Решение о возложении обязанности по оборудованию медицинского кабинета, уборных, снарядной комнаты



Дело №2-60/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Мокроусово 20 апреля 2011 года

Мокроусовский районный суд Курганской области в составе председательствующего Хреновой Н.А.,

с участием: помощника прокурора Мокроусовского района Курганской области Каращука Д.Л.,

представителя ответчика МОУ «...» Таркова В.И.

при секретаре Вьющенко А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело, по исковому заявлению прокурора Мокроусовского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению «...», ... о возложении обязанности на муниципальное общеобразовательное учреждение «...» в срок до Дата обезличена года оборудовать медицинский кабинет, душевые и уборные для мальчиков и девочек в спортивном зале, снарядную комнату, привести в соответствие комнату для преподавателя в спортивном зале, о возложении обязанности на ... профинансировать деятельность по оборудованию в МОУ «...» медицинского кабинета, душевых и уборных для мальчиков и девочек в спортивном зале, снарядной комнаты, по приведению в соответствие комнаты для преподавателя,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Мокроусовского района Курганской области обратился с исковым заявлением к муниципальному общеобразовательному учреждению «...», ... о возложении обязанности на МОУ «...» в срок до Дата обезличена года оборудовать медицинский кабинет, душевые и уборные для мальчиков и девочек в спортивном зале, снарядную комнату, привести в соответствие комнату для преподавателя в спортивном зале, о возложении обязанности на ... профинансировать деятельность по оборудованию в МОУ «...» медицинского кабинета, душевых и уборных для мальчиков и девочек в спортивном зале, снарядной комнаты, по приведению в соответствие комнаты для преподавателя.

В обосновании исковых требований указал, что прокуратурой района совместно с Территориальным отделом территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ... проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении безопасных условий обучения и воспитания несовершеннолетних, в том числе по созданию образовательными учреждениями условий, гарантирующих обучающимся, охрану их жизни и здоровья. В результате проверки установлено, что вопреки указанным требованиям законодательства, согласно справке, подготовленной по результатам проверки сотрудниками Роспотребнадзора от Дата обезличена года, в МОУ «...», отсутствует медицинский кабинет, в спортивном зале отсутствуют душевые и уборные для мальчиков и девочек, комната для преподавателя площадью 9м2 совмещена со снарядной.

В судебном заседании помощник прокурора Мокроусовского района Курганской области Каращук Д.Л. на заявленных исковых требованиях настаивал и просил суд удовлетворить их. Уточнил, что в образовательном учреждении необходимо выделить помещение для размещения медицинского пункта, выделить помещение для душевых и уборных для мальчиков и девочек в спортивном зале в соответствии с нормами п.2.3.17 СанПиН 2.4.2.1178-02, привести в соответствии с нормами п.2.3.17 СанПиН 2.4.2.1178-02 площадь снарядной комнаты в спортивном зале и кабинет преподавателя.

Представитель ответчика ... в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания был извещен должным образом. В отзыве на исковое заявление указал, что исковые требования признает частично. Средства на финансирование деятельности по организации медицинского кабинета, оборудованию душевых и уборных для мальчиков и девочек, снарядной комнаты и комнаты преподавателя в спортивном зале, у ..., отсутствуют. Финансирование деятельности администрация ... сможет осуществить не ранее Дата обезличена года. Кроме того, постановлением главного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года №189, утверждены новые СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», которые вступает в силу с 01.09.2011 года. Согласно новым нормам СанПиН, в общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, допускается организация медицинского обслуживания на фельдшерско-акушерских пунктах и амбулаториях, а МОУ «...» находится в сельской местности.

Представитель ответчика МОУ «...» Тарков В.И., в судебном заседании исковые требования не признал. Пояснил, что здание школы введено в эксплуатацию в Дата обезличена году, и по проекту здания не был предусмотрен медицинский кабинет, душевые и уборные для мальчиков и девочек в спортивном зале. Рядом со школой, метрах в восьмидесяти, находится ФАП, который и занимается медицинским обслуживанием школьников. Школа рассчитана на 340 человек, в настоящее время, численность учащихся составляет 40 человек. Выполнить требования прокурора по оборудованию медицинского пункта не представляется возможным, так как для оборудования медицинского пункта требуются большие финансовые вложения, которые в данном случае нецелесообразны. Оборудовать помещение душевых и уборных для мальчиков и девочек в спортивном зале также не представляется возможным без нарушения других санитарных норм, так как проектом здания не предусмотрены данные помещения. Кроме того, в здании школы имеются туалеты для учащихся, которые исправно функционируют. Требования по оборудованию снарядной комнаты и комнаты преподавателя для школы выполнимы.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципального учреждения «...» ФИО4 в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия. В отзыве на исковое заявление указал, что заявленные исковые требования прокурора Мокроусовского района Курганской области не признает полностью, так как с 01.09.2011 года в силу вступают новые правила СанПин, которые отменяют требования, указанные прокуратурой в исковом заявлении. Согласно новым правилам СанПин, в сельских школах допускается обслуживание детей в ФАПе. Рекомендуется оборудовать при спортивных залах раздельные для мальчиков и девочек душевые и туалеты. Теми же нормами СанПин 2.4.2.2821-10 п.4.14 комната для инструктора не предусмотрена. Исполнение обязательств до Дата обезличена года не возможно, так как требуются большие финансовые затраты, которые не запланированы бюджетом Дата обезличена года. Проект здания школы не позволяет даже физически исполнить исковые требования. Капитальная переделка здания требует значительных финансовых средств. МОУ «...» имеет лицензию, которая доказывает факт соответствия к нормативным требованиям л.д.123-125)

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориального отдела территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ..., в судебное заседание не явился, представил суду заявление, в котором просил рассмотреть дело без его участия, с заявленными исковыми требованиями согласен л.д.122).

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, суд пришел к выводу, что заявленные требования прокурора подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Мокроусовского района проведена проверка в МОУ «...», в ходе которой были выявлены нарушения требований, предъявляемых к условиям обучения и воспитания несовершеннолетних, которые предусмотрены санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях». Так, в нарушении п.2.3.22 СанПиН в МОУ «...», отсутствует медицинский пункт. В нарушении п.2.3.17 СанПиН, в спортивном зале отсутствуют душевые, уборные для мальчиков и девочек, комната для преподавателя не соответствует установленным нормам, а также совмещена со снарядной комнатой. Указанные нарушения зафиксированы, и отражены в совместной справке прокуратуры и Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ... л.д.7).

В соответствии со ст.45 ГПК РФ, прокурор наделен правом обращения в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами, и несет все процессуальные обязанности истца.

Согласно ст.17 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан № 5487-1, утвержденных ВС РФ 22.07.1993 года, граждане Российской Федерации обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья.

Согласно ч.ч. 1 и 5 ст. 51 Федерального закона «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану, и укрепление здоровья обучающихся.

Положениями ст.120 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением. Частные и бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

В судебном заседании установлено, что муниципальное общеобразовательное учреждение «...» является муниципальным образовательным учреждением, учредителем которого согласно п.1.4 Устава л.д.24) является ............, полномочия Учредителя возлагаются на МУ «...». Пункт 6.1 Устава л.д.40) предусматривает, что собственник имущества (уполномоченный им орган) в порядке, установленном законодательством, закрепляет за учреждением в целях обеспечения его уставной деятельности, предусмотренной Уставом, здания, сооружения, оборудование, а также другое необходимое имущество. В п.6.3 Устава указано, что объекты права собственности, закрепленные в установленном порядке за Учреждением, находятся в оперативном управлении Учреждения.

Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением бюджета; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

Из п.3 ч.1 ст.17 указанного Федерального закона следует, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями: в том числе и создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа.

В соответствии с ч. 1 ст.124 ГК РФ, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.

Согласно ч.2 ст.125 ГК РФ, от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии с ч.1 ст.126 ГК РФ, Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам, принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Согласно ч.ч.1,2,3 ст.215 ГК РФ, имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296). Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Согласно ч.1, 2 ст.40 Устава ..., органы местного самоуправления ... от имени ... самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом ... в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления .... Органы местного самоуправления ... вправе передавать имущество, находящееся в собственности ..., во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти ... и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать иные сделки в соответствии с федеральным законодательством л.д.62 обратная сторона).

Статья 39 Устава муниципального образования ...... предусматривает, что экономическую основу местного самоуправления ... составляют находящееся в муниципальной собственности ... имущество, средства бюджета ..., а также имущественные права ...... л.д.62).

Согласно положению ст.27 Устава муниципального образования ..., Администрация ..., является исполнительно-распорядительным органом ... и действует под непосредственным руководством Главы ... возглавляющим деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории ....

В статье 28 Устава муниципального образования ... указано, что разработка, исполнение бюджета ... – прерогатива Администрации .......

В судебном заседании установлено, что Администрация ... обладает правом распоряжаться от лица собственника – муниципального образования ...... – муниципальным имуществом, и что именно Администрация ...... является уполномоченным органом, который вправе представлять интересы собственника муниципального имущества муниципального образования .......

В соответствии с п. 1.4 Устава муниципального общеобразовательного учреждения «...» л.д.24), учредителем муниципального общеобразовательного учреждения «...» является .... Учредитель осуществляет свои полномочия непосредственно или на основании договора передает их муниципальному органу управления образования – Муниципальному учреждению ....

В силу п.1 ст.296, п.1 ст.298 ГК РФ, школа владеет, пользуется и распоряжается имуществом, переданным ей учредителем – администрацией ... на праве оперативного управления. Деятельность школы финансируется в соответствии с законодательством (п.6.4 Устава,л.д.30)

В судебном заседании установлено, что препятствием к устранению нарушений является то, что проектом здания не предусмотрено помещение под медицинский пункт, душевые, уборные, снарядную комнату, а также недостаточное финансирование.

Согласно ч. 1 ст. 120 ГК РФ, в системной связи с ч.1 ст. 31 Закона РФ «Об образовании», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Таким образом, суд считает, что обязанность по финансированию данных расходов должна быть возложена на администрацию ....

Доводы представителя МУ «...» ФИО4, представителя администрации ... ФИО6 об отсутствии денежных средств в бюджете района, суд считает необоснованными, так как накопление, формирование или изыскание необходимого количества денежных средств на содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений является исключительной компетенцией органов местного самоуправления. Государством не отменялось и не приостанавливалось действие норм СанПина, в связи с отсутствием денежных средств.

В соответствии с п.2.3.17. постановления Главного государственного врача РФ от 28.11.2002 г. №44 (в ред. от 26.12.2008 г.) «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02», при спортивных залах должны быть предусмотрены снарядные, площадью 16 - 32 кв. м., в зависимости от площади спортзала; уборные для девочек и мальчиков, площадью 8 кв. м каждая.

Согласно п.2.3.22. выше указанного постановления, медицинский пункт общеобразовательного учреждения включает следующие помещения: кабинет врача длиной не менее 7 м (для определения остроты слуха и зрения обучающихся), площадью не менее 14 кв.м; кабинет зубного врача, площадью 12 кв.м, оборудованный вытяжным шкафом; процедурный кабинет, площадью 14 кв.м; кабинет психолога, площадью 10 кв. м. При медпункте оборудуется самостоятельный санузел.

В соответствии с п. 1.10 Устава муниципального общеобразовательного учреждения «...», медицинское обслуживание обучающихся в учреждении обеспечивается медицинским персоналом фельдшерско – акушерского пункта ..., который закреплен ... за учреждением и наряду с администрацией и педагогическими работниками несет ответственность за проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно - гигиенических норм л.д.25).

В силу требований ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения», юридические лица, в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Таким образом, учитывая численность учащихся в школе (40 человек), учитывая, что медицинское обслуживание в школьном учреждении обеспечивается медицинским персоналом фельдшерско – акушерского пункта ..., расположенном недалеко от школы, а также то, что оборудование самостоятельного медицинского пункта повлечет значительные материальные затраты, требования прокурора об обязании школы оборудовать самостоятельный медицинский пункт, суд считает нецелесообразными, и не подлежащими удовлетворению. Судом установлено, что отсутствие самостоятельного медицинского пункта в школе, не нарушает интересы обучающихся, и не оказывает отрицательного влияния на охрану и укрепление их здоровья.

Суд полагает, что требования прокурора по оборудованию в ... душевых, уборных для девочек и мальчиков, также удовлетворению не подлежат, так как в судебном заседании установлено, что школа не имеет реальной возможности оборудовать при спортивном зале душевые и уборные, в связи с отсутствием необходимых площадей - проектом здания данные помещения не предусмотрены, и их обустройство повлечет нарушение других норм СанПина. Кроме того, в школе имеются функционирующие уборные. Поэтому отсутствие уборных при спортивном зале, не будет нарушать интересы обучающихся.

В тоже время, суд полагает, что требования прокурора по оборудованию снарядной комнаты и комнаты преподавателя в спортивном зале, подлежат удовлетворении, так как они реально выполнимы, и не требуют больших финансовых вложений.

Доводы представителя МУ «...» о том, что с 01.09.2011 года вступают в силу новые нормы СанПин, которые не будут предусматривать требований, заявленных прокуратурой, суд считает несостоятельными, так как в настоящее время, и до вступления в действие новых норм, действуют нормы СанПиН, утвержденные Постановлением Главного государственного врача РФ от 28.11.2002 г. №44 (в ред. от 26.12.2008 г.) «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02».

В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком.

В данном случае, исходя из реальных возможностей МОУ «...», по выполнению мероприятий, связанных с устранением нарушений норм СанПин, суд определяет срок исполнения настоящего решения суда до Дата обезличенаг.

На основании изложенного, руководствуясь, ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Мокроусовского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению «...», ..., удовлетворить частично.

Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «...» в срок до Дата обезличена года оборудовать в помещении спортзала школы снарядную комнату и комнату преподавателя в соответствии с нормами п.2.3.17 СанПиН 2.4.2.1178-02.

Обязать ... профинансировать деятельность по организации в муниципальном общеобразовательном учреждении «...» снарядной комнаты и комнаты преподавателя.

В остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд через Мокроусовский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения.

Судья Мокроусовского районного суда Н.А.Хренова