О признании незаконным бездействие администрации Засечного сельсовета, ввиду непринятия мер по обеспечению безопасности дорожного движения и соответствию состояния дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документ



Дело № 2-413/2012 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 июня 2012 года                                                                                р.п. Мокшан

Судья Мокшанского районного суда Пензенской области А.В. Никин,

с участием прокурора С.С. Завалина,

при секретаре Е.А. Генераловой,

рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Мокшан гражданское дело по заявлению прокурора Мокшанского района в защиту интересов неопределённого круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Засечного сельсовета Мокшанского района Пензенской области, ввиду непринятия мер по обеспечению безопасности дорожного движения и соответствию состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, об обязании администрации Засечного сельсовета Мокшанского района Пензенской области произвести ремонт участков дороги <адрес>, в районе домов , , а также на пересечении улиц <адрес>, где имеются дефекты дорожного покрытия в виде выбоин,

установил:

прокурор Мокшанского района обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Засечного сельсовета Мокшанского района Пензенской области, ввиду непринятия мер по обеспечению безопасности дорожного движения и соответствию состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, об обязании администрации Засечного сельсовета Мокшанского района Пензенской области произвести ремонт участков дороги <адрес>, в районе домов , , а также на пересечении улиц <адрес>, где имеются дефекты дорожного покрытия в виде выбоин. Заявление мотивировано тем, что в соответствии со ст. 3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» №196-ФЗ от 10.12.1995 г., основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в: дорожном движений, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;программно-целевой подход к деятельности по обеспечении безопасности дорожного движения. В соответствии с ч. 4 ст. 6 данного федерального закона органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствам муниципальных образований.Согласно п. 5 ст. 14 Федерального закона от 06.10.03 №131-Ф3 «О общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопроса: местного значения поселения относится: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использованияавтомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» №196-ФЗ от 10.12.95 ремонт и содержание дорог на территории Российской Федераций должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.Требования, касающиеся обеспечения безопасности дорожного движения при эксплуатации дорог, включены в ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" (введен в действие с июля 1994 г.). Указанный стандарт устанавливает требования, касающиеся обеспечения безопасности дорожного движения, к покрытию дорог, тротуаров, обочин, состоянию дорожных знаков, светофоров, разметки, ограждений, наружному освещению.Государственный стандарт, обязательный для выполнения как юридическими, так и должностными лицами, включает также технические характеристики и параметры покрытия проезжей части дорог и улиц.Статья 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N257-03 "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" устанавливает; классификацию автомобильных дорог: автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на:автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;автомобильные дороги местного значения;частные автомобильные дороги.Автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.Статья 6 вышеуказанного ФЗ устанавливает, что автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственностифизических или юридических лиц. К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.Кроме того, статья 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации; местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относит владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения. Статья 215 Гражданского Кодекса РФ предусматривает, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью, от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом.Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют Муниципальную; казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.Прокуратурой Мокшанского района была проведена проверка состояния дорожного покрытия автомобильных дорог и прилегающих обочин муниципального образования Засечного сельсовет Мокшанского района.В ходе проведения проверки было установлено, что на обследуемых участках дороги имеется ямочность на дорожном покрытии и выбоины.Так, в нарушение ГОСТ Р 50597-93 на территории Засечного сельсовета в <адрес> имеются выбоины дорожного полотна в районе <адрес> размером 170x20x10 см; в районе <адрес> - 150x30x12 см. Также, на перекрестке <адрес> и <адрес> имеются выбоины размером 210x240x12 см; 200x140x10 см; т.е. установлено, что данная автодорога требует капитального ремонта.В связи с выявленными нарушениями затруднено движение транспортных средств, создаются помехи движению транспортных средств и возникает угроза участникам дорожного движения.В соответствии со ст. 45 Гражданско-процессуального Кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Невыполнением требований федерального закона «О безопасности дорожного движения», государственных стандартов нарушаются права, и интересы неопределенного круга лиц, общества, государства при обеспечении безопасности дорожного движения.Решения, бездействия и действия органа государственной власти, органаместного самоуправления, должностного лица оспариваются в суде (ст. 254 ГПК РФ).

В судебном заседании прокурор Завалин С.С. заявленные требования поддержал в полном объеме. Просил суд признать незаконным бездействие администрации Засечного сельсовета, ввиду непринятия мер по обеспечению безопасности дорожного движения и соответствию состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам.Обязать администрацию Засечного сельсовета произвести ремонт участков дороги <адрес>, в районе домов , , а также на пересечении улиц <адрес>, где имеются дефекты дорожного покрытия в виде выбоин.

Представитель администрации Засечного сельсовета Мокшанского района Пензенской области в судебное заседание не явился. В заявлении глава администрации Засечного сельсовета Мокшанского района Пензенской области Аксенова Н.М. просила суд рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие представителя администрации, решение оставляет на усмотрение суда.

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснение прокурора Завалина С.С., суд считает требования прокурора Мокшанского района обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы признаются в Российской Федерации высшей ценностью.

В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Положения, зафиксированные в ст. 2, 18 Конституции РФ, означают приоритет прав и свобод человека и гражданина в деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены исключительно федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо "в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства".

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» №196-ФЗ от 10.12.1995 г., основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в: дорожном движений, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;программно-целевой подход к деятельности по обеспечении безопасности дорожного движения.

В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» №196-ФЗ от 10.12.1995 органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствам муниципальных образований.

Согласно п. 5 ст. 14 Федерального закона от 06.10.03 №131-Ф3 «О общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использованияавтомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» №196-ФЗ от 10.12.95 (ред. от 19.07.2011, с изм. от 14.06.2012) "О безопасности дорожного движения") ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Требования, касающиеся обеспечения безопасности дорожного движения при эксплуатации дорог, включены в ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" (введен в действие с июля 1994 г.). Указанный стандарт устанавливает требования, касающиеся обеспечения безопасности дорожного движения, к покрытию дорог, тротуаров, обочин, состоянию дорожных знаков, светофоров, разметки, ограждений, наружному освещению.Государственный стандарт, обязательный для выполнения как юридическими, так и должностными лицами, включает также технические характеристики и параметры покрытия проезжей части дорог и улиц.

Статья 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N257-03 "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" устанавливает; классификацию автомобильных дорог: автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на:автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;автомобильные дороги местного значения;частные автомобильные дороги.Автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.Статья 6 вышеуказанного ФЗ устанавливает, что автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственностифизических или юридических лиц. К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Кроме того, статья 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации; местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относит владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

Статья 215 Гражданского Кодекса РФ предусматривает, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом.Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют Муниципальную; казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

В силу ст.45 Гражданско-процессуального Кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

В судебном заседании установлено, что проведенной прокуратурой проверкой 31.05.2012 года выявлены нарушения требований ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196 -ФЗ от 10.12.1995 года, п. 4.1.1. Государственного стандарта РФ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утверждённого постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 года № 221 на территории Засечного сельсовета в <адрес> имеются выбоины дорожного полотна в районе <адрес> размером 170x20x10 см; в районе <адрес> - 150x30x12 см. Также, на перекрестке <адрес> и <адрес> имеются выбоины размером 210x240x12 см; 200x140x10 см; т.е. установлено, что данная автодорога требует капитального ремонта.

В связи с выявленными нарушениями затруднено движение транспортных средств, создаются помехи движению транспортных средств и возникает угроза участникам дорожного движения.

           При таких обстоятельствах суд, соглашаясь с доводами заявителя, приходит к убеждению, что бездействие администрации Засечного сельсовета, выразившееся в непринятии мер по обеспечению безопасности дорожного движения и соответствию состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, существенно нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории Засечного сельсовета Мокшанского района Пензенской области.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд

решил:

заявление прокурора Мокшанского района удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Засечного сельсовета Мокшанского района Пензенской области, ввиду непринятия мер по обеспечению безопасности дорожного движения и соответствию состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам.

Обязать администрацию Засечного сельсовета Мокшанского района Пензенской области произвести ремонт участков дороги <адрес>, в районе домов , , а также на пересечении улиц <адрес>, где имеются дефекты дорожного покрытия в виде выбоин, в срок до 22 июля 2012 года.

Обязать администрацию Засечного сельсовета Мокшанского района Пензенской области опубликовать информацию о данном решении суда в информационном бюллетени «Вести Засечного сельсовета».

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд посредством подачи апелляционной жалобы через Мокшанский районный суд в течение месяца с момента его оглашения.