О признании незаконным бездействие



Дело № 2-404/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 июня 2012 г.                                                                       р.п. Мокшан

Мокшанский районный суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Уткиной Е.В.,

при секретаре Моисеевой Л.Н.,

с участием помощника прокурора Мокшанского района Ариткина В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Мокшанского района Пензенской области в защиту неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Нечаевского сельсовета Мокшанского района Пензенской области, выразившегося в непринятии действенных мер по содержанию территории Нечаевского сельсовета, а именно непринятии мер по устранению несанкционированной свалки мусора, твердых фракций бытовых отходов и навоза, расположенной в <адрес>,

установил:

прокурор Мокшанского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие администрации Нечаевского сельсовета Мокшанского района Пензенской области, выразившееся в неприятии действенных мер по содержанию территории Нечаевского сельсовета Мокшанского района, а именно непринятии мер по устранению несанкционированной свалки мусора, твердых фракций бытовых отходов и навоза, расположенной <адрес>, в соответствии с санитарными нормами и правилами; обязать администрацию Нечаевского сельсовета Мокшанского района организовать выполнение работ по устранению выявленных нарушений.

Заявление мотивировано тем, что прокуратурой Мокшанского района проведена проверка соблюдения на территории администрации Нечаевского сельсовета Мокшанского района Пензенской области требований законодательства об охране окружающей природной среды. В результате проверки установлен факт бездействия администрации Нечаевского сельсовета Мокшанского района Пензенской области по устранению несанкционированной свалки на территории поселения.

В судебном заседании помощник прокурора Мокшанского района Ариткин В.А. заявленные прокурором требования поддержал в полном объеме. Суду пояснил, что в ходе проверки соблюдения на территории администрации Нечаевского сельсовета Мокшанского района Пензенской области требований законодательства об охране окружающей природной среды установлено, что в <адрес>, расположена несанкционированная свалка мусора, твердых фракций бытовых отходов и навоза. Таким образом, на территории администрации Нечаевского сельсовета Мокшанского района Пензенской области не организована система рационального сбора, удаления, надежного обезвреживания бытовых отходов, что является нарушением п. 1.2 СанПиН № 4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест" и п. 2 ст. 21 Федерального Закона № 52-ФЗ от 30.03.1999.

Администрация Нечаевского сельсовета Мокшанского района Пензенской области в адресованном суду заявлении просила дело рассмотреть без участия ее представителя.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы помощника прокурора Мокшанского района Ариткина В.А., суд считает требования прокурора Мокшанского района обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Это право согласно части 3 статьи 55 Конституции РФ может быть ограничено только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с пунктам 18 части первой статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и со статьей 7 Федерального закона "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающих их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" № 52-ФЗ от 30.03.1999, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

В соответствии п.1.2 санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий, населенных мест", утвержденных Минздравом СССР 05.08.1988 № 4690-88. система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов их жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из не канализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта).

В ходе проверки установлено, что в нарушение требований п. 1.2 указанных правил, в <адрес> расположена несанкционированная свалка мусора, твердых фракций бытовых отходов и навоза.

Наличие указанной свалки и непринятие мер по ее ликвидации, свидетельствует о бездействии со стороны администрации Нечаевского сельсовета Мокшанского района Пензенской области, что создает угрозу наступления негативных последствий для окружающей среды, угрозу жизни и здоровью проживающих на территории Нечаевского сельсовета Мокшанского района граждан, нарушает права неопределенного круга лиц и не может быть оправдано ни одной из целей, указанных в ст. 55 Конституции РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

заявление прокурора Мокшанского района Пензенской области в защиту неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Нечаевского сельсовета Мокшанского района Пензенской области, выразившегося в непринятии действенных мер по содержанию территории Нечаевского сельсовета, а именно непринятии мер по устранению несанкционированной свалки мусора, твердых фракций бытовых отходов и навоза, расположенной в <адрес>, удовлетворить.

Признать бездействия администрации Нечаевского сельсовета Мокшанского района Пензенской области, выразившиеся в непринятии действенных мер по содержанию территории Нечаевского сельсовета, а именно непринятии мер по устранению несанкционированной свалки мусора, твердых фракций бытовых отходов и навоза, расположенной в <адрес>, незаконными.

Обязать администрацию Нечаевского сельсовета Мокшанского района Пензенской области в срок до 01 июля 2012 года устранить несанкционированную свалку мусора, твердых фракций бытовых отходов и навоза, расположенную в <адрес>.

Обязать администрацию Нечаевского сельского совета Мокшанского района Пензенской области информацию о данном решении суда опубликовать в информационном бюллетене "Вести Нечаевского сельсовета".

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Мокшанский районный суд.