дело № 2-463\2012г. Решение Именем Российской Федерации р.п. Мокшан 29 июня 2012г. Мокшанский районный суд Пензенской области в составе: председательствующего судьи А.В. Никина, при секретаре Е.А. Генераловой, рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Мокшан Пензенской области гражданское дело по иску Дружининой Е.О. к администрации Нечевского сельсовета Мокшанского района Пензенской области, третье лицо Управление образованием администрации Мокшанского района Пензенской области об обязании предоставить по договору социального найма вне очереди жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм и соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, установил: Дружинина Е.О. обратилась в суд с требованиями к администрации Нечаевского сельсовета Мокшанского района Пензенской области об обязании предоставить по договору социального найма вне очереди жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм и соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам. В обоснование исковых требований указала, что она в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ имеет право на предоставление ей жилого помещения по договору социального найма вне очереди, так как относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Её мать Д.В. в 2007 году лишена родительских прав по отношении к ней, отец Д.О. умер в ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением главы администрации Нечаевского сельсовета Пензенской области № от ДД.ММ.ГГГГ она поставлена на учет для получения жилья, предоставляемого по договору социального найма. Однако до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено. В судебном заседании Дружинина Е.О. полностью поддержала заявленные требования. Просила их удовлетворить, по основаниям указанным в заявлении. Представитель ответчика администрации Нечаевского сельсовета глава администрации Никишова Л.А. просила суд рассмотреть дело без участия представителя администрации Нечаевского сельсовета. Представитель третьего лица органа опеки и попечительства Управления образования администрации Мокшанского района Пензенской области по доверенности Буренина Л.А. указала, что Дружинина Е.О. в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ имеет право на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди, так как относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Она в собственности жилья не имеет, и оно ей не выделялось. В настоящее время проживает в с опекуном Л.Н. Изучив материалы дела, заслушав пояснения истца, мнение представителя третьего лица, суд приходит к следующему. В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Абз. 3 п. 1 ст. 8 указанного Федерального закона предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Согласно конституционно-правовому смыслу, выявленному в Определении Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 N 250-О-П, абз. 2 п. 1 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Постановлением Правительства Пензенской области № 758 пП от 24 ноября 2010 года «Вопросы исполнительных органов государственной власти Пензенской области» в п. 2 постановлено: Департаменту градостроительства Пензенской области от 01.01.2011 г. обеспечить передачу полномочий Министерству здравоохранения и социального развития Пензенской области по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся по опекой (попечительством), и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Пензенской области. Законом Пензенской области от 28 февраля 2011 года №2040-ЗПО «О внесении изменений в отдельные законы (положения законов) Пензенской области», вступившим в силу 10 марта 2011 года, внесены изменения в Закон Пензенской области от 22 декабря 2006 года N 1176-ЗПО «О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области». В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона Пензенской области от 22 декабря 2006 года N 1176-ЗПО «О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области» органы местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Пензенской области наделяются следующими государственными полномочиями Пензенской области по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма лиц, указанных в части 3.1 статьи 5 Закона Пензенской области от 12 сентября 2006 года N 1098-ЗПО «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области»: приобретение жилых помещений; принятие решения о предоставлении (отказе в предоставлении) жилого помещения; заключение договора социального найма. Поскольку Дружинина Е.О. предъявила требование о понуждении к предоставлению ей жилья как лицу, относящемуся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с названным Законом Пензенской области надлежащим ответчиком по делу является администрация Нечаевского сельсовета Мокшанского района Пензенской области. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Из материалов дела следует, что отец истца Д.О. умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7). Мать Д.В. решением Мокшанского районного суда вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав в отношении истца Дружининой Е.О. ( л.д.8-9). Постановлением главы администрации Мокшанского района № от 02.10. 2007 (л.д. 11) над Дружининой Е.О. учреждена опека. Дружинина Е.О. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по адресу: <адрес>(л.д.6), в собственности жилья не имеет ( л.д.16-17). Постановлением главы администрации Нечаевского сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ Дружинина Е.О. признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом на условиях социального найма, принята на учет. За Дружининой Е.О. признано право на предоставление жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма вне очереди по основанию, установленному п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (л.д.10 ). Таким образом, исходя из того, что Дружинина Е.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ, окончания над ней опеки, как не имеющая в собственности либо закрепленного жилого помещения, должна была быть обеспечена органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. С 2011 года ответчик наделен отдельными государственными полномочиями в силу Областного закона Пензенской области от 28 февраля 2011 года №2040-ЗПО «О внесении изменений в отдельные законы (положения законов) Пензенской области», вступившим в силу 10 марта 2011 года, которым внесены изменения в Закон Пензенской области от 22 декабря 2006 года N 1176-ЗПО «О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области», в связи, с чем у него возникла обязанность по обеспечению Дружининой Е.О. жилым помещением не ниже социальных норм, установленных в Пензенской области. При этом Дружинина Е.О. выполнила требования Порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, утвержденного постановлением администрации, поскольку Дружинина Е.О. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Поскольку реализация права граждан на внеочередное предоставление жилья не зависит от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилой площади вне очереди, обеспечения жильем других очередников, времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и, тем более, от включения в список внеочередников, п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не содержит указания на иной порядок предоставления жилья, очередность лиц равной категории. При таких обстоятельствах суд находит исковые требования Дружининой Е.О. основанными на законе, обоснованными, и считает необходимым их удовлетворить. Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, решил: исковые требования Дружининой Е.О. удовлетворить. Обязать администрацию Нечаевского сельсовета Мокшанского района Пензенской области предоставить в срок до 01 февраля 2013 года Дружининой Е.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты> по договору социального найма вне очереди жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм и соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам. Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в течение месяца со дня оглашения решения суда через Мокшанский районный суд.