Дело №2-24/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации «15» марта 2012 г. с. Мокроусово Мокроусовский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Хреновой Н.А., с участием: представителя истца Рыбаковой Ю.В., представителя ответчика Адрес ФИО1, при секретаре Вьющенко А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека к Адрес о признании незаконным бездействия Адрес по постановке на учет бесхозяйного имущества и возложении обязанности обратиться в Управление Росреестра по Курганской области с заявлением о принятии колодца на учет как бесхозяйного недвижимого имущества, УСТАНОВИЛ: Управление Роспотребнадзора по Курганской области обратилось в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Адрес о признании незаконным бездействия Адрес по постановке на учет бесхозяйного имущества и возложении обязанности обратиться в Управление Росреестра по Курганской области с заявлением о принятии колодца на учет как бесхозяйного недвижимого имущества. В обосновании заявленных требований указало, что Дата в ходе плановой выездной проверки по распоряжению № от Дата заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Курганской области в Адрес общественного колодца, расположенного в черте населенного пункта Адрес .... Данный источник нецентрализованного водоснабжения на балансе Адрес не состоит. Количество населения, пользующееся водой из данного источника 190 человек. В ходе проверки выявлено, что оголовок колодца не имеет крышки, отсутствует железобетонное перекрытие с люком, закрываемое крышкой, что является нарушением ст.ст. 11, 24 Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999 г. « О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 3.3.3 СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников». В Адрес имеется утвержденный график очистки и дезинфекции общественного колодца. Данный общественный колодец является бесхозяйным недвижимым имуществом. Истец указывает, что в силу п. 18 ч. 1ст. 14 Федерального закона РФ №131 от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации самоуправления на территории Российской Федерации» к вопросам местного значения относится организация водоснабжения населения питьевой водой. Ввиду того, что общественный колодец является бесхозяйным, не состоит в реестре муниципальной собственности Адрес, денежные средства на содержание общественного колодца не выделяются, должного контроля за состоянием данного колодца не проводится. Истец считает, что выявленное нарушение санитарных правил является существенным. Просит суд признать незаконным бездействие Адрес, выразившееся в не обращении в Управление Росреестра по Курганской области с заявлением о принятии на учет бесхозяйного имущества в виде общественного колодца, расположенного в черте населенного пункта Адрес ... и возложить на ответчика обязанность обратиться в Управление Росреестра по Курганской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного имущества общественного колодца. В судебном заседании представитель истца Управления Роспотребнадзора по Курганской области Рыбакова Ю.В. иск с учетом уточненных требований поддержала. Представитель ответчика глава Адрес ФИО1 в судебном заседании исковые требования признал полностью, последствия признания ответчиком иска ему разъяснены и понятны. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Курганской области в судебное заседание не явился. В отзыве на исковое заявление указал, что филиал не обладает полномочиями по постановке на учет бесхозяйного имущества, в связи с чем, не может быть лицом, участвующим в деле (л.д.71-72). Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований по следующим основаниям. В судебном заседании установлено, что на территории муниципального образования Адрес имеется один общественный колодец, который расположен в черте населенного пункта Адрес ... (л.д.86-89) По сообщениям Управления Росреестра по Курганской области от Дата, Дата в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о регистрации прав на указанный общественный колодец отсутствует (л.д.54, 84). Согласно справке Адрес от Дата техническая документация на указанный общественный колодец не изготовлялась (л.д.62). Согласно справке Адрес от Дата, указанный общественный колодец на балансе Адрес не стоит (л.д.14, 73). Таким образом, в судебном заседании установлено, что указанный источник нецентрализованного водоснабжения не имеет собственника, то есть является бесхозяйным имуществом. Исходя из положений ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Как следует из содержания искового заявления, основанием заявленных требований указаны нормы ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентирующие порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей и признания их муниципальной собственностью. В соответствии со ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. На основании п.п. 2, 4, 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 года № 580, принятие на учет и снятие с учета объектов недвижимого имущества осуществляют территориальные органы Федеральной регистрационной службы в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества. На учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном статьей 225 и статьей 236 Гражданского кодекса Российской Федерации. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества. В силу подп. 4 и 8 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом (п. 4), участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения (п. 8). Данные положения отражены и в подп.4 п.1 ст.6 Устава Адрес (л.д.23). В соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 50 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности поселений может находиться имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения. В соответствии с подп. 3 п.1 ст.11 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения. Учитывая, что собственник колодца не известен, право на указанный объект недвижимости не зарегистрировано, спорное сооружение расположено в административных границах муниципального образования Адрес, то орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного. Судом установлено, что спорный колодец расположен в административных границах муниципального образования Адрес, является общественным, население пользуется водой из данного колодца. Из материалов дела следует, что по результатам лабораторных исследований колодезной воды, выполненных ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» качество воды в общественном колодце, расположенном в Адрес соответствует требованиям санитарно-эпидемиологических правил «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников. Данный факт подтверждается протоколами лабораторных исследований № от Дата, № от Дата (л.д.17-18). По результатам контрольно-надзорных мероприятий, проведенных Дата Адрес на территории Адрес выявлены нарушения требований санитарно-эпидемиологических правил «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников. СанПиН 2.1.4.1175-02» при использовании общественного колодца в Адрес, в нарушение пункта 3.3.3 - оголовок колодца не имеет крышки, отсутствует железобетонное перекрытие с люком закрываемое крышкой. Факт нарушения санитарно-эпидемиологических правил при использовании общественного колодца подтверждается актом проверки ТО Управления Роспотребнадзора № от Дата (л.д.9-10). В силу подп. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ организация в границах поселения водоснабжения населения относится к вопросам местного значения этого поселения. Исходя из толкования закона, обеспечить водоснабжение населения, проживающего на территории Адрес, в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации обязано муниципальное образование Адрес которое не освобождено от решения вопросов местного значения, относящихся к его компетенции. Отсутствие права собственности на колодец, не освобождает орган местного самоуправления от обеспечения его безопасности, так как участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения также относится к вопросам местного значения (подп.8 п.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ). Учитывая, что порядок постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет регламентирован статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 3), согласно которому бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, и орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного, следовательно, он обязан это сделать. Таким образом, бездействие Адрес по постановке на учет находящегося на территории данного муниципального образования бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации. Истец, обратившись с настоящим иском, действовал в пределах предоставленных ему полномочий, в том числе, в части выбора способа защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц. В соответствии с Положением «О федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 № 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка. Государственный контроль и надзор в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения предусматривает обращение в суд с заявлениями в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчики вправе признать иск. В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. Изучив материалы гражданского дела, заслушав объяснения сторон, суд приходит к выводу, что признание ответчиком иска не нарушает прав и законных интересов других лиц, не противоречит закону и удовлетворяет исковые требования в полном объеме. В соответствии с п. 19 ст. 333.36 НК РФ, выступающая в качестве ответчика Адрес, освобождается от уплаты государственной пошлины. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к Адрес о признании незаконным бездействия и постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества удовлетворить полностью. Признать незаконным бездействие Адрес, выразившееся в не обращении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области с заявлением о принятии на учет бесхозяйного имущества - общественного колодца, находящегося в черте муниципального образования Адрес на южной окраине Адрес, в .... Обязать Адрес обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного имущества - общественного колодца, находящегося в черте муниципального образования Адрес на южной окраине Адрес, .... Настоящее решение может быть обжаловано в Курганский областной суд через Мокроусовский районный суд в течение одного месяца со дня его вынесения. Судья Н.А. Хренова