Решение о возложении обязанности устранить нарушения прав неопределенного круга лиц



Дело №2-150/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Мокроусово 29 июня 2011 года

               

Мокроусовский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Фатхуллина Э.М.,

с участием: прокурора Мокроусовского района Курганской области Моора С.А.,

... ФИО2,

при секретаре Трусовой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Мокроусовского района Курганской области о признании бездействия ... незаконным и понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Мокроусовского района Курганской области обратился в суд с заявлением о признании бездействия ... незаконным и понуждении к совершению действий, в основании заявления указав, что прокуратурой района в рамках осуществления надзора за деятельностью органов местного самоуправления по профилактике коррупции выявлено бездействие .... В нарушение требований Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 г. №131-ФЗ, Устава ..., Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» от 17.07.2009 г. №172-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 26.02.2010 г. №96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» муниципальным образованием положение о проведении антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов (их проектов) не принято и соответствующая экспертиза не проводится, что может привести к изданию нормативно-правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы и нарушить права неопределенного круга лиц. В нарушение требований Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 09.02.2009 г. №8-ФЗ, Решений ... от Дата обезличена г. Номер обезличен «Об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления ...» и от Дата обезличена г. Номер обезличен «Об утверждении Перечня информации о деятельности ...» на сайте ... отсутствует общая информация об органе, в частности сведения о полномочиях органа, задачах и функциях структурных подразделений, перечень правовых актов, определяющих эти полномочия, задачи и функции; информация о нормотворческой деятельности органа, в частности правовые акты, изданные органом, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, о государственной регистрации правовых актов в случаях, установленных законодательством РФ; тексты проектов правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований и прочее. Указанные нарушения затрагивают права неопределенного круга лиц, установленные Конституцией РФ: право получать информацию любым законным способом; участвовать в управлении делами государства; органов местного самоуправления; право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления; право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и др. Орган местного самоуправления, не проводя антикоррупционую экспертизу, не проявляет должных мер по исключению коррупциогенных факторов из правовых актов, что может негативно сказаться на личных, политических, социально-экономических, культурных правах граждан, поскольку орган местного самоуправления вправе принимать решения в пределах реализации Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», относительно всех сфер жизни муниципального образования и граждан в его границах. Не размещая информацию о деятельности органа местного самоуправления в сети «Интернет», ... нарушает вышеуказанные права граждан, поскольку отсутствие достоверной информации, не доведение ее до сведения граждан, препятствует реализации прав. Просит признать незаконным бездействие ... в части не принятия правового акта, регламентирующего проведение антикоррупционной экспертизы, не проведения антикоррпционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов, не размещения в сети «Интернет» информации, установленной Решениями ... от Дата обезличена г. Номер обезличен Обязать ... в срок до Дата обезличена г. разработать принять в соответствии с требованием действующего законодательства правовой акт, регламентирующий проведение антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов. Провести ревизию правовых актов и провести их антикоррупционную экспертизу. Обнародовать в сети «Интернет» информацию, установленную Решениями ... от Дата обезличена г. Номер обезличен.

В судебном заседании прокурор Мокроусовского района Курганской области Моор С.А. на заявленных требованиях настаивал в полном объеме, просил удовлетворить требования, подтвердив обстоятельства, изложенные в заявлении и пояснил, что прокуратуре района стало известно о данных нарушениях Дата обезличена г. в ходе проведенной проверки при поступлении ответа на запрос и при ознакомлении с информацией на сайте .... Просил признать незаконным бездействие и обязать ... разработать и принять в соответствии с требованиями действующего законодательства правовой акт, регламентирующий проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. Также просил обязать ... в срок до Дата обезличена г. провести антикоррупционную экспертизу действующих нормативных правовых актов, обязать в срок до Дата обезличена г. ... в пределах своих полномочий обнародовать в сети Интернет информацию, предусмотренную ст. 8 Решения ... от Дата обезличена г. Номер обезличен. Также просил обязать в срок до Дата обезличена г. ... обнародовать в сети Интернет информацию, предусмотренную п.п.1,2,5,8,9,10,20,26,31,32,33,35 Решения ... от Дата обезличена г. Номер обезличен.

... ФИО2, являющийся также ... и председателем ... в судебном заседании заявленные требования признал полностью и пояснил, что действительно, указанный правовой акт не принят, информация не размещена в сети Интернет в полном объеме, антикоррупционная экспертиза правовых актов не проводилась. Полагал срок до Дата обезличена г. достаточным для исполнения решения суда.

Заслушав участвующих лиц, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

По смыслу указанной нормы органы указанных ветвей власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга.

В соответствии со ст. 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

В соответствии с п.п. 1,2 ст. 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 г. №131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.

Из приведенных норм следует, что суд не вправе обязать орган местного самоуправления, орган исполнительной или законодательной власти принять какой-либо нормативный правовой акт, поскольку это является исключительной компетенцией органа местного самоуправления.

На основании изложенного, требования прокурора о признании незаконным бездействия муниципального образования в части не принятия правового акта, регламентирующего проведение антикоррупционной экспертизы и возложении обязанности на муниципальное образование в срок до Дата обезличена г. разработать и принять в соответствии с требованием действующего законодательства правовой акт, регламентирующий проведение антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов не подлежат удовлетворению.

В оставшейся части заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 2 ст. 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 09.02.2009 г. №8-ФЗ (далее по тексту Федеральный закон) доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления обеспечивается в пределах своих полномочий государственными органами, органами местного самоуправления. Государственные органы, органы местного самоуправления в целях организации доступа к информации о своей деятельности определяют соответствующие структурные подразделения или уполномоченных должностных лиц. Права и обязанности указанных подразделений и должностных лиц устанавливаются регламентами государственных органов и (или) иными нормативными правовыми актами, регламентами органов местного самоуправления и (или) иными муниципальными правовыми актами, регулирующими деятельность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления. Организация доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления осуществляется с учетом требований настоящего Федерального закона в порядке, установленном государственными органами, органами местного самоуправления в пределах своих полномочий.

В соответствии с п. 2 ст. 6, п. 1 ст. 10 Федерального закона доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления может обеспечиваться также и путем размещения органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети Интернет. Органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть Интернет, в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети Интернет, указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.

В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона, п.п.1,2,5,8,9,10,20,26,31,32,33,35 Решения ... от Дата обезличена г. Номер обезличен «Об утверждении Перечня информации о деятельности ...» л.д.65-68) является обязательным размещение в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в том числе и следующей информации, которая включает: общую информацию об органе местного самоуправления, в том числе о структуре органа, адрес электронной почты (при наличии), сведения о полномочиях органа местного самоуправления, задачах и функциях, а также перечень законов и иных нормативных правовых актов, определяющих эти полномочия, задачи и функции; информацию о нормотворческой деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе: нормативные правовые акты, изданные государственным органом, муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации; тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований; административные регламенты; порядок обжалования муниципальных правовых актов; планы деятельности органа и отчеты об их исполнении; информация об участии органа в межмуниципальном сотрудничестве, включая официальные тексты договоров (соглашений); сведения об использовании органом выделяемых бюджетных средств; информация о принимаемых мерах по противодействия коррупции в органе; нормативные и иные акты, регулирующие вопросы работы с обращениями граждан в органе; порядок и время приема граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления.

В соответствии с Решением ... от Дата обезличена г. Номер обезличен «Об обеспечении доступа к информации и деятельности органов местного самоуправления ...» л.д.69-78): ст. 3 – доступ к информации о деятельности органов может обеспечиваться в том числе способом размещения органами информации о своей деятельности в сети Интернет; ст. 5 – доступ к информации о деятельности органов обеспечивается в пределах своих полномочий органами; ст. 8 – информация о деятельности органов, размещаемая указанными органами в сети Интернет, содержит, в том числе и информацию: о нормотворческой деятельности органа, тексты проектов правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований, информацию о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; информацию о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, а также иную информацию, подлежащую доведению органом до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, законами Курганской области; информацию о кадровом обеспечении органа; информацию о работе органа с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 20,24,28,29,32,33 Устава ... л.д.17-32) структуру органов местного самоуправления образуют: ... и осуществляет организацию деятельности .... ... является высшим должностным лицом ... и наделяется Уставом в соответствии с федеральным законодательством собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. ... в пределах своих полномочий издает постановления и распоряжения. ... – исполнительно-распорядительный орган ..., наделенный Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления сельсовета федеральными законами и законами Курганской области. ... руководит ... на принципах единоначалия. ...

Таким образом, ... обязаны в пределах своих полномочий размещать в сети Интернет информацию, указанную в заявлении прокурора.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Поскольку не размещением указанной информации нарушаются права неопределенного круга лиц на получение информации о деятельности органов местного самоуправления муниципального образования, суд приходит к выводу, что данным бездействием нарушены права и свободы граждан.

В соответствии со ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Из пояснений прокурора района и из ответа ... л.д.4), поступившего в прокуратуру района, следует, что прокурору района стало известно о допущенных нарушениях Дата обезличена г., таким образом, срок предусмотренный ч. 1 ст. 256 ГПК РФ не пропущен.

В соответствии с ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

... суду не представлено доказательств размещения на официальном сайте ... указанных в заявлении прокурора сведений и нормативных правовых актов. Кроме того, факт размещения указанной информации не в полном объеме не оспаривался в судебном заседании.

Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований прокурора о возложении на ... обязанности по обнародованию в срок до Дата обезличена г. в сети Интернет информации, предусмотренной ст. 8 Решения ... от Дата обезличена г. Номер обезличен и возложении обязанности на ... по обнародованию в сети Интернет информации, предусмотренной п.п.1,2,5,8,9,10,20,26,31,32,33,35 Решения ... от Дата обезличена г. Номер обезличен.

Требования прокурора о возложении на ... обязанности в срок до Дата обезличена г. провести антикоррупционную экспертизу действующих нормативно-правовых актов также подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.2 ст. 6 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г. №273-ФЗ профилактика коррупции осуществляется путем применения в том числе путем проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов.

В соответствии с подп.3 п. 1 ст. 3, п.4 ст. 3, подп.2 п. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.07.2009 г. №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации. Органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения. Выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы.

Для обеспечения проведения прокуратурой РФ, федеральными органами исполнительной власти, органами, организациями и их должностными лицами антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 г. №96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» утверждена Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

Суду не представлено доказательств проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов ..., что также подтверждается информацией прокурору района от Дата обезличена г. л.д.4), согласно которой антикоррупционная экспертиза в Дата обезличена г.г. не проводилась.

Таким образом, поскольку органом местного самоуправления не принят правой акт, регламентирующий порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, суд приходит к выводу, что в нарушение требований закона ... не проводится антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и поскольку бездействием органа местного самоуправления по не проведению антикоррупционной экспертизы нарушаются требования федерального законодательства, что может привести к изданию муниципальных актов, нарушающих права неопределенного круга лиц, суд приходит к выводу, что данным бездействием нарушены права и свободы граждан.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.256,257,258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Мокроусовского района Курганской области удовлетворить частично.

Признать незаконными бездействие ... в части не размещения в сети Интернет информации установленной Решениями ... от Дата обезличена г. Номер обезличенНомер обезличен,9 и не проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.

Обязать в срок до Дата обезличена г. ... провести антикоррупционную экспертизу действующих нормативных правовых актов.

Обязать в срок до Дата обезличена г. ... в пределах своих полномочий обнародовать в сети Интернет информацию, предусмотренную ст. 8 Решения ... от Дата обезличена г. Номер обезличен.

Обязать в срок до Дата обезличена г. ... обнародовать в сети Интернет информацию, предусмотренную п.п.1,2,5,8,9,10,20,26,31,32,33,35 Решения ... от Дата обезличена г. Номер обезличен.

В удовлетворении оставшейся части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд через Мокроусовский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения.

Судья Мокроусовского

районного суда Э.М.Фатхуллин