Решение об обжалобвании действий.



Дело № 2-37\2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с.Мокроусово 16 марта 2012 года

Мокроусовский районный суд Курганской области в составе:

председательствующего судьи Евдокимовой Н.В.,

при секретаре Квашниной К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Харитонова ФИО1 на действия руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Управление Россельхознадзора по Курганской области в части издания приказа от Дата и на действия государственного инспектора отдела государственного ветеринарного надзора за обеспечением здоровья животных и безопасностью продукции животного происхождения ФИО2 в части выдачи уведомления от Дата о проведении контрольно надзорного мероприятия в личном подсобном хозяйстве Харитонова В.Г.,

У С Т А Н О В И Л:

Харитонов В.Г. обратился в суд с заявлением на действия руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Управление Россельхознадзора по Курганской области в части издания приказа от Дата. В обосновании требований указывает, что Дата, он получил от Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Управление Россельхознадзора по Курганской области (далее Россельхознадзор по Курганской области) уведомление от Дата о проведении проверки личного подсобного хозяйства, назначенной на Дата, на основании приказа от Дата руководителя Управления Россельхознадзора «О проведении контрольно надзорного мероприятия». В указанном приказе имеется ссылка на план мероприятий по предупреждению, распространению и ликвидации вируса африканской чумы свиней на территории Российской Федерации, утвержденный министром сельского хозяйства Скрынник Е.Б. от 22.02.2011 года, что не является основанием для проверки личного подсобного хозяйства. Проверка личного подсобного хозяйства граждан инспекторами законом не предусмотрена. Сссылка в уведомлении от Дата ФИО2 на Федеральный закон РФ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 года № 294-ФЗ, не законна, так как данным законом не предусмотрена проверка личного подсобного хозяйства граждан. Таким образом указанный приказ нарушает его законные права и свободы гарантированные Конституцией РФ.

В судебном заседании Харитонов В.Г. поддержал доводы заявления пояснив, что обращение начальника Адрес ФИО3 в адрес Россельхознадзор по Курганской области с просьбой провести проверку в его личном подсобном хозяйстве, является следствием личного отношения к нему ФИО3. Так как он неоднократно указывал что действия ФИО3 нарушают его права и не соответствуют законодательству. Он считает, что проверка личного подсобного хозяйства нарушает его права гарантированные Конституцией РФ.

Представитель Управления Россельхознадзора ФИО4 не признав доводы заявления, пояснила, что Дата в адрес Управления Россельхознадзора по Курганской области поступило обращение начальника Адрес ФИО3 с просьбой провести проверку ветеринарно-санитарных правил содержания свиней и выполнения мероприятий направленных на предотвращение заноса и распространения африканской чумы свиней в ЛПХ Харитонова В.Г., где перечислены нарушения связанные с содержанием животных. В связи с этим и на основании Плана мероприятий по предупреждению распространения и ликвидации вируса африканской чумы на территории РФ, руководитель Управления Россельхознадзора по Курганской области ФИО5, издал оспариваемый приказ. Однако, это приказ не о проведении проверки, а о проведении контрольно-надзорного мероприятия по осмотру хозяйства Харитонова В.Г.. Кроме того, обеспечение контроля за соблюдением ветеринарных правил при содержании свиней в личных подсобных хозяйствах закреплено за Управлением Россельхознадзора по Курганской области, распоряжением Губернатора Курганской области от 24.08.2009 года № 283-р. Указание в уведомлении закона РФ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 года, является технической ошибкой специалиста. Но данное уведомление не является каким-либо локальным актом, который может быть оспорен в суде. Поэтому она просит отказать в удовлетворении заявленных требований.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения сторон, суд приходит к следующему.

В силу ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно ч.1 ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Указанный срок Харитоновым В.Г. соблюден, обратился он в суд с заявлением в пределах трехмесячного срока со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод, поскольку уведомление о проведении проверки было получено Харитоновым Дата.

Основанием для принятия решения о признании незаконным действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего является одновременное несоответствие этого действия (бездействия) закону или иному правовому акту, а также нарушение указанным действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Совокупность указанных обстоятельств по делу отсутствует.

Судом установлено, что Дата руководитель Управления Россельхознадзора по Курганской области издал приказ согласно которого, в рамках реализации Плана мероприятий по предупреждению распространения и ликвидации вируса африканской чумы свиней на территории Российской Федерации, утвержденного министром сельского хозяйства Скрынник 22.02.2011 года, приказал направить с Дата по Дата для проведения контрольно надзорных мероприятий по соблюдению требований ветеринарного законодательства в личном подсобном свиноводческом хозяйстве гражданина Харитонова В.Г., по адресу: Адрес государственного инспектора отдела государственного ветеринарного надзора за обеспечением здоровья животных и безопасностью продукции животного происхождения ФИО2. Основанием к изданию данного приказа послужило обращение начальника Адрес ФИО3 с просьбой провести проверку ветеринарно-санитарных правил содержания свиней и выполнения мероприятий направленных на предотвращение заноса и распространения африканской чумы свиней в ЛПХ Харитонова В.Г., в котором перечислены нарушения связанные с содержанием животных. На основании указанного приказа в адрес Харитонова В.Г. было направлено уведомление о проведении контрольно-надзорного мероприятия в личном подсобном свиноводческом хозяйстве Харитонова В.Г., назначенного на Дата на 10 часов 00 минут.

Как видно из выписки из похозяйственной книги у Харитонова В.Г. в личном подсобном хозяйстве имеется ... свиней. Данное не оспаривается сторонами.

Согласно гл.1 п.1 Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 N 327 (в последующих редакциях) "Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, обращения лекарственных средств для ветеринарного применения, карантина и защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, обеспечения плодородия почв, обеспечения качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, побочных продуктов переработки зерна, земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", а также согласно п.3, 4, 5 п.п.«д» раздела 1, Постановления Правительства РФ от 08.04.2004 года №201 «Вопросы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору» (в ред. от 14.11.2011) Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору находится в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации, осуществляет надзор за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами законодательства Российской Федерации в закрепленной сфере деятельности, в том числе: надзор за выполнением ветеринарно-санитарных требований по безопасности продукции животного происхождения.

Согласно п.12.1 Положения об Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области, утвержденному приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 09.04.2008 года № 79, Управление Россельхознадзора по Курганской области выполняет задачи и функции Россельхознадзора, в том числе, связанные с реализацией федеральных программ, планов и отдельных мероприятий, предусмотренных актами Президента РФ, Правительства РФ, Минсельхоза России, Россельхознадзора.

Т.е. Управление Россельхознадзора по Курганской области является именно тем органом, который наделен правом осуществлять функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии.

Как следует из п.1.1. Плана мероприятий по предупреждению распространения и ликвидации вируса африканской чумы свиней (АЧС) на территории Российской Федерации, утвержденного председателем межведомственной комиссии - министром сельского хозяйства Российской Федерации Е.Б.Скрынник 22.02.2011 года, необходимо завершить мероприятия по переводу личных подсобных хозяйств населения в режим безвыгульного содержания свиней.

Как видно из гл.2 п.5 п.п. 5.1, 5.5.2, п.6 п.п. 6.4, указанного выше Постановления Правительства РФ, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет следующие полномочия: осуществляет надзор; издает индивидуальные правовые акты, касающиеся проведения обязательных диагностических исследований и вакцинации животных по противоэпизоотическим показаниям; применяет предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения нарушений законодательства Российской Федерации.

В соответствии с п.17 Положения об Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области, утвержденному приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 09.04.2008 года № 79, руководитель Управление Россельхознадзора по Курганской области издает приказы ненормативного характера по вопросам, отнесенным к установленной сфере ведения Управления.

Приказ от Дата Управления Россельхознадзора по Курганской области является тем документом, правом издания которого наделен руководитель Управления Россельхознадзора по Курганской области. В данном приказе указан орган и должностное лицо издавшие приказ, указана дата его издания и номер приказа, в конце стоит подпись лица издавшего данный приказ. Т.е соблюдена форма издания приказа.

Из ч.1 ст.8 Федерального закона «О ветеринарии» от 14.05.1993 г. №4979-1 (в ред. от 18.07.2011) видно, что под государственным ветеринарным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области ветеринарии, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных государственных органов по систематическому наблюдению за исполнением требований законодательства Российской Федерации в области ветеринарии, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований законодательства Российской Федерации в области ветеринарии при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

В соответствии с главой 1 Положения о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 327 (в последующих редакциях) "Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору", государственный ветеринарный надзор в Российской Федерации представляет собой систему контроля за соблюдением:

- предприятиями, учреждениями, организациями независимо от их подчиненности и форм собственности, иностранными юридическими лицами, должностными лицами и гражданами РФ, а также иностранными гражданами и лицами без гражданства, правил организации и проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации заболеваний животных заразными и незаразными болезнями, охраны территории РФ от завоза из иностранных государств заразных болезней животных;

- ветеринарных правил при производстве, переработке, хранении и реализации продуктов животноводства, при ввозе в Российскую Федерацию, транзите по ее территории и вывозе подконтрольных ветеринарной службе грузов, при производстве, применении и реализации препаратов и технических средств ветеринарного назначения, при проектировании, строительстве и реконструкции животноводческих комплексов, птицефабрик, мясокомбинатов, других предприятий по производству и хранению продуктов животноводства, при организации крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств граждан, а также за нормированием ветеринарно-санитарных показателей, характеристик и вредных факторов кормов, кормовых добавок и продуктов животноводства, обеспечивающих безопасность их для здоровья человека и животных;

- требований ветеринарных правил, норм и правил ветеринарно-санитарной экспертизы по безопасности в ветеринарном отношении пищевых продуктов и продовольственного сырья животного происхождения, условий их заготовки, подготовки к производству, изготовления, ввоза на территорию РФ, хранения, транспортировки и поставок.

Таким образом, государственный ветеринарный надзор осуществляется в том числе на подсобных хозяйствах, независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности, крестьянских (фермерских) хозяйствах и личных подсобных хозяйствах граждан. В связи с чем, доводы Харитонова В.Г. о том, что проверка личного подсобного хозяйства законом не предусмотрена, судом не принимаются во внимание.

Согласно ст.9 Федерального закона «О ветеринарии» от 14.05.1993 г. №4979-1 (в ред. от 18.07.2011) должностные лица органов государственного ветеринарного надзора, являющиеся государственными ветеринарными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: беспрепятственно в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о ветеринарии, посещать и обследовать организации в целях проверки исполнения ими законодательства Российской Федерации, проведения противоэпизоотических и других ветеринарных мероприятий и соблюдения действующих ветеринарных правил; предъявлять организациям и гражданам требования о проведении противоэпизоотических и других мероприятий, об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о ветеринарии, а также осуществлять контроль за выполнением этих требований; принимать решения о проведении диагностических исследований и вакцинации животных по эпизоотическим показаниям.

Т.е. указанный Закон о ветеринарии, определяет государственный ветеринарный надзор как деятельность государственных ветеринарных инспекторов по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации о ветеринарии. Поэтому доводы Харитонова В.Г. о том, что проверка личного подсобного хозяйства граждан инспекторами не предусмотрена, судом не принимается, как не основанные на законе.

Указание Харитонова В.Г. на то, что ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от Дата, не предусматривает проверку личного подсобного хозяйства граждан, судом принимается как обоснованное. Однако, оспариваемый приказ издан на основании обращения начальника Адрес и в рамках реализации Плана мероприятий по предупреждению распространения и ликвидации вируса африканской чумы свиней на территории Российской Федерации, утвержденного министром сельского хозяйства Скрынник 22.02.2011 года. Указанный Харитоновым В.Г. Закон к изданию оспариваемого приказа не имеет отношения.

Действие должностного лица – государственного инспектора отдела государственного ветеринарного надзора за обеспечением здоровья животных и безопасностью продукции животного происхождения (далее государственного инспектора) ФИО2 в части выдачи уведомления от Дата о проведении контрольно надзорного мероприятия в личном подсобном хозяйстве Харитонова В.Г., являются производными и предусмотренными приказом от Дата. В п.1 приказа от Дата, указанно, что именно государственный инспектор ФИО2 направлен для проведения вышеназванных контрольно надзорных мероприятий в личном подсобном хозяйстве Харитонова В.Г.. Следовательно, действия государственного инспектора ФИО2 по направлению уведомления в адрес Харитонова В.Г. являются законными и обоснованными.

Доводы Харитонова В.Г. о том, что в указанном выше уведомлении имеется ссылка на Федеральный закон РФ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 года № 294-ФЗ, которым не предусмотрена проверка личного подсобного хозяйства, судом не могут быть приняты во внимание так как, в соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Оспариваемое уведомление не является коллегиальным или единоличным решением указанных в ст.255 ГПК РФ, лиц или органов. Направление уведомление является лишь следствием издания оспариваемого приказа от Дата.

Учитывая изложенное, данное уведомление не может рассматриваться как решения, подлежащие оспариванию в порядке предусмотренном главой 25 ГПК РФ.

При изложенных обстоятельствах суд не находит нарушения прав и законных интересов Харитонова В.Г. и признает действия руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Управление Россельхознадзора по Курганской области в части издания приказа от Дата и действия по направлению уведомления от Дата о проведении контрольно надзорного мероприятия в личном подсобном хозяйстве Харитонова В.Г., законными и обоснованными.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления Харитонова ФИО1 на действия руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Управление Россельхознадзора по Курганской области в части издания приказа от Дата, и на действия государственного инспектора отдела государственного ветеринарного надзора за обеспечением здоровья животных и безопасностью продукции животного происхождения ФИО2 в части выдачи уведомления от Дата о проведении контрольно надзорного мероприятия в личном подсобном хозяйстве Харитонова В.Г., отказать.

Исполнение приказа от Дата руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Управления по Курганской области ФИО5,, возобновить.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение месяца со дня вынесения путем подачи жалобы через Мокроусовский районный суд Курганской области.

Судья –