победы - даты, установленной федеральной программой по обеспечению жильём ветеранов. На её обращения в органы местного самоуправления с просьбой признать её нуждающейся в улучшении жилищных условий, как члена семьи умершего ветерана, получила отказ. Считает несостоятельным довод главы администрации Мокшанского района о том, что Федеральным Законом «О ветеранах» не предусмотрено обеспечение жильём детей ветеранов Великой Отечественной войны, изложенный в пункте 2 письма от ДД.ММ.ГГГГ. Закон защищает права членов семьи ветерана, независимо от того, кем приходится ветерану член его семьи. Она постоянно на протяжении длительного времени проживала с отцом, была зарегистрирована в этом доме, вела с отцом общее хозяйство, они совместно тратили его и её доходы на общесемейные нужды или нужды отдельных членов, членами семьи ветерана, постоянно проживающими совместно с ним, является она - Береза Н.Я. и её муж Береза Н.И. Это же обстоятельство подтверждается справкой сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ года. У неё нет другого жилья, данное жилое помещение для дальнейшего проживания фактически непригодно. Считает, что органы местного самоуправления, отказывая в постановке её на учёт как нуждающуюся в улучшении жилищных условий, существенно нарушают её права, и поэтому вынуждена обратиться за их защитой в суд.

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству с согласия истца в качестве ответчика привлечена администрация Широкоисского сельсовета, истец не отказался от требований к первоначальному ответчику.

Определениями Мокшанского районного суда Пензенской области в качестве третьих лиц привлечены: Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области, Управление социальной защиты населения администрации Мокшанского района, ГУ «Управление пенсионного фонда РФ по Мокшанскому району».

В судебном заседании истец дала объяснения, аналогичные содержанию заявления и добавила следующее. В ходе подготовки дела к судебному разбирательству она обратилась с заявлением в администрацию Широкоисского сельсовета с заявлением о постановке её на учет как нуждающейся в улучшении жилищных условий, однако ей было отказано. В связи с этим она просит признать незаконным и недействительным постановление администрации Широкоисского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ, которым ей отказано в постановке на учет как нуждающейся в улучшении жилищных условий, просит поставить на учет как нуждающеюся в улучшении жилищных условий, просит признать членом семьи умершего ветерана Великой отечественной войны. Считает, что в связи с длительным бездействием администрации Широкоисского сельсовета по постановке на учет её отца, тот не дожил до дня получения свидетельства на единовременную денежную выплату для приобретения жилья. Так, она в течении 2009 года неоднократно устно обращалась к главе администрации Широкоисского сельсовета с просьбой обследовать жилищные условия её отца, но ей не предложили перечень необходимых документов, не предложили отцу написать заявление. Пройдя несколько учреждений в Мокшанском районе, она подала в администрацию Широкоисского сельсовета от имени отца заявление произвольной формы об улучшении жилищных условий. Узнав в других учреждениях перечень требуемых документов она представила их в сельскую администрацию и ДД.ММ.ГГГГ, администрация истребовав новое заявление от отца ДД.ММ.ГГГГ поставила на учет. Она как дочь, проживая с отцом являясь членом семьи отца, оказывала самое достойное внимание отцу и осуществляла самый хороший уход за своим отцом. Её отец в последнее время получал пенсию ежемесячно <данные изъяты> рублей, она сама получает ежемесячную трудовую пенсию <данные изъяты> рублей.

Представитель истца Костырин В.Ю. поддержал требования своего доверителя и уточнил, что истец нетрудоспособного возраста, являлся членом семьи умершего ветерана Великой Отечественной войны, состоял на его иждивении и имеет права на льготы.

Представитель истца Новиков И.В. поддержал требования своего доверителя и уточнил, что в связи со смертью Я.В., его права перешли наследнику дочери, но менять исковые требования сейчас не намерены, это будет предметом другого иска.

Представитель истца Акимкин Н.Я. поддержал требования своего доверителя и уточнил, что свидетельства на получение единовременной денежной выплаты для приобретения жилья в районной администрации вручали ДД.ММ.ГГГГ, Я.В. умер ДД.ММ.ГГГГ, документов о смерти не было, следовательно свидетельство на получение единовременной денежной выплаты существовало.

Представитель ответчика - глава администрации Широкоисского сельсовета Симаков С.А. не признал исковые требования и пояснил следующее. После беседы по гражданскому делу истец Береза Н.Я. подала заявление о постановке на учет как нуждающуюся в улучшении жилищных условий, однако постановлением отказал в постановке, поскольку истец не имеет права на социальную льготу, не входит в число лиц, предусмотренных ст.21 ФЗ РФ «О ветеранах». Постановление доведено до Береза Н.Я. Дополнительное время для защиты от требования истца о признании незаконным и недействительным постановления от ДД.ММ.ГГГГ не требуется. В июне 2011года произошла реорганизация Потьминского сельсовета и её администрации путем присоединения к администрации Широкоисского сельсовета, главой стал он, бывший глава Широкоисского сельсовета Ермолаев Н.В. уволен. Ему передано архивное учетное дело покойного Я.В. Другие обстоятельства ему не известны. Им не оспаривается, что Береза Н.Я. являлась членом семьи умершего Я.В. и является нетрудоспособной, поскольку достигла 55 лет.

Представитель ответчика - администрации Мокшанского района не признала исковые требования и пояснила следующее. Администрация Мокшанского района не являются надлежащим ответчиком по делу, поскольку не рассматривают заявления граждан о постановке на учет как нуждающихся в улучшении жилищных условий, не принимают решения по ним. Администрация Мокшанского района составляет на основании личных учетных дел, представленных сельскими администрациями общий список и направляет в министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области. Там, в порядке очередности, при наличии средств из федерального бюджета, оформляются свидетельства на получение единовременной денежной выплаты для приобретения жилья.

Третье лицо - министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области предложило рассмотреть дело без участия представителя, принять решение на усмотрение суда, изложив следующее. Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области по исковому заявлению гражданки Береза Н.Я. сообщает следующее. Они не оспаривают факт, что истец является членом семьи Я.В.. Но не все члены семьи инвалида или участника Великой Отечественной войны имеют право на меры социальной поддержки, предусмотренные в случае его гибели (смерти). Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Закон) предусмотрено обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также члены семьи погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны (статья 21 Закона). В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Закона «меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения». Пунктом 2 статьи 21 Закона установлено, что «независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются:

  1. родителям погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий;
  2. супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак;

3) супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны не вступившей (не вступившему) в повторный брак». В исковом заявлении и приложениях отсутствуют документы о праве истца на меры социальной поддержки, установленные статьей 21 Федерального закона «О ветеранах», и документы о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий. В Пензенской области право на обеспечение жильем в форме предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения распространяется на категории граждан, указанные в пункте 1 части 1 статьи 1 Закона Пензенской области от 27.02.2010 № 1870-ЗПО «Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории Пензенской области». Право на обеспечение единовременной денежной выплатой на строительство или приобретение жилого помещения наследников ветеранов Великой Отечественной войны действующим законодательством не предусмотрено. Таким образом, на основании вышеизложенного, Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области для признания за истцом права на улучшение жилищных условий как члена семьи участника Великой Отечественной войны не имеет оснований. Дополнительно информируют, что Правительство Пензенской области постановлением от 31.03.2010 № 160-пП утвердило «Порядок формирования и ведения списков ветеранов Великой Отечественной войны, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий» (далее - Порядок). В соответствии с пунктом 2 Порядка общий список граждан, признанных органами местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области нуждающимися в улучшении жилищных условий, формируется в той же хронологической последовательности, в которой граждане признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий. Граждане, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий в один и тот же день, указываются в общем списке по алфавиту. Пункт 11 Порядка предусматривает, что «очередность предоставления единовременной денежной выплаты устанавливается в той же последовательности, в которой граждане включены в список на получение единовременной денежной выплаты». Свидетельство о праве на единовременную денежную выплату ветерану оформляется в порядке очередности и только при наличии денежных средств. Я.В. умер до наступления очереди, поэтому свидетельство на него не оформлялось. Кроме того, величина единовременной денежной выплаты ветерану зависит только от средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по Пензенской области, ежеквартально устанавливаемой Министерством регионального развития Российской Федерации, и от количества членов семьи не зависит.

Представитель третьего лица - ГУ «Управление пенсионного фонда РФ по Мокшанскому району» предложила принять решение на усмотрение суда пояснив следующее. Излагая свои исковые требования, Береза Н.Я. заявила, что постоянно, на протяжении длительного времени проживала с отцом - Я.В., являвшимся ветераном Великой Отечественной войны, была зарегистрирована в доме, где проживал Я.В., вела с отцом общее хозяйство, тратя свои и его доходы на общесемейные нужды, и просила суд признать её членом семьи умершего ветерана участника Великой Отечественной войны, находившуюся на его иждивении. В соответствии с вышеизложенным, ГУ УПФР по Мокшанскому району сообщает, что на основании ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ « О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на её получение) в соответствии с пенсионным законодательством РФ. Согласно вышеназванному Закону меры социальной поддержки устанавливаются нетрудоспособным членам семьи инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, при условии, что члены семьи находились на его иждивении, в соответствии с чем им начисляется пенсия по случаю потери кормильца. Независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии и заработка меры социальной поддержки предоставляются:

  1. родителям погибшего (умершего);
  2. супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак;
  3. супруге (супругу) умершего участника Великой Отечественной войны, ставшего инвалидом вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), не вступившей (не вступившему) в повторный брак;
  4. супруге (супругу) умершего участника Великой Отечественной войны или ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак и проживающей (проживающему) одиноко. Согласно ст. 9 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении, которыми признаются:

дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижении возраста 18 лет стали инвалидами, имеющими ограничения способности к трудовой деятельности. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей;

один из родителей или супруг либо дедушка, бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лети имеющими право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с пп.1 п.2 ст.9 названного Федерального закона и не работают;

родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности;

дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста 60, 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности, при отсутствии лиц, которые в соответствии с законодательством РФ обязаны их содержать. Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию. Иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением случаев, когда эти дети являются в соответствии с законодательством РФ полностью дееспособными или достигшими возраста 18 лет. На основании вышеизложенного, Береза Н.Я. не относится ни к одной из перечисленных категорий, не находилась на иждивении своего отца Я.В., права на пенсию по случаю потери кормильца не имеет.

Представитель третьего лица - управления социальной защиты населения администрации Мокшанского района объяснила, что истец не является лицом, имеющим право на льготы в числе лиц, предусмотренных ст. 21 ФЗ РФ «О ветеранах». Так, ею не оспаривается, что истец являлась членом семьи умершего ветерана Великой Отечественной войны Я.В., что она нетрудоспособная, поскольку достигла возраста 55 лет. Право на пенсию по случаю потери кормильца имеют лишь несовершеннолетние дети, дети обучающиеся до 23 лет при подтверждении факта иждивения или дети-инвалиды, ставшие инвалидами до 18 лет.

Заслушав объяснения сторон, третьих лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что инвалид Великой Отечественной войны Я.В. состоял на учете как нуждающийся в улучшении жилищных условий и состоял в очереди на получение единовременной денежной выплаты для приобретения жилья в р.п. Мокшан. В связи со смертью Я.В. ДД.ММ.ГГГГ года, постановлением главы администрации Широкоисского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ тот исключен из очереди, поскольку право на улучшение жилищных условий и на получение единовременной денежной выплаты для приобретения жилья было неразрывно связано с личностью ветерана и не зависело от количества членов семьи ветерана.

Постановлением главы администрации Широкоисского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ Береза Н.Я. отказано в постановке на учет как нуждающуюся в улучшении жилищных условий в связи с непредставлением документов, подтверждающих право на меры социальной поддержки в соответствии со ст.21 ФЗ РФ «О ветеранах».

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что Береза Н.Я., нетрудоспособного возраста, получающая трудовую по старости, приходится дочерью умершему инвалиду Великой Отечественной войны Я.В. и была членом его семьи на момент смерти. Отказывая в постановке на учет как нуждающуюся в улучшении жилищных условий, администрация Широкоисского сельсовета не оспорила членство семьи Береза Н.Я. с умершим отцом Я.В., оспорила иные обстоятельства.

Статьей 21 ФЗ РФ «О ветеранах» для членов семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий предусмотрены меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 ФЗ РФ «О ветеранах»; члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации; члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Пунктом 1 ст. 21 этого же закона определен круг лиц, имеющих право на такую социальную поддержку. Это: нетрудоспособные члены семьи погибшего (умершего), состоявшие на его иждивении и получающие пенсию по случаю потери кормильца (имеющие право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. В соответствии с п.2 ст.21 рассматриваемого закона, независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются:

1) родителям погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий;

2) супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак;

3) супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак;

4) супруге (супругу) погибшего (умершего) ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак и проживающей (проживающему) одиноко, или с несовершеннолетним ребенком (детьми), или с ребенком (детьми) старше возраста 18 лет, ставшим (ставшими) инвалидом (инвалидами) до достижения им (ими) возраста 18 лет, или с ребенком (детьми), не достигшим (не достигшими) возраста 23 лет и обучающимся (обучающимися) в образовательных учреждениях по очной форме обучения.

Поскольку Береза Н.Я. не входит в число лиц, предусмотренных п.2 ст.21 ФЗ РФ «О ветеранах», то меры социальной поддержки могут быть ей предоставлены при наличии условий, предусмотренных п.1 ст. 21 ФЗ «О ветеранах», том числе при условии получения пенсии по случаю потери кормильца (наличия право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.

Доводы представителя третьего лица - ГУ «Управление пенсионного фонда РФ по Мокшанскому району» об отсутствии права истца на пенсию по случаю потери кормильца» основаны на материалах дела и на законе.

Так, в соответствии с п.1 ст.9 ФЗ РФ « О трудовых пенсиях», право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. Нормами указанной статьи определен перечень нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, в том числе : дети, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, в том числе в иностранных образовательных учреждениях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет; дети умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что истец Береза Н.Я. имеет престарелый возраст, не является инвалидом с детства. С учетом этого, истец не относится к числу лиц, имеющих право на пенсию по случаю потери кормильца.

Кроме того, по делу нет данных о том, что истец Береза Н.Я. состояла на иждивении отца, то есть находилась на его полном содержании или получала от него помощь, которая была для неё постоянным и основным источником средств к существованию, что предусмотрено п.3 ст. 9 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях». Законодатель исходил из смысла понятия «иждивение» как нахождение лица на полном содержании кормильца или получение от него помощи, которая является для него постоянным и основным источником средств к существованию. Поскольку истец к моменту смерти отца ДД.ММ.ГГГГ находилась на пенсии и являлась получателем пенсии в размере <данные изъяты> рублей, она фактически не могла находиться на полном содержании умершего отца, имея самостоятельный источник дохода, также не могла получать помощь, которая являлась бы для нее основным источником средств к существованию. Получаемая истцом пенсия <данные изъяты> рублей превышает установленную в <адрес> величину прожиточного минимума на 2 квартал 2010 года, равная <данные изъяты> рублям и является для нее постоянным и основным источником дохода. В связи со смертью отца В.Я., получавшего пенсию в размере <данные изъяты> рублей, совокупный доход семьи истца, снизился. Однако само по себе это обстоятельство не подтверждает факт иждивения.

Таким образом, истец Береза Н.Я. не является получателем пенсии по случаю потери кормильца, не имеет права на её получение и не имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные ст.21 ФЗ РФ «О ветеранах», постановление главы администрации Широкоисского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Береза Н.Я. в постановке на учет как нуждающуюся в улучшении жилищных условий в связи с непредставлением документов, подтверждающих право на меры социальной поддержки в соответствии со ст.21 ФЗ РФ «О ветеранах» является законным, обоснованным, не подлежащим удовлетворению.

При снятии лица с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении членам его семьи право состоять на учете автоматически не переходит, но не лишает их возможности обратиться с самостоятельным требованием о постановке на такой учет при наличии оснований.

По материалам дела заявление инвалида Великой Отечественной войны Я.В. о постановке на очередь в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий поступило в администрацию Широкоисского сельсовета и зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ. В случае волокиты при рассмотрении данного заявления, Я.В. имел право на обжалование бездействия администрации. Однако эти обстоятельства не служат основанием для удовлетворения иска Береза Н.Я. по данному делу.

Администрация Мокшанского района не является ответчиком по делу, поскольку не является органом, обязанным рассматривать заявления о постановке на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий, ведущим списки очередников ветеранов Великой Отечественной войны и членов их семей, и оформляющим свидетельство на получение денег для приобретения жилья.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

отказать в удовлетворении иска Береза Н.Я. к администрации Широкоисского сельсовета, к администрации Мокшанского района о признании незаконным постановления администрации Широкоисского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке на учет Береза Н.Я. как нуждающейся в улучшении жилищных условий, о постановке на учет как нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Пензенский областной суд в десятидневный срок со дня составления мотивированного решения через Мокшанский районный суд.

Мотивированное решение составлено 2 ноября 2011 года.