О признании незаконным бездействия, понуждению к устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности



Дело № 2-407/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 июня 2012 года                                                                     р.п. Мокшан

Мокшанский районный суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Уткиной Е.В.,

с участием помощника прокурора Ариткина В.А.,

при секретаре Моисеевой Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Мокшан гражданское дело по заявлению прокурора Мокшанского района Пензенской области в защиту неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Успенского сельсовета Мокшанского района Пензенской области о понуждении к устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности,

установил:

прокурор Мокшанского района обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие администрации Успенского сельсовета Мокшанского района, выразившиеся в нарушении требований законодательства о пожарной безопасности; обязать администрацию Успенского сельского совета Мокшанского района произвести работы по опашке и по оборудованию защитных противопожарных полос по периметру населенного пункта п. Кера Мокшанского района Пензенской области. Заявление мотивировано трем, что прокуратурой района в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах и населенных пунктах проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности на территории района. Пункт 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" предусматривает, что к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров. Статьей 19 указанного Закона устанавливаются полномочия органов местного самоуправления поселений и округов в границах сельских населенных пунктов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности. Согласно ч. 1 ст. 20 Закона нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности. Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 г. N 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)" в соответствии п.21 которых территории населенных пунктов и организаций, в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам, должны своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п. В силу п. 112 указанных Правил для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие). В ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что администрацией Успенского сельского совета Мокшанского района не обеспечивается реализация первичных мер пожарной безопасности. Так, по периметру населенного пункта п. Кера Мокшанского района Пензенской области отсутствуют минерализованные, противопожарные полосы, отделяющие данный населенный пункт от лесного массива. Данные нарушения в сфере противопожарной безопасности ограничивают права граждан на защиту от пожаров, причинения вреда жизни, здоровью, имуществу в результате пожаров, а также на безопасное проживание граждан на территории населенного пункта п. Кера. Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государева.

В судебном заседании помощник прокурора Ариткин В.А. заявленные требования поддержал в полном объеме.

Администрация Успенского сельсовета Мокшанского района Пензенской области в адресованном суду заявлении дело просит рассмотреть без участия ее представителя. Иск признает.

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения помощника прокурора Ариткина В.А., суд считает требования прокурора Мокшанского района обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы признаются в Российской Федерации высшей ценностью.

В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Положения, зафиксированные в ст. 2, 18 Конституции РФ, означают приоритет прав и свобод человека и гражданина в деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены исключительно федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо "в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства".

Статьей 1 Федерального закона "О пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 года № 69 - ФЗустановлено, что пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Пункт 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" предусматривает, что к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

Пунктом 21 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России № 313 от 18 июня 2003 г., установлено, что территории населенных пунктов и организаций, в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам, должны своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п.

В соответствии с п. 112 указанных Правил для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие).

Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

В судебном заседании установлено, что проведенной прокуратурой проверкой соблюдения законодательства о пожарной безопасности на территории Успенского сельсовета Мокшанского района Пензенской области выявлено отсутствие минерализованных противопожарных полос по периметру населенного пункта п. Кера Мокшанского района, отделяющие данный населенный пункт от лесного массива.

При таких обстоятельствах суд, соглашаясь с доводами заявителя, приходит к убеждению, что бездействием администрации Успенского сельсовета Мокшанского района, выразившимся в непринятии первичных мер по обеспечению пожарной безопасности, установленных Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации, существенно нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории администрации Успенского сельсовета Мокшанского района Пензенской области.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд

решил:

заявление прокурора Мокшанского района Пензенской области в защиту неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Успенского сельсовета Мокшанского района Пензенской области о понуждении к устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Успенского сельсовета Мокшанского района Пензенской области, выразившееся в нарушении требований законодательства о пожарной безопасности.

Обязать администрацию Успенского сельсовета Мокшанского района Пензенской области в срок до 01 июля 2012 года произвести работы по опашке и оборудованию защитных противопожарных полос по периметру населенного пункта п. Кера Мокшанского района Пензенской области.

Обязать администрацию Успенского сельсовета Мокшанского района Пензенской области опубликовать информацию о данном решении суда в информационном бюллетене "Вести Успенского сельсовета".

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Мокшанский районный суд.