Дело №2-144/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации с. Мокроусово 27 июня 2011 года Мокроусовский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Фатхуллина Э.М., с участием: заместителя прокурора Мокроусовского района Курганской области Строгонова С.В., ... ФИО2, при секретаре Трусовой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Мокроусовского района Курганской области о признании бездействия ... незаконным и понуждении к совершению действий, УСТАНОВИЛ: Прокурор Мокроусовского района Курганской области обратился в суд с заявлением о признании бездействия ... незаконным и понуждении к совершению действий, в основании заявления указав, что прокуратурой района в рамках осуществления надзора за деятельностью органов местного самоуправления по профилактике коррупции выявлено бездействие муниципального образования. Органом местного самоуправления не проводится антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов, в нарушение требований Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 г. №131-ФЗ, Устава ..., Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» от 17.07.2009 г. №172-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 26.02.2010 г. №96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», Решения ... Номер обезличен от Дата обезличена г., которым утвержден порядок проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов ..., принимаемых ... и их проектов, согласно которому антикоррупционная экспертиза проводится комиссией и независимыми экспертами. Антикоррупционная экспертиза действующих нормативных правовых актов проводится по указанию .... Не проведение соответствующей экспертизы ... может привести к изданию нормативно-правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы и нарушить права неопределенного круга лиц. В нарушение требований Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 09.02.2009 г. Номер обезличенФЗ, Решений ... от Дата обезличена г. Номер обезличен «Об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления ...» и от Дата обезличена г. Номер обезличен «Об утверждении Перечня информации о деятельности ...» на сайте ... отсутствует общая информация об органе, в частности сведения о полномочиях органа, задачах и функциях структурных подразделений, перечень правовых актов, определяющих эти полномочия, задачи и функции; информация о нормотворческой деятельности органа, в частности правовые акты, изданные органом, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, о государственной регистрации правовых актов в случаях, установленных законодательством РФ; тексты проектов правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований и прочее. Указанные нарушения затрагивают права неопределенного круга лиц, установленные Конституцией РФ: право получать информацию любым законным способом; участвовать в управлении делами государства; органов местного самоуправления; право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления; право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и др. Орган местного самоуправления, не проводя антикоррупционую экспертизу, не проявляет должных мер по исключению коррупциогенных факторов из правовых актов, что может негативно сказаться на личных, политических, социально-экономических, культурных правах граждан, поскольку орган местного самоуправления вправе принимать решения в пределах реализации Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», относительно всех сфер жизни муниципального образования и граждан в его границах. Не размещая информацию о деятельности органа местного самоуправления в сети «Интернет», ... нарушает вышеуказанные права граждан, поскольку отсутствие достоверной информации, не доведение ее до сведения граждан, препятствует реализации прав. Просит признать незаконным бездействие ... в части не проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов, не размещения в сети «Интернет» информации, установленной Решениями ... от Дата обезличена г. Номер обезличен. Обязать муниципальное образование в срок до Дата обезличена г. провести ревизию правовых актов и провести их антикоррупционную экспертизу, проводить антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов. Обнародовать в сети «Интернет» информацию, установленную Решениями ... от Дата обезличена г. Номер обезличен. В судебном заседании заместитель прокурора Мокроусовского района Курганской области Строгонов С.В. на заявленных требованиях настаивал в полном объеме, просил удовлетворить требования, подтвердив обстоятельства, изложенные в заявлении и пояснил, что прокуратуре района стало известно о данных нарушениях Дата обезличена г. в ходе проведенной проверки при поступлении от ... ответа на запрос. Просил признать незаконным бездействие и обязать ... в срок до Дата обезличена г. провести антикоррупционную экспертизу действующих нормативных правовых актов, проводить антикоррупционную экспертизу принимаемых нормативных правовых актов и их проектов, обязать в срок до Дата обезличена г. ... в пределах своих полномочий обнародовать в сети Интернет информацию, предусмотренную п.п. 2,4,8,9 ст. 8 Решения ... от Дата обезличена г. Номер обезличен. Также просил обязать в срок до Дата обезличена г. ... обнародовать в сети Интернет информацию, предусмотренную п.п.1,2,3,5,7.8,9,10,12,20,30,31,33 Решения ... от Дата обезличена г. Номер обезличен. ... ФИО2, являющийся также ... в судебном заседании заявленные требования признал частично, пояснил, что действительно, указанная информация не размещена в сети Интернет в полном объеме, однако, антикоррупционная экспертиза муниципальных нормативных правовых актов проводится путем направления их проектов в прокуратуру района и .... Заслушав участвующих лиц, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с ч. 2 ст. 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. В соответствии со ст. 9 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 09.02.2009 г. №8-ФЗ (далее по тексту Федеральный закон) доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления обеспечивается в пределах своих полномочий государственными органами, органами местного самоуправления. Государственные органы, органы местного самоуправления в целях организации доступа к информации о своей деятельности определяют соответствующие структурные подразделения или уполномоченных должностных лиц. Права и обязанности указанных подразделений и должностных лиц устанавливаются регламентами государственных органов и (или) иными нормативными правовыми актами, регламентами органов местного самоуправления и (или) иными муниципальными правовыми актами, регулирующими деятельность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления. Организация доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления осуществляется с учетом требований настоящего Федерального закона в порядке, установленном государственными органами, органами местного самоуправления в пределах своих полномочий. В соответствии с п. 2 ст. 6, п. 1 ст. 10 Федерального закона доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления может обеспечиваться также и путем размещения органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети Интернет. Органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть Интернет, в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети Интернет, указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района. В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона, п.п. 1,2,3,5,7.8,9,10,12,20,30,31,33 Решения ... от Дата обезличена г. Номер обезличен «Об утверждении Перечня информации о деятельности ...» л.д.57-62) является обязательным размещение в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в том числе и следующей информации, которая включает: общую информацию об органе местного самоуправления, в том числе о структуре органа, адрес электронной почты (при наличии); сведения о полномочиях органа местного самоуправления, задачах и функциях, а также перечень законов и иных нормативных правовых актов, определяющих эти полномочия, задачи и функции; информацию о нормотворческой деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе: нормативные правовые акты, изданные государственным органом, муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации; тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований; административные регламенты; порядок обжалования муниципальных правовых актов; планы деятельности органа и отчеты об их исполнении; информация об участии органа в межмуниципальном сотрудничестве, включая официальные тексты договоров (соглашений); сведения об использовании органом выделяемых бюджетных средств; информация о принимаемых мерах по противодействия коррупции в органе; нормативные и иные акты, регулирующие вопросы работы с обращениями граждан в органе; порядок и время приема граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления. В соответствии с Решением ... от Дата обезличена г. Номер обезличен «Об обеспечении доступа к информации и деятельности органов местного самоуправления ...» л.д.49-56): ст. 3 – доступ к информации о деятельности органов может обеспечиваться в том числе способом размещения органами информации о своей деятельности в сети Интернет; ст. 5 – доступ к информации о деятельности органов обеспечивается в пределах своих полномочий органами; п.2,4,8,9 ст. 8 – информация о деятельности органов, размещаемая указанными органами в сети Интернет, содержит, в том числе информацию: о нормотворческой деятельности органа, в том числе тексты проектов правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований. информацию о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; информацию о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, а также иную информацию, подлежащую доведению органом до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, законами Курганской области; информацию о кадровом обеспечении органа; информацию о работе органа с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления. В соответствии со ст. 20,24,28,29,32 Устава ... л.д.68-75) структуру органов местного самоуправления образуют: ... является ... и осуществляет организацию деятельности ... является высшим должностным лицом ... и наделяется Уставом в соответствии с федеральным законодательством собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. ... в пределах своих полномочий издает постановления и распоряжения. ... – исполнительно-распорядительный орган ..., наделенный Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления сельсовета федеральными законами и законами Курганской области. ... руководит ... на принципах единоначалия. ... Таким образом, ... обязаны в пределах своих полномочий размещать в сети Интернет информацию, указанную в заявлении прокурора. В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Поскольку не размещением указанной информации нарушаются права неопределенного круга лиц на получение информации о деятельности органов местного самоуправления ..., суд приходит к выводу, что данным бездействием нарушены права и свободы граждан. В соответствии со ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. Из пояснений прокурора района и из ответа ... от Дата обезличена г. л.д.3), поступившего в прокуратуру района Дата обезличена г., следует, что прокурору района стало известно о допущенных нарушениях Дата обезличена г., таким образом, срок предусмотренный ч. 1 ст. 256 ГПК РФ не пропущен. В соответствии с ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). ... суду не представлено доказательств размещения на официальном сайте ... указанных в заявлении прокурора сведений в полном объеме. Кроме того, данный факт им не оспаривался и в судебном заседании. Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований прокурора о возложении на ... обязанности по обнародованию в срок до Дата обезличена г. в сети Интернет информации, предусмотренной п.п. 2,4,8,9 ст.8 Решения ... от Дата обезличена г. Номер обезличен и возложении обязанности на ... по обнародованию в сети Интернет информации, предусмотренной п.п.1,2,3,5,7.8,9,10,12,20,30,31,33 Решения ... от Дата обезличена г. Номер обезличен. Требования прокурора о возложении на ... обязанности в срок до Дата обезличена г. провести антикоррупционную экспертизу действующих нормативных правовых актов, проводить антикоррупционную экспертизы принимаемых нормативных правовых актов и их проектов также подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с п.2 ст. 6 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г. №273-ФЗ профилактика коррупции осуществляется путем применения в том числе путем проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов. В соответствии с подп.3 п. 1 ст. 3, п.4 ст. 3, подп.2 п. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.07.2009 г. №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации. Органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения. Выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы. Для обеспечения проведения прокуратурой РФ, федеральными органами исполнительной власти, органами, организациями и их должностными лицами антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 г. №96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» утверждена Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. В соответствии с Решением ... Номер обезличен от Дата обезличена г. утвержден порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов муниципального образования и их проектов, из содержания ст. 5,6 которого следует, что антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов проводится Комиссией или независимым экспертом. Антикоррупционная экспертиза проектов муниципальных нормативных правовых актов проводится одновременно с проведением правовой экспертизы проектов правовых актов. Антикоррупционная экспертиза действующих муниципальных нормативных правовых актов проводится по указанию ... л.д.90-93). Суду не представлено достоверных доказательств проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов ... в соответствии с Решением ... Номер обезличен от Дата обезличена г. Довод о проведении антикоррупционной экспертизы путем направления проектов нормативных правовых актов в прокуратуру района либо в ... расценивается судом как необоснованный, поскольку согласно ответа в прокуратуру района ..., Решения ... Номер обезличен от Дата обезличена г., нормативно-правовых актов о необходимости предоставления нормативных правовых актов и их проектов в прокуратуру района, сроков предоставления данных проектов в ... не принималось л.д.3). Таким образом, суд приходит к выводу, что в нарушение указанных требований ... не проводится антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов. Поскольку бездействием органа местного самоуправления по не проведению антикоррупционной экспертизы нарушаются требования федерального законодательства, что может привести к изданию муниципальных актов, нарушающих права неопределенного круга лиц, суд приходит к выводу, что данным бездействием нарушены права и свободы граждан и требования прокурора в данной части также подлежат удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.256,257,258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление прокурора Мокроусовского района Курганской области удовлетворить. Признать незаконными бездействие ... в части не размещения в сети Интернет информации установленной Решениями ... от Дата обезличена г. Номер обезличен и не проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. Обязать в срок до Дата обезличена г. ... провести антикоррупционную экспертизу действующих нормативных правовых актов, проводить антикоррупционную экспертизу принимаемых нормативных правовых актов и их проектов. Обязать в срок до Дата обезличена г. ... в пределах своих полномочий обнародовать в сети Интернет информацию, предусмотренную п.п. 2,4,8,9 ст.8 Решения ... от Дата обезличена г. Номер обезличен. Обязать в срок до Дата обезличена г. ... обнародовать в сети Интернет информацию, предусмотренную п.п.1,2,3,5,7.8,9,10,12,20,30,31,33 Решения ... от Дата обезличена г. Номер обезличен. Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд через Мокроусовский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения. Судья Мокроусовского районного суда Э.М.Фатхуллин