Об отказе в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет



дело № 2-1091/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 декабря 2011 г.                                                                             р.п. Мокшан

Мокшанский районный суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Уткиной Е.В.,

при секретаре судебного заседания Моисеевой Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Кузнецова В.Н., выступающего в интересах недееспособной Н.С., к администрации р.п. Мокшан Мокшанского района Пензенской области о признании незаконным постановления главы администрации р.п. Мокшан Мокшанского района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в признании Н.С. нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет,

установил:

Кузнецов В.Н., выступающий в интересах недееспособной Н.С., обратился в Мокшанский районный суд с исковым заявлением к администрации р.п. Мокшан Мокшанского района Пензенской области, в котором просит признать постановление главы администрации р.п. Мокшан от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в признании Н.С. нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке ее на учетнезаконным и обязать администрацию р.п. Мокшан поставить Н.С. на учет как нуждающуюся в улучшении жилищных условий. Иск мотивирован тем, что Н.С. признана вдовой участника Великой Отечественной войны и в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" и Федерального закона от 18 июля 2009 года № 186-ФЗ "О внесении изменений в статью 21 Федерального закона "О ветеранах" ей представляются, как вдове участника Великой Отечественной войны, независимо от нахождения ее на иждивении и получения пенсии, меры социальной поддержки, в том числе на первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов. ДД.ММ.ГГГГ Н.С. обратилась в администрацию р.п. Мокшан с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, как вдова участника Великой Отечественной войны, из-за фактического отсутствия у нее своего отдельного жилого помещения, пригодного для нормального проживания. Н.С. зарегистрирована и проживает по адресу <адрес> в жилом доме, принадлежащем ей на праве собственности. Дом, в котором она проживает, представляет собой деревянное строение, крытое железом. В отдельных местах железо проржавело, имеет повреждения, в которые затекает вода. Крепления листов к обрешетке расстроились. Имеется деформация оконных и дверных проемов. Завалина дома разрушается, фундамент дал осадку. Стены дома деформированы, имеют промерзание и разрушения. Полы имеют щели и провесы досок. Переплеты окон рассохлись и имеют поражение гнилью. В дверных полотнах имеются значительные осадки. Имеются трещины в штукатурке, порванные места, отставание обоев от стен и штукатурки. В зимнее время в доме холодно, требуется постоянное отопление. Удобств в доме нет, туалет на улице. Н.С. 85 лет, зрение ослабленное, слух плохой, по дому фактически не передвигается, она инвалид 1 группы, нуждается в постоянном постороннем уходе. Постановлением главы администрации р.п. Мокшан от ДД.ММ.ГГГГ Н.С. отказано в признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет по основанию ч.1 п.2 ст. 54 ЖК РФ, то есть, не представлены документы, подтверждающие право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Считает, что постановление главы администрации р.п. Мокшан от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует федеральному законодательству и нарушает права Н.С. Вопрос о нуждаемости Н.С. в улучшении жилищных условий администрацией рабочего поселка фактически не рассматривался, администрация считает, что у Н.С. в собственности имеется жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м, которого достаточно для нормального проживания. Однако в каком состоянии находится данный дом, администрация не поинтересовалась, на место расположения дома не выезжала, обследования не проводила. Указанный жилой дом построен в конце ДД.ММ.ГГГГ года, не отвечает установленным для жилых помещений требованиям по причинам, указанным в акте экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ , из которого следует, что жилое помещение, находящееся по адресу: <адрес>, не соответствует требованиям п. 10, 11, 12, 13, 15, 22 раздела 2 и соответствует п. 33, п. 34 раздела 3 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, то есть непригодное для постоянного проживания. Не пригодным оно является для постоянного проживания и по существующему физическому износу жилого помещения, который составляет <данные изъяты> %. Как следует из справки Пензенского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" и МУП "Бюро технической инвентаризации г. Пензы" за Н.С. право собственности на другие квартиры или домовладения не значится. Отсутствуют эти сведения в отношении Н.С. и в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Истец Кузнецов В.Н. выступающий в интересах недееспособной Н.С., исковые требования уточнил. Просил суд признать незаконным постановление главы администрации р.п. Мокшан Мокшанского района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ , которым Н.С. отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий; признать Н.С. нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязать администрацию р.п. Мокшан Мокшанского района Пензенской области поставить вдову участника Великой Отечественной войны Н.С. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Представитель Кузнецова В.Н. Клейменов А.Д. исковые требования поддержал в полном объеме

Представитель администрации р.п. Мокшан Мокшанского района Пензенской области Талышев С.В. иск признал.

Рассмотрев материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к следующему.

Указом Президента Российской Федерации N 714 от 7 мая 2008 г. "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (пункт 1).

В соответствии с подпунктом 4 п.1 ст. 21 Федерального закона "О ветеранах" члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Статьей 51 ЖК РФ предусмотрено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

Согласно ст. 1 и ст.2 Закона Пензенской области № 1870-ЗПО от 27.02.2010 члены семей погибших (умерших) участников ВОВ признаются нуждающимися в жилых помещениях в случаях, если они: 1) не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления; 3) проживают в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. В соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень соответствующих заболеваний, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ Н.С. обратилась в администрацию р.п. Мокшан Мокшанского района Пензенской области с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдовы участника ВОВ.

Постановлением администрации р.п. Мокшан Мокшанского района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ Н.С. отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет на основании пунктов 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ.

Согласно ч. 3 ст. 52 ЖК РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

В силу п.2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Отказ администрации р.п. Мокшан Мокшанского района Пензенской области в признании Н.С. нуждающейся в улучшении жилищных условий нельзя считать законным.

Судом установлено, что Н.С. является вдовой участника Великой Отечественной войны Н.К., что подтверждается удостоверением Н.С. , выданным ДД.ММ.ГГГГ, справкой военного комиссариата Пензенской области по Бессоновскому и Мокшанскому районам от ДД.ММ.ГГГГ , справкой военного комиссариата от ДД.ММ.ГГГГ .

Решением Мокшанского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ Н.С. признана недееспособной. Постановлением главы администрации Мокшанского района от ДД.ММ.ГГГГ опекуном Н.С. назначен Кузнецов В.Н.

Из материалов учетного дела Н.С., представленного суду на обозрение администрацией р.п. Мокшан Мокшанского района, следует, что истица меры социальной поддержки в виде предоставления жилья либо выплат на его приобретение не получала.

Согласно уведомлению об отсутствии в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ информация о правах Н.С. на имеющиеся у нее объекты недвижимого имущества в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует.

Согласно справке Мокшанского отделения Пензенского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ" от ДД.ММ.ГГГГ по данным архива Мокшанского отделения Пензенского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ" Н.С. владеет жилым домом по адресу: <адрес> (договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ ).

Согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Н.С. приобрела в собственность жилой дом по адресу: <адрес> Постановлением администрации р.п. Мокшан от ДД.ММ.ГГГГ измен адрес данного домовладения, дому присвоен .

Согласно справке администрации р.п. Мокшан от ДД.ММ.ГГГГ, паспорту Н.С., домовой книге, Н.С. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ. Соответствующие правила содержатся в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47.

Согласно заключению эксперта ООО <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ , проводившего строительно-техническую экспертизу, физический износ <адрес> составляет <данные изъяты> %. При существующем износе в размере <данные изъяты> % данный дом является непригодным для постоянного проживания. Жилое помещение, находящееся по адресу: <адрес>, не соответствует требованиям пунктов 10, 11, 12, 13, 15, 22 раздела II и соответствует пунктам 33, 34 раздела III Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47. Согласно п. 33, п.34 раздела III Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , имеются основания для признания жилого помещения по адресу: <адрес>, непригодным для проживания.

Оснований не доверять выводам эксперта у суда не имеется.

Таким образом, суду не представлено доказательств наличия у Н.С. другого жилого помещения, кроме непригодного для проживания, а также доказательств того, что она является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя по такому договору, либо членом семьи собственника жилого помещения, либо собственником жилого помещения, пригодного для проживания.

При таких обстоятельствах у администрации р.п. Мокшан Мокшанского района Пензенской области имелись все основания для постановки Н.С. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Оспариваемым решением нарушены жилищные права и интересы Н.С., в связи с чем суд приходит к выводу, что заявленные требования являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

удовлетворить исковое заявление Кузнецова В.Н., выступающего в интересах недееспособной Н.С., к администрации р.п. Мокшан Мокшанского района Пензенской области о признании незаконным постановления главы администрации р.п. Мокшан Мокшанского района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в признании Н.С. нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет.

Признать незаконным постановление главы администрации р.п. Мокшан Мокшанского района Пензенской области ДД.ММ.ГГГГ , которым Н.С. отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Признать Н.С. нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязать администрацию р.п. Мокшан Мокшанского района Пензенской области поставить вдову участника Великой Отечественной войны Н.С. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Пензенский областной суд через Мокшанский районный суд в течение десяти дней.