Дело №2-141/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации с. Мокроусово 27 июня 2011 года Мокроусовский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Фатхуллина Э.М., с участием: заместителя прокурора Мокроусовского района Курганской области Строгонова С.В., ... ФИО2, при секретаре Трусовой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Мокроусовского района Курганской области о признании бездействия ... незаконным и понуждении к совершению действий, УСТАНОВИЛ: Прокурор Мокроусовского района Курганской области обратился в суд с заявлением о признании бездействия ... незаконным и понуждении к совершению действий, в основании заявления указав, что прокуратурой района в рамках осуществления надзора за деятельностью органов местного самоуправления по профилактике коррупции выявлено бездействие .... В нарушение требований Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 г. №131-ФЗ, Устава ..., Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» от 17.07.2009 г. №172-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 26.02.2010 г. №96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» муниципальным образованием положение о проведении антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов (их проектов) не принято и соответствующая экспертиза не проводится, что может привести к изданию нормативно-правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы и нарушить права неопределенного круга лиц. В нарушение требований Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 09.02.2009 г. №8-ФЗ, Решений ... от Дата обезличена г. Номер обезличен «Об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления ...» и от Дата обезличена г. Номер обезличен «Об утверждении Перечня информации о деятельности ...» на сайте ... отсутствует общая информация об органе, в частности сведения о полномочиях органа, задачах и функциях структурных подразделений, перечень правовых актов, определяющих эти полномочия, задачи и функции; информация о нормотворческой деятельности органа, в частности правовые акты, изданные органом, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, о государственной регистрации правовых актов в случаях, установленных законодательством РФ; тексты проектов правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований и прочее. Указанные нарушения затрагивают права неопределенного круга лиц, установленные Конституцией РФ: право получать информацию любым законным способом; участвовать в управлении делами государства; органов местного самоуправления; право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления; право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и др. Орган местного самоуправления, не проводя антикоррупционую экспертизу, не проявляет должных мер по исключению коррупциогенных факторов из правовых актов, что может негативно сказаться на личных, политических, социально-экономических, культурных правах граждан, поскольку орган местного самоуправления вправе принимать решения в пределах реализации Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», относительно всех сфер жизни муниципального образования и граждан в его границах. Не размещая информацию о деятельности органа местного самоуправления в сети «Интернет», муниципальное образование нарушает вышеуказанные права граждан, поскольку отсутствие достоверной информации, не доведение ее до сведения граждан, препятствует реализации прав. Просит признать незаконным бездействие ... в части не принятия правового акта, регламентирующего проведение антикоррупционной экспертизы, не проведения антикоррпционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов, не размещения в сети «Интернет» информации, установленной Решениями ... от Дата обезличена г. Номер обезличен Обязать ... в срок до Дата обезличена г. разработать принять в соответствии с требованием действующего законодательства правовой акт, регламентирующий проведение антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов. Провести ревизию правовых актов и провести их антикоррупционную экспертизу. Проводить антикоррупционную экспертизу всех принимаемых нормативных правовых актов и их проектов. Обнародовать в сети «Интернет» информацию, установленную Решениями ... от Дата обезличена г. Номер обезличен. В судебном заседании заместитель прокурора Мокроусовского района Курганской области Строгонов С.В. на заявленных требованиях настаивал в полном объеме, просил удовлетворить требования, подтвердив обстоятельства, изложенные в заявлении и пояснил, что прокуратуре района стало известно о данных нарушениях Дата обезличена г. в ходе проведенной проверки при поступлении ответа на запрос и при ознакомлении с информацией на сайте .... Просил признать незаконным бездействие и обязать ... разработать и принять в соответствии с требованиями действующего законодательства правовой акт, регламентирующий проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. Также просил обязать ... в срок до Дата обезличена г. провести антикоррупционную экспертизу действующих нормативных правовых актов, проводить антикоррупционную экспертизу принимаемых нормативных правовых актов, обязать в срок до Дата обезличена г. ... в пределах своих полномочий обнародовать в сети Интернет информацию, предусмотренную п.п. 2,4,8,9 ст. 8 Решения ... от Дата обезличена г. Номер обезличен. Также просил обязать в срок до Дата обезличена г. ... обнародовать в сети Интернет информацию, предусмотренную п.п.1,2,3,5,7.8,9,10,12,20,30,31,33 Решения ... от Дата обезличена г. Номер обезличен. ... ФИО2, являющийся также ... в судебном заседании заявленные требования признал частично и пояснил, что действительно, указанный правовой акт не принят, информация не размещена в сети Интернет в полном объеме, но антикоррупционная экспертиза правовых актов, по его мнению, проводилась путем направления проектов правовых актов в прокуратуру района и правовое управление .... Заслушав участвующих лиц, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям. В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. По смыслу указанной нормы органы указанных ветвей власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга. В соответствии со ст. 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В соответствии с п.п. 1,2 ст. 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 г. №131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации. Из приведенных норм следует, что суд не вправе обязать орган местного самоуправления, орган исполнительной или законодательной власти принять какой-либо нормативный правовой акт, поскольку это является исключительной компетенцией органа местного самоуправления. На основании изложенного, требования прокурора о признании незаконным бездействия ... в части не принятия правового акта, регламентирующего проведение антикоррупционной экспертизы и возложении обязанности на ... в срок до Дата обезличена г. разработать и принять в соответствии с требованием действующего законодательства правовой акт, регламентирующий проведение антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов не подлежат удовлетворению. В оставшейся части заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с ч. 2 ст. 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. В соответствии со ст. 9 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 09.02.2009 г. №8-ФЗ (далее по тексту Федеральный закон) доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления обеспечивается в пределах своих полномочий государственными органами, органами местного самоуправления. Государственные органы, органы местного самоуправления в целях организации доступа к информации о своей деятельности определяют соответствующие структурные подразделения или уполномоченных должностных лиц. Права и обязанности указанных подразделений и должностных лиц устанавливаются регламентами государственных органов и (или) иными нормативными правовыми актами, регламентами органов местного самоуправления и (или) иными муниципальными правовыми актами, регулирующими деятельность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления. Организация доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления осуществляется с учетом требований настоящего Федерального закона в порядке, установленном государственными органами, органами местного самоуправления в пределах своих полномочий. В соответствии с п. 2 ст. 6, п. 1 ст. 10 Федерального закона доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления может обеспечиваться также и путем размещения органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети Интернет. Органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть Интернет, в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети Интернет, указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района. В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона, п.п.1,2,3,5,7.8,9,10,12,20,30,31,33 Решения ... от Дата обезличена г. Номер обезличен «Об утверждении Перечня информации о деятельности ...» л.д.56-62) является обязательным размещение в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в том числе и следующей информации, которая включает: общую информацию об органе местного самоуправления, в том числе о структуре органа, адрес электронной почты (при наличии), сведения о полномочиях органа местного самоуправления, задачах и функциях, а также перечень законов и иных нормативных правовых актов, определяющих эти полномочия, задачи и функции; информацию о нормотворческой деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе: нормативные правовые акты, изданные государственным органом, муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации; тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований; административные регламенты; порядок обжалования муниципальных правовых актов; планы деятельности органа и отчеты об их исполнении; информация об участии органа в межмуниципальном сотрудничестве, включая официальные тексты договоров (соглашений); сведения об использовании органом выделяемых бюджетных средств; информация о принимаемых мерах по противодействия коррупции в органе; нормативные и иные акты, регулирующие вопросы работы с обращениями граждан в органе; порядок и время приема граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления. В соответствии с Решением ... от Дата обезличена г. Номер обезличен «Об обеспечении доступа к информации и деятельности органов местного самоуправления ...» л.д.63-72): ст. 3 – доступ к информации о деятельности органов может обеспечиваться в том числе способом размещения органами информации о своей деятельности в сети Интернет; ст. 5 – доступ к информации о деятельности органов обеспечивается в пределах своих полномочий органами; п.2,4,8,9 ст. 8 – информация о деятельности органов, размещаемая указанными органами в сети Интернет, содержит, в том числе информацию: о нормотворческой деятельности органа, тексты проектов правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований, информацию о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; информацию о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, а также иную информацию, подлежащую доведению органом до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, законами Курганской области; информацию о кадровом обеспечении органа; информацию о работе органа с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления. В соответствии со ст. 20,24,28,29,32,33 Устава ... л.д.22-52) структуру органов местного самоуправления образуют: ... является ... и осуществляет организацию деятельности .... ... является высшим должностным лицом ... и наделяется Уставом в соответствии с федеральным законодательством собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. ... в пределах своих полномочий издает постановления и распоряжения. ... – исполнительно-распорядительный орган ..., наделенный Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления ... и законами .... ... руководит ... на принципах единоначалия. .... Таким образом, ... обязаны в пределах своих полномочий размещать в сети Интернет информацию, указанную в заявлении прокурора. В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Поскольку не размещением указанной информации нарушаются права неопределенного круга лиц на получение информации о деятельности органов местного самоуправления ..., суд приходит к выводу, что данным бездействием нарушены права и свободы граждан. В соответствии со ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. Из пояснений прокурора района и из ответа ... л.д.3), поступившего в прокуратуру района, следует, что прокурору района стало известно о допущенных нарушениях Дата обезличена г., таким образом, срок предусмотренный ч. 1 ст. 256 ГПК РФ не пропущен. В соответствии с ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). ... суду не представлено доказательств размещения на официальном сайте ... указанных в заявлении прокурора сведений и нормативных правовых актов. Кроме того, факт размещения указанной информации не в полном объеме не оспаривался в судебном заседании. Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований прокурора о возложении на ... обязанности по обнародованию в срок до Дата обезличена г. в сети Интернет информации, предусмотренной п.п. 2,4,8,9 ст. 8 Решения ... от Дата обезличена г. Номер обезличен и возложении обязанности на ... по обнародованию в сети Интернет информации, предусмотренной п.п.1,2,3,5,7.8,9,10,12,20,30,31,33 Решения ... от Дата обезличена г. Номер обезличен. Требования прокурора о возложении на ... обязанности в срок до Дата обезличена г. провести антикоррупционную экспертизу действующих нормативно-правовых актов, проводить антикоррупционную экспертизу принимаемых нормативных правовых актов и их проектов также подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с п.2 ст. 6 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г. №273-ФЗ профилактика коррупции осуществляется путем применения в том числе путем проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов. В соответствии с подп.3 п. 1 ст. 3, п.4 ст. 3, подп.2 п. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.07.2009 г. №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации. Органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения. Выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы. Для обеспечения проведения прокуратурой РФ, федеральными органами исполнительной власти, органами, организациями и их должностными лицами антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 г. №96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» утверждена Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. Суду не представлено достоверных доказательств проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов муниципального образования. Таким образом, в нарушение указанных требований ... не проводится антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и поскольку бездействием органа местного самоуправления по не проведению антикоррупционной экспертизы нарушаются требования федерального законодательства, что может привести к изданию муниципальных актов, нарушающих права неопределенного круга лиц, суд приходит к выводу, что данным бездействием нарушены права и свободы граждан, требования прокурора в данной части также подлежат удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.256,257,258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление прокурора Мокроусовского района Курганской области удовлетворить частично. Признать незаконными бездействие ... в части не размещения в сети Интернет информации установленной Решениями ... от Дата обезличена г. Номер обезличен и не проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. Обязать в срок до Дата обезличена г. ... провести антикоррупционную экспертизу действующих нормативных правовых актов, проводить антикоррупционную экспертизу принимаемых нормативных правовых актов и их проектов. Обязать в срок до Дата обезличена г. ... в пределах своих полномочий обнародовать в сети Интернет информацию, предусмотренную п.п. 2,4,8,9 ст. 8 Решения ... от Дата обезличена г. Номер обезличен. Обязать в срок до Дата обезличена г. ... обнародовать в сети Интернет информацию, предусмотренную п.п.1,2,3,5,7.8,9,10,12,20,30,31,33 Решения ... от Дата обезличена г. Номер обезличен. В удовлетворении оставшейся части требований отказать. Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд через Мокроусовский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения. Судья Мокроусовского районного суда Э.М.Фатхуллин