Дело №2-149/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации с. Мокроусово 29 июня 2011 года Мокроусовский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Фатхуллина Э.М., с участием: прокурора Мокроусовского района Курганской области Моора С.А., исполняющего обязанности ... ФИО2, при секретаре Трусовой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Мокроусовского района Курганской области о признании бездействия ... незаконным и понуждении к совершению действий, УСТАНОВИЛ: Прокурор Мокроусовского района Курганской области обратился в суд с заявлением о признании бездействия ... незаконным и понуждении к совершению действий, в основании заявления указав, что прокуратурой района в рамках осуществления надзора за деятельностью органов местного самоуправления по профилактике коррупции выявлено бездействие .... В нарушение требований Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 г. №131-ФЗ, Устава ..., Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» от 17.07.2009 г. №172-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 26.02.2010 г. №96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» муниципальным образованием положение о проведении антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов (их проектов) не принято и соответствующая экспертиза не проводится, что может привести к изданию нормативно-правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы и нарушить права неопределенного круга лиц. В нарушение требований Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 09.02.2009 г. №8-ФЗ, Решений ... от Дата обезличена г. Номер обезличен «Об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления ...» и от Дата обезличена г. Номер обезличен «Об утверждении Перечня информации о деятельности ...» на сайте ... отсутствует общая информация об органе, в частности сведения о полномочиях органа, задачах и функциях структурных подразделений, перечень правовых актов, определяющих эти полномочия, задачи и функции; информация о нормотворческой деятельности органа, в частности правовые акты, изданные органом, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, о государственной регистрации правовых актов в случаях, установленных законодательством РФ; тексты проектов правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований и прочее. Указанные нарушения затрагивают права неопределенного круга лиц, установленные Конституцией РФ: право получать информацию любым законным способом; участвовать в управлении делами государства; органов местного самоуправления; право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления; право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и др. Орган местного самоуправления, не проводя антикоррупционую экспертизу, не проявляет должных мер по исключению коррупциогенных факторов из правовых актов, что может негативно сказаться на личных, политических, социально-экономических, культурных правах граждан, поскольку орган местного самоуправления вправе принимать решения в пределах реализации Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», относительно всех сфер жизни муниципального образования и граждан в его границах. Не размещая информацию о деятельности органа местного самоуправления в сети «Интернет», ... нарушает вышеуказанные права граждан, поскольку отсутствие достоверной информации, не доведение ее до сведения граждан, препятствует реализации прав. Просит признать незаконным бездействие ... в части не принятия правового акта, регламентирующего проведение антикоррупционной экспертизы, не проведения антикоррпционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов, не размещения в сети «Интернет» информации, установленной Решениями ... от Дата обезличена г. Номер обезличен. Обязать муниципальное образование в срок до Дата обезличена г. разработать принять в соответствии с требованием действующего законодательства правовой акт, регламентирующий проведение антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов. Провести ревизию правовых актов и провести их антикоррупционную экспертизу. Обнародовать в сети «Интернет» информацию, установленную Решениями ... от Дата обезличена г. Номер обезличен. В судебном заседании прокурор Мокроусовского района Курганской области Моор С.А. на заявленных требованиях настаивал в полном объеме, просил удовлетворить требования, подтвердив обстоятельства, изложенные в заявлении и пояснил, что прокуратуре района стало известно о данных нарушениях Дата обезличена г. в ходе проведенной проверки при поступлении ответа на запрос и при ознакомлении с информацией на сайте .... Просил признать незаконным бездействие и обязать ... разработать и принять в соответствии с требованиями действующего законодательства правовой акт, регламентирующий проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. Также просил обязать ... в срок до Дата обезличена г. провести антикоррупционную экспертизу действующих нормативных правовых актов, обязать в срок до Дата обезличена г. ... в пределах своих полномочий обнародовать в сети Интернет информацию, предусмотренную ст. 8 Решения ... от Дата обезличена г. Номер обезличен. Также просил обязать в срок до Дата обезличена г. ... обнародовать в сети Интернет информацию, предусмотренную п.п.1,2,5,8,9,10,20,26,31,32,33,35 Решения ... от Дата обезличена г. Номер обезличен. ФИО2 - исполняющая обязанности ..., являющегося также ... в судебном заседании заявленные требования признала полностью и пояснила, что действительно, указанный правовой акт не принят, информация не размещена в сети Интернет в полном объеме, антикоррупционная экспертиза правовых актов не проводилась. Полагал срок до Дата обезличена г. достаточным для исполнения решения суда. Заслушав участвующих лиц, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям. В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. По смыслу указанной нормы органы указанных ветвей власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга. В соответствии со ст. 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В соответствии с п.п. 1,2 ст. 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 г. №131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации. Из приведенных норм следует, что суд не вправе обязать орган местного самоуправления, орган исполнительной или законодательной власти принять какой-либо нормативный правовой акт, поскольку это является исключительной компетенцией органа местного самоуправления. На основании изложенного, требования прокурора о признании незаконным бездействия ... в части не принятия правового акта, регламентирующего проведение антикоррупционной экспертизы и возложении обязанности на ... в срок до Дата обезличена г. разработать и принять в соответствии с требованием действующего законодательства правовой акт, регламентирующий проведение антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов не подлежат удовлетворению. В оставшейся части заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с ч. 2 ст. 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. В соответствии со ст. 9 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 09.02.2009 г. №8-ФЗ (далее по тексту Федеральный закон) доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления обеспечивается в пределах своих полномочий государственными органами, органами местного самоуправления. Государственные органы, органы местного самоуправления в целях организации доступа к информации о своей деятельности определяют соответствующие структурные подразделения или уполномоченных должностных лиц. Права и обязанности указанных подразделений и должностных лиц устанавливаются регламентами государственных органов и (или) иными нормативными правовыми актами, регламентами органов местного самоуправления и (или) иными муниципальными правовыми актами, регулирующими деятельность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления. Организация доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления осуществляется с учетом требований настоящего Федерального закона в порядке, установленном государственными органами, органами местного самоуправления в пределах своих полномочий. В соответствии с п. 2 ст. 6, п. 1 ст. 10 Федерального закона доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления может обеспечиваться также и путем размещения органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети Интернет. Органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть Интернет, в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети Интернет, указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района. В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона, п.п.1,2,5,8,9,10,20,26,31,32,33,35 Решения ... от Дата обезличена г. Номер обезличен «Об утверждении Перечня информации о деятельности ...» л.д.66-71) является обязательным размещение в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в том числе и следующей информации, которая включает: общую информацию об органе местного самоуправления, в том числе о структуре органа, адрес электронной почты (при наличии), сведения о полномочиях органа местного самоуправления, задачах и функциях, а также перечень законов и иных нормативных правовых актов, определяющих эти полномочия, задачи и функции; информацию о нормотворческой деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе: нормативные правовые акты, изданные государственным органом, муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации; тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований; административные регламенты; порядок обжалования муниципальных правовых актов; планы деятельности органа и отчеты об их исполнении; информация об участии органа в межмуниципальном сотрудничестве, включая официальные тексты договоров (соглашений); сведения об использовании органом выделяемых бюджетных средств; информация о принимаемых мерах по противодействия коррупции в органе; нормативные и иные акты, регулирующие вопросы работы с обращениями граждан в органе; порядок и время приема граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления. В соответствии с Решением ... от Дата обезличена г. Номер обезличен «Об обеспечении доступа к информации и деятельности органов местного самоуправления ...» л.д.58-65): ст. 3 – доступ к информации о деятельности органов может обеспечиваться в том числе способом размещения органами информации о своей деятельности в сети Интернет; ст. 5 – доступ к информации о деятельности органов обеспечивается в пределах своих полномочий органами; ст. 8 – информация о деятельности органов, размещаемая указанными органами в сети Интернет, содержит, в том числе и информацию: о нормотворческой деятельности органа, тексты проектов правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований, информацию о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; информацию о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, а также иную информацию, подлежащую доведению органом до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, законами Курганской области; информацию о кадровом обеспечении органа; информацию о работе органа с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления. В соответствии со ст. 20,24,28,29,32,33 Устава ... л.д.17-43) структуру органов местного самоуправления образуют: ... и осуществляет организацию деятельности .... ... является высшим должностным лицом ... и наделяется Уставом в соответствии с федеральным законодательством собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. ... в пределах своих полномочий издает постановления и распоряжения. ... – исполнительно-распорядительный орган ..., наделенный Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления сельсовета федеральными законами и законами Курганской области. ... руководит ... на принципах единоначалия. ... Таким образом, ... обязаны в пределах своих полномочий размещать в сети Интернет информацию, указанную в заявлении прокурора. В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Поскольку не размещением указанной информации нарушаются права неопределенного круга лиц на получение информации о деятельности органов местного самоуправления муниципального образования, суд приходит к выводу, что данным бездействием нарушены права и свободы граждан. В соответствии со ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. Из пояснений прокурора района и из ответа и.о. ... л.д.4), поступившего в прокуратуру района, следует, что прокурору района стало известно о допущенных нарушениях Дата обезличена г., таким образом, срок предусмотренный ч. 1 ст. 256 ГПК РФ не пропущен. В соответствии с ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). ... суду не представлено доказательств размещения на официальном сайте ... указанных в заявлении прокурора сведений и нормативных правовых актов. Кроме того, факт размещения указанной информации не в полном объеме не оспаривался в судебном заседании. Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований прокурора о возложении на ... обязанности по обнародованию в срок до Дата обезличена г. в сети Интернет информации, предусмотренной ст. 8 Решения ... от Дата обезличена г. Номер обезличен и возложении обязанности на ... по обнародованию в сети Интернет информации, предусмотренной п.п.1,2,5,8,9,10,20,26,31,32,33,35 Решения ... от Дата обезличена г. Номер обезличен. Требования прокурора о возложении на ... обязанности в срок до Дата обезличена г. провести антикоррупционную экспертизу действующих нормативно-правовых актов также подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с п.2 ст. 6 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г. №273-ФЗ профилактика коррупции осуществляется путем применения в том числе путем проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов. В соответствии с подп.3 п. 1 ст. 3, п.4 ст. 3, подп.2 п. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.07.2009 г. №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации. Органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения. Выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы. Для обеспечения проведения прокуратурой РФ, федеральными органами исполнительной власти, органами, организациями и их должностными лицами антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 г. №96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» утверждена Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. Суду не представлено доказательств проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов муниципального образования, что также подтверждается информацией прокурору района от Дата обезличена г. л.д.4), согласно которой антикоррупционная экспертиза в Дата обезличена г.г. не проводилась, что не оспаривалось И.о. ... в судебном заседании. Таким образом, поскольку органом местного самоуправления не принят правой акт, регламентирующий порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, суд приходит к выводу, что в нарушение требований закона ... не проводится антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и поскольку бездействием органа местного самоуправления по не проведению антикоррупционной экспертизы нарушаются требования федерального законодательства, что может привести к изданию муниципальных актов, нарушающих права неопределенного круга лиц, суд приходит к выводу, что данным бездействием нарушены права и свободы граждан. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.256,257,258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление прокурора Мокроусовского района Курганской области удовлетворить частично. Признать незаконными бездействие ... в части не размещения в сети Интернет информации установленной Решениями ... от Дата обезличена г. Номер обезличен и не проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. Обязать в срок до Дата обезличена г. ... провести антикоррупционную экспертизу действующих нормативных правовых актов. Обязать в срок до Дата обезличена г. ... в пределах своих полномочий обнародовать в сети Интернет информацию, предусмотренную ст. 8 Решения ... от Дата обезличена г. Номер обезличен. Обязать в срок до Дата обезличена г. ... обнародовать в сети Интернет информацию, предусмотренную п.п.1,2,5,8,9,10,20,26,31,32,33,35 Решения ... от Дата обезличена г. Номер обезличен. В удовлетворении оставшейся части требований отказать. Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд через Мокроусовский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения. Судья Мокроусовского районного суда Э.М.Фатхуллин