Дело № 2-38\2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации с.Мокроусово 12 апреля 2012 года Мокроусовский районный суд Курганской области в составе: председательствующего судьи Евдокимовой Н.В., при секретаре Квашниной К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алексеева ФИО1 к Адрес о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма, У С Т А Н О В И Л: Алексеев А.А. обратился в суд с иском к Адрес о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма. В обоснование своих требований указал, что постановлением Адрес от Дата № он был определен в детское государственное учреждение, за ним была закреплена Адрес. В Адрес он проживал до Дата. С Дата он снимает жилье, так как указанная квартира непригодна для проживания, что подтверждено заключением межведомственной комиссии от Дата. Поскольку колхоз Адрес которому принадлежала квартира реорганизован, а жилье передано Адрес, то он считает возможным предъявить свои требования к Адрес. Определением Мокроусовского районного суда Курганской области от Дата Адрес была привлечена к участию в деле в качестве соответчика. Определением Мокроусовского районного суда Курганской области Адрес была исключена из числа ответчиков и привлечена к участию в деле в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. В судебном заседании Алексеев А.А. подтвердил заявленные требования пояснив, что в квартире закрепленной за ним, после возвращения из детского дома никогда не проживал, так как жилье было разрушено. Жил по разным адресам у знакомых и родственников. В настоящее время своего жилья не имеет, проживает у знакомых. Представитель ответчика Адрес в суд не явился о времени и месте судебного заседания был извещен своевременно и надлежащим образом, письменно сообщил, что исковые требования признают в полном объеме, Алексеев А.А. имеет право на получение жилья. Просили рассмотреть дело без участия их представителя. Представитель Адрес в судебном заседании пояснил, что за Алексеевым А.А. действительно закреплялось жилье при лишении ... родительских прав, но пока Алексеев находился в детском доме, жилье забросили, разбомбили, разобрали печь, вытащили окна. В итоге квартира оказалась совершенно не пригодной для проживания. Примерно с Дата в квартире проживать уже было невозможно. После детского дома Алексеев А.А. обучался в Адрес и проживал в общежитии, а потом жил где придется. Представитель третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Адрес в судебное заседание не явился о времени и месте судебного заседания был извещен своевременно и надлежащим образом, просил рассмотреть дело без участия их представителя. В письменном отзыве на иск сообщил, что за Алексеевым А.А. закреплялось жилое помещение, которое впоследствии было признано непригодным для проживания. Однако жилье признано непригодным для проживания уже когда истец находился в совершеннолетнем возрасте. На муниципальном учете по обеспечению детей-сирот и лиц из их числа жильем истец не состоит. Они не располагают сведениями о том, где пребывал Алексеев А.А. с момента наступления совершеннолетия, выбытия из Адрес и до Дата. Поэтому считают, что заявленные требования удовлетворению не подлежат. Представитель третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Адрес в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен своевременно и надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие их представителя. В письменном отзыве на иск указал, что Алексеев А.А. относится к категории граждан имеющих право претендовать на жилье во внеочередном порядке по указанным в исковом заявлении основаниям. Обеспечение жилым помещением истца является полномочием органов местного самоуправления. Из бюджета Курганской области для осуществления данных полномочий перечисляются в местные бюджеты субвенции. Кроме того, органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления указанных полномочий по опеке и попечительству. Представитель третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Адрес в суд не явился о времени и месте судебного заседания был извещен своевременно и надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие их представителя. В письменном отзыве на исковые требования указал, что Алексеев А.А. относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении. Обеспечение детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями является полномочиями органов местного самоуправления. У Алексеева А.А. после окончания пребывания в детском доме возникло право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. Исследовав материалы дела, заслушав объяснения сторон, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Частью 3 статьи 40 Конституции РФ установлен круг лиц, которые обеспечиваются жильем в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов бесплатно или за доступную плату на условиях социального найма. Категории лиц, для которых сохраняется система предоставления жилья в порядке очередности, предусматривается федеральными законами и законами субъектов РФ. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии со ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" N 159-ФЗ от 21.12.1996 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся на территории РФ, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территории соответствующих районов и городов субъектов РФ, если место их рождения находится за пределами РФ. В соответствии со ст. 4, 5 названного выше Федерального закона N 159-ФЗ в редакции Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 года финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), в том числе и обеспечение их жилыми помещениями, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ. Закон Курганской области от 31.12.2004 №6 «О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье» устанавливает дополнительные виды социальной поддержки проживающих на территории Курганской области детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, в том числе и на обеспечение вне очереди жилым помещением. Постановлением Правительства Курганской области от 24.12.2007 года №633, утвержден Порядок расходования субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В п.2 данного порядка указано, что объем субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных образований, определяется в соответствии с методикой расчета объема субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденной Законом Курганской области от 5 октября 2007 года N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству". Указанным Постановлением на органы местного самоуправления муниципальных районов, Курганской области возложена обязанность по приобретению, строительству и реконструкции жилья за счет средств областного бюджета, полученных на эти цели, с последующим предоставлением жилых помещений на условиях договора социального найма детям-сиротам, детям оставшимся без попечения родителей, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (ч. 5 ст. 57 ЖК РФ). В соответствии с решением Адрес от Дата установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде Адрес не менее 15 кв.м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи. Как следует из преамбулы Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" N 159-ФЗ от 21.12.1996 года, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. Согласно статье 1 указанного Закона к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с указанным ФЗ-159 право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Алексеев А.А. в несовершеннолетнем возрасте остался без попечения родителей. Данное подтверждено копией актовой записи о смерти ФИО2 – ... № от Дата, выданной отделом ЗАГС администрации Адрес, копией решения Адрес от Дата о лишении ФИО3 - ..., родительских прав. Согласно постановления Адрес от Дата №, Алексеев А.А. был направлен в детское государственное учреждение, за ним была закреплена квартира в Адрес, принадлежащая колхозу Адрес Согласно архивной справке № выданной Адрес Алексеев А.А. с Дата снят с довольствия в связи с определением на обучение в ПУ области. Согласно сообщения директора Государственного бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище №», Алексеев А.А. был зачислен в Адрес Дата, а Дата отчислен из списка обучающихся по причине самовольного оставления училища. Истец, согласно данных паспорта, зарегистрирован по адресу: Адрес. Как видно из сведений Адрес о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей (лицах из их числа) находящихся на муниципальном учете на получение жилья вне очереди Алексеева А.А. в данном списке нет. Судом установлено, что Алексеев А.А. после выпуска из Адрес в Дата и впоследствии, после ухода из Адрес, вернулся в Адрес, но проживал в доме знакомых и родственников, так как жилье закрепленное за истцом находилось в состоянии непригодном для проживания. В настоящее время Алексеев проживает без регистрации в Адрес, на учете нуждающихся в получении жилья не состоит. Как видно акта обследования помещения от Дата № и заключения межведомственной комиссии от Дата № жилое помещение закрепленное за Алексеевым А.А. признано непригодным для проживания. Суд считает, что Алексеев А.А. находясь в несовершеннолетнем возрасте, не имея собственного заработка и обучаясь в образовательном учреждении, не мог участвовать в содержании данного жилого помещения. В материалах дела отсутствуют сведения о том, за кем была закреплена обязанность следить за сохранностью жилого помещения закрепленного за Алексеевым А.А.. Данные сведения не добыты и судом в процессе рассмотрения дела. Поэтому суд приходит к выводу о том, что контролирующими органами не было обеспечено надлежащее состояние и сохранность жилого дома закрепленного за Алексеевым А.А.. Начиная с Дата дом отвечал всем признакам непригодного для проживания жилого помещения, окна были выбиты, печь разрушена, двери отсутствовали. Данные обстоятельства подтвердила свидетель ФИО4, пояснившая, что в доме не было дверей, печь разрушена, окна вытащены и разбиты, стены и потолки осыпались, пол провалился. По этой причине истец, в вышеуказанном доме не проживал. Таким образом, наличие закрепленного за истцом вышеуказанного жилья не является свидетельством его обеспеченности жилым помещением, поскольку уже с Дата жилой дом находился в аварийном состоянии. Алексеев А.А. на момент прекращения опеки, достижения возраста совершеннолетия, а также окончания обучения в профессиональном училище не имел жилья, которое бы отвечало требованиям п. 12 Положения о признании помещения жилым, признании жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47. Проживание в вышеуказанной квартире было невозможно. Кроме того, в Дата, когда жилье, закрепленное за Алексеевым А.А. было признано непригодным для проживания. Алексеев А.А. находился в возрасте 21 года. А указанный выше закон распространяет свои гарантии на лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, которые, когда они находились в возрасте до 18 лет, остались без попечения единственного или обоих родителей. Таким образом, поскольку жилое помещение, закрепленное за истцом при направлении в детское учреждение, является непригодным для проживания, следует считать, что Алексеев А.А., по существу, не обеспечен жилым помещением. В соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. Суд принимает признание иска по делу ответчиком, если это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц. Ответчик исковые требования признал в полном объеме, что подтверждается его письменным заявлением, имеющимся в материалах дела. В соответствии с ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом. Суд полагает, что признание иска представителем Адрес не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковое заявление Алексеева А.А. к Адрес о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма подлежит удовлетворению. В соответствии с п.19 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков. Таким образом, с Адрес государственная пошлина взысканию не подлежит. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 39, 173,194, 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Алексеева ФИО1 к Адрес о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма удовлетворить. Обязать Адрес предоставить Алексееву ФИО1, Дата года рождения, вне очереди жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 15 кв.м. в границах Адрес. Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд путем подачи жалобы через Мокроусовский районный суд Курганской области в течение месяца со дня вынесения решения. Судья –