Решение о возложении обязанности по постановке на учет нуждающейся в улучшении жилищных условий



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с.Мокроусово 06 июля 2011 года

Мокроусовский районный суд Курганской области в составе:

председательствующего судьи Евдокимовой Н.В.,

при секретарях Урванцевой Л.А., Федотовой Е.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-103\2011 по иску Дубровиной ФИО20 к ... о признании недействительным решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении,

У С Т А Н О В И Л:

Дубровина М.М. обратилась в суд с иском к ... о признании недействительным решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как вдовы участника Великой Отечественной войны. В обоснование своих требований указала, что она является Ветераном труда, вдовой участника Великой отечественной войны, имеет право на льготы установленные статьей 21 ФЗ «О ветеранах». В Дата обезличена году она обратилась к ответчику с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Однако, решением жилищно-бытовой комиссии ... от Дата обезличена года Номер обезличен ей было отказано в постановке на данный учет, в связи с отсутствием оснований. Указанное решение ей направлено не было, пришло лишь уведомление о принятии данного решения. На устное обращение к ответчику за выдачей решения, ей было отказано. Поэтому она просит суд самостоятельно истребовать у ответчика указанное выше решение и приобщить его к материалам дела. Она не согласна с отказом в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении так как, дом в котором она проживает Дата обезличена года постройки, требует капитального ремонта, когда идет дождь - протекает крыша, появляется сырость. Зимой в доме очень холодно. К тому же она имеет заболевание при котором необходимо благоустроенное жилье. Она не согласна с решением комиссии об отказе в постановке её на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, поэтому просит отменить указанное выше решение и обязать ответчика поставить её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

В судебном заседании Дубровина М.М. не присутствовала, о времени и месте судебного заседания была извещена своевременно и надлежащим образом, просила рассмотреть дело без её участия.

 Представитель Дубровиной М.М. - ФИО4 поддержала исковые требования по изложенным в исковом заявлении основаниям, указав, что жилой дом истицы, в котором она проживает, требует ремонта, фактически является аварийными, зимой там очень холодно. Более того, Дубровина М.М. имеет заболевание, требующее постороннего ухода и благоустроенного жилья. Со слов Дубровиной М.М. она знает, что комиссия дом практически не обследовала, не все члены комиссии подписавшие акт присутствовали при обследовании, ФИО9 и ФИО17 не было. В связи с чем она считает, что акт и заключение составлены с нарушениями. Отказывая в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, ... тем самым нарушает права истицы, предусмотренные ст. 21 ФЗ «О ветеранах», в соответствии с которой она должна быть обеспечена жильем за счет средств федерального бюджета.

Представители ... ФИО7 и ФИО6 исковые требования не признали, пояснив, что Дубровина М.М. является собственником жилого дома общей площадью 61,4 кв. м, жилой площадью 50,2 кв.м., что превышает учетную норму. Дом, в котором она проживает, не признан непригодным для проживания. Он нуждается в ремонте. В акте указано какой ремонт необходимо провести, в целом процент износа данного дома составляет примерно 50%. При таких обстоятельствах оснований для постановки истицы на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не имеется. Проведение ремонта в домах частного сектора у них не предусмотрено.

Представитель филиала ... ФИО8, привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований, в судебном заседании пояснила, что, согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета имеют участники и инвалиды Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Дом Дубровиной М.М. был всесторонне обследован. Основания для признания Дубровиной М.М. нуждающейся в жилом помещении, отсутствуют. ... не является благоустроенным, а в ... вовсе нет благоустроенного жилья.

Представитель ... в суд не явился о времени и месте судебного заседания был извещен своевременно и надлежащим образом, какого- либо отзыва на заявленные требования в суд не представил, о причинах неявки не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил.

ФИО13 привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований в судебном заседании пояснил, что он проживает по указанному адресу вместе с Дубровиной М.М., .... Он помнит, что комиссия приходила в составе 4 или 5 человек, были ФИО12, ФИО7, ФИО11, ФИО10, ФИО9 точно не было. Больше он не помнит был ли еще кто-то.

 Исследовав материалы дела, заслушав объяснения сторон, суд приходит к следующему.

Согласно п.п.4 п.1 ст. 21 Федерального Закона РФ « О ветеранах»  для семей погибших (умерших)  инвалидов войны, участников ВОВ, ветеранов боевых действий предоставляются следующие меры социальной поддержки:  обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в  улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

В силу п. 2  ст. 21 Федерального Закона РФ «О ветеранах» независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются:

1) родителям погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий;

2) супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак;

3) супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак;

4) супруге (супругу) погибшего (умершего) ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак и проживающей (проживающему) одиноко, или с несовершеннолетним ребенком (детьми), или с ребенком (детьми) старше возраста 18 лет, ставшим (ставшими) инвалидом (инвалидами) до достижения им (ими) возраста 18 лет, или с ребенком (детьми), не достигшим (не достигшими) возраста 23 лет и обучающимся (обучающимися) в образовательных учреждениях по очной форме обучения.

Согласно п.3.1 ст. 23.2 Федерального Закона РФ  « О ветеранах»  по письменным заявлениям указанных в подпункте 2 п.3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Полномочиями по принятию граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях, в силу положений ст.52 ЖК РФ наделены органы местного самоуправления по месту жительства гражданина, обращающегося с заявлением о постановке на такой учет.

В соответствии с п.3 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, утвержденного Постановлением Администрации  (Правительства) Курганской области от 10.04.2006 года № 120 «О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов» в случае смерти инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий право на получение субсидии сохраняется за членами их семей, указанными в ст. 21 Федерального Закона № 5-ФЗ от 12.01.1995г.  «О ветеранах» при подтверждении в установленном порядке их нуждаемости в улучшении жилищных условий.

Указом Президента Российской Федерации №714 от 07.05.2008 года постановлено о  необходимости завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

Таким образом, и федеральное законодательство, и законодательство субъекта Российской Федерации – Курганской области предполагают возможность обеспечения жильем членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны при условии их нуждаемости в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим жилищным законодательством.

Дубровина М.М., вдова участника Великой Отечественной войны ФИО16, Дата обезличена года обратилась с заявлением в ... о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Истице было отказано в принятии на учет, так как она обеспечена жилой площадью, дом признан пригодным для проживания, что подтверждается копией протокола заседания жилищно-бытовой комиссии ...  Номер обезличен от Дата обезличена года. Заключением Межведомственной комиссии от Дата обезличена года Номер обезличен установлено, что жилой дом по адресу ... признан пригодным для проживания. 

Согласно ст.51 Жилищного Кодекса РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма признаются граждане:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

К данным категориям граждан истица Дубровина М.М. не относится.

Согласно п.п.4 и 5 ст.50 Жилищного Кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

В соответствии с решением ... от Дата обезличена года Номер обезличен о внесении изменений в решение ... от Дата обезличена года Номер обезличен «Об установлении учетной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» установлена учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, которая составляет 15 кв. метров общей площади на одного члена семьи.

В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права серия Номер обезличен от Дата обезличена года выданного ... Дубровина М.М. является собственником жилого дома по адресу: .... Данное подтверждается также справкой ... Номер обезличен от Дата обезличена года. Согласно данных документов жилой дом по указанному адресу имеет общую площадь 61,4 кв.м.. 

Как видно из выписки похозяйственной книги и показаний сторон и свидетелей в доме по указанному адресу проживает Дубровина М.М. и ФИО13, исходя из чего общая площадь жилого помещения, в котором проживает Дубровина М.М., превышает установленную учетную норму (30 кв.м. на двух членов семьи) и составляет 61,4 кв. метра.

Основания и порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 года (далее Положение).

В соответствии с п. 7 разд. 1 этого Положения признание помещения жилым, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в Положении требованиям. В соответствии с абз. 4 указанного пункта орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. В соответствии с п. 8 разд. 1 Положения орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан. Таким образом, на уровне местного самоуправления решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирного дома аварийным отнесено к исключительной компетенции межведомственной комиссии, если жилищный фонд является муниципальным либо принадлежит гражданам на праве собственности.

 В силу п.33 Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

Отсутствие благоустроенного жилого помещения не обеспеченного горячим водоснабжением и центральным отоплением, само по себе не является основанием для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении, поскольку согласно п.12 указанного Положения в поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.

В судебном заседании установлено, что в ..., жилые дома централизованным отоплением, водопроводом и канализацией не оборудованы.

В соответствии с п.47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения – о продолжении процедуры оценки;

о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.

Жилое помещение, в котором проживает истица, не признано в установленном законом порядке непригодным для проживания, аварийным или подлежащим сносу. Как видно из акта обследования помещения Номер обезличен от Дата обезличена года в жилом доме по адресу ..., отсутствуют подтопочные листы, разделка печей, электропроводка не соответствует требованиям ППБ, имеются частичные биологические поражения оконных блоков. Рекомендовано провести ремонт. По результатам обследования было принято заключение Межведомственной комиссии от Дата обезличена года Номер обезличен согласно которого установлено, что жилой дом по адресу ... признан пригодным для проживания. На основании указанных документов Дата обезличена года на заседании жилищно-бытовой комиссии ... было принято решение отказать Дубровиной М.М. в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Доводы представителя истца о том, что комиссией указанный жилой дам фактически не обследовался и не все члены комиссии участвовали в обследовании ничем не подтверждены и опровергаются показаниями свидетелей. Так свидетель ФИО10 пояснил, что он обследовал дом Дубровиной М.М. в ..., в целом данный дом находится в нормальном состоянии, он обследовал дом по соблюдению требований пожарной безопасности и может сказать, что необходимо установить подтопочные листы, проводку. Для проведения данных мероприятий больших сил и затрат не требуется, все это предусматривает текущий ремонт. Свидетель ФИО12 в суде пояснил, что он помнит данный дом, так как обследовал его в составе комиссии, дом большой, стоит на фундаменте, стены и перекрытия ровные и находятся в хорошем состоянии. При обследовании комиссия руководствуясь законодательством проверяет в первую очередь состояние несущих конструкций – фундамент, стены, перекрытия. В доме Дубровиной М.М. эти показатели были в норме. Требовался частичный ремонт крыши, замена одного или двух оконных блоков, проводки, это все текущий ремонт, но в целом дом пригоден для проживания. Свидетель ФИО18 в судебном заседании пояснил, что он хорошо помнит данный дом, на момент проверки (осенний период) в доме было светло, тепло, сырости не было, дом большой, стены ровные. Он как представитель Роспотребнадзора проверял соответствие дома санитарным нормам, никаких отклонений выявлено не было. Все показатели были в норме. В целом комиссия рекомендовала заменить электропроводку, оконный блок. Он не строитель и в его компетенцию не входит оценивать процент износа дома, но данный процент не большой. Свидетель ФИО11 допрошенная в судебном заседании подтвердила показания вышеуказанных свидетелей пояснив, что она прекрасно помнит дом Дубровиной М.М., обследование проходило в холодный период времени года, но в доме было тепло. В целом дом невозможно было признать аварийным, требовался частичный ремонт в виде замены оконных блоков с северной стороны, электропроводки, подтопочных листов. Все остальное было в норме. В целом процент износа дома составлял процентов 40, не больше. Свидетель ФИО17 также подтвердил, что помнит как обследовали дом Дубровиной М.М., он лично присутствовал при обследовании в целом дом пригоден для проживания, износ дома составляет 30%.

В соответствии с п.7 Положения в состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.

  Как было установлено в судебном заседании представители указанных органов в составе комиссии присутствовали и проводили обследование дома, что подтверждается показаниями свидетелей ФИО10, ФИО18, ФИО11 и представленными материалами дела.

Доводы истца, содержащие указание на нарушение процедуры проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям, регламентированной п. 44 Положения, не могут повлиять на вывод суда об отсутствии оснований для постановки на учет, поскольку содержание актов и отсутствие оснований, предусмотренных п. 33, п. 34 Положения к признанию дома аварийным и подлежащим сносу, подтверждено показаниями допрошенных в судебном заседании свидетелей, доказательств в соответствии со ст. ст. 56, 57 ГПК РФ, свидетельствующих о том, что ... является аварийным, истцом не представлено и судом не добыто. Основания утверждать, что были допущены существенные нарушения, которые повлияли на содержание принятого решения, по имеющимся в материалах дела доказательствам отсутствуют. Решающее значение для межведомственной комиссии имеют данные о техническом состоянии несущих конструкций обследуемого здания, отраженные в акте и техническом заключении.

Заключение по результатам работы межведомственной комиссии принято согласно п. 47 Положения.

В соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

 В соответствии со ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. К источникам получения таких сведений относятся, в том числе, и свидетельские показания.

        У суда нет оснований ставить под сомнение истинность фактов, сообщенных свидетелями. Их показания соответствуют и не противоречат обстоятельствам, сведения о которых содержатся в других собранных по делу доказательствах. Данных о какой-либо их заинтересованности в исходе дела нет.

Что касается довода заявителя о наличии у него заболевания, дающего право встать на учет нуждающихся в жилом помещении суд исходит из следующего.

Постановлением Правительства РФ N 378 от 16.06.2006 г. был утвержден перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.

Согласно данному перечню заболевание, имеющееся у Дубровиной М.М., (код заболевания по международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (десятый пересмотр) F 03, C 44.3), входит в данный перечень.

При рассмотрении такого основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, как невозможность совместного проживания в одной квартире с больными, страдающими тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний суд имеет в виду следующее: а) в квартире проживают несколько семей;

б) в составе одной из них имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний;

в) проживание с этими больными в одной квартире невозможно;

г) у граждан нет иного помещения в собственности или занимаемого по договору социального найма.

Как видно из представленных материалов, жилой дом Дубровиной М.М. имеет общую площадь 61, 4 кв.м.. Кроме истца в данном доме зарегистрирован ... – ФИО13. Суд считает, что истица, проживающая в указанном жилом доме ... ФИО13, являются членами одной семьи; проживают в жилом доме, занятом только их семьей. Иные лица в данном доме не проживают.

Таким образом, одно из необходимых условий для признания истца нуждающимся в жилых помещениях по основаниям п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ - проживание в квартире, занятой несколькими семьями, отсутствует.

Поскольку основанием для обеспечения членов семей участников Великой Отечественной войны жильем в соответствии с Указом Президента РФ N 714 от 07.05.2008 года является их нуждаемость в улучшении жилищных условий, суд считает что требования истца удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

В иске Дубровиной ФИО20 к ... о признании недействительным решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении отказать.  

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Курганский областной суд путем подачи жалобы через Мокроусовский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения решения.

Судья –