Дело №2-91/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации с. Мокроусово 24 апреля 2012 года Мокроусовский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Фатхуллина Э.М., с участием: помощникам прокурора Мокроусовского района Курганской области Погадаева С.А., представителя Адрес ФИО1, при секретаре Трусовой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Мокроусовского района Курганской области о признании незаконным решения № Комиссии по жилищным вопросам при Адрес от Дата в части отказа Погадаевой ФИО2 в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и возложении обязанности повторно решить вопрос о постановке на учет, УСТАНОВИЛ: Прокурор Мокроусовского района Курганской области обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения № Комиссии по жилищным вопросам при Адрес от Дата в части отказа Погадаевой ФИО2 в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и возложении обязанности повторно решить вопрос о постановке на учет, в основании заявления указав, что прокуратурой района в ходе проверки по жалобе Погадаевой А.В. на решение Комиссии по жилищным вопросам при Адрес об отказе в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий установлено, что Дата Погадаева А.В. обратилась в Адрес с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилье. Вместе с заявлением были представлены документы, подтверждающие, что в собственности жилого помещении она не имеет, проживает вместе с дочерью. Однако Комиссией проверка проведена частично. Было установлено, что дочь Погадаевой А.В. – ФИО3 является собственником дома, расположенного по адресу: Адрес., комнаты, расположенной в Адрес. Также было установлено, что Погадаева А.В. использовала право бесплатной приватизации жилого помещения Дата, но на момент подачи заявления в ее собственности жилых помещений не имеется. Тем не менее, обследование жилищных условий Погадаевой А.В. не производилось, основания проживания в доме дочери не выяснялись. Таким образом, полагает, что доводы о том, что Погадаева А.В. входит в состав семьи ФИО3 не подтверждены. Погадаева А.В. представила в комиссию все документы, подтверждающие ее нуждаемость в жилом помещении, не имеет права собственности на жилые помещения, принадлежащие на праве собственности ее дочери, и таким образом, учетная площадь ее места проживания составляет менее 15 кв.м. Кроме того, в нарушение требований ч. 2 ст. 54 ЖК РФ ссылки на нормы Жилищного кодекса в решении отсутствуют, и таким образом, решение не соответствует требованиям законодательства. Указанным незаконным решением нарушены жилищные права Погадаевой А.В., в защиту интересов которой прокурор обращается в суд. В судебном заседании помощник прокурора Мокроусовского района Курганской области Погадаев С.А. на заявленных требованиях настаивал в полном объеме, просил удовлетворить требования, подтвердив обстоятельства, изложенные в заявлении и пояснил, что проверка по заявлению Погадаевой А.В. жилищной комиссией проведена неполно, не установлены все значимые для решения вопроса обстоятельства и само решение не соответствует требованиям законодательства, то есть в нем отсутствуют указания на нормы ЖК РФ и основания отказа в постановке на учет. Погадаева А.В. в судебное заседание не явилась, будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства, представив заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие, на заявленном прокурором требовании настаивает (л.д.90). Представитель Адрес ФИО1 в судебном заседании заявленные требования признал в полном объеме и пояснил, что проверка по заявлению Погадаевой А.В. проведена неполно и в решении отсутствует указание на основание отказа в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. В настоящее время заместитель Адрес ФИО4, являвшийся председателем комиссии при Адрес уволен, новый председатель комиссии еще не назначен. Заслушав участвующих лиц, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст.13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В соответствии с ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В соответствии с ч. 1 ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. В соответствии с п. 6 Постановления Пленума Верховного суда РФ №6 Высшего Арбитражного суда РФ №8 от 1.07.1996 «О некоторых вопросах связанных с применением части первой ГК РФ» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием. В соответствии со ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. В соответствии с ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). Суд приходит к выводу, что заявленных требования подлежат разрешению по порядке производства главы 25 ГПК РФ. В соответствии с ч.ч. 2,3,5,7 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации. В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. В соответствии с ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок. В соответствии с ч.4 ст. 52 ЖК РФ с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Из материалов дела следует, что Погадаева А.В. Дата обратилась в Адрес с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, указав, что проживает в семье дочери, проживают 4 человека (л.д.39,40). С заявлением приложены следующие документы: паспорта, удостоверение, справка комитета по управлению муниципальным имуществом об использовании Погадаевой А.В. права на приватизацию жилого помещения по адресу: Адрес, свидетельство о регистрации права собственности ФИО3 на жилой дом по адресу: Адрес, выписки из Единого госреестра прав на недвижимое имущество на ФИО3, ФИО5, ФИО6, Погадаеву А.В., справка о неимении недвижимого имущества, справка о составе семьи, справка о размере получаемой пенсии (л.д.41-53). Погадаева А.В. раннее являлась собственником квартиры Адрес., право собственности на которую зарегистрировано за ФИО7 Дата (л.д.8,59,80). Иных жилых помещений на момент обращения в администрацию сельсовета Погадаева А.В. в собственности не имела и не имеет в настоящее время (л.д.9). ФИО3, являющаяся дочерью Погадаевой А.В. (л.д.62,64) имеет в собственности жилой дом, расположенный по адресу: Адрес и комнату в Адрес (л.д.11,13). В соответствии с информацией Адрес Адрес, Погадаева А.В. проживает и с Дата зарегистрирована по адресу: Адрес по заявлению собственника – ее дочери ФИО3, просившей зарегистрировать в доме свою мать (л.д.4,66,67,68). В указанном жилом помещении проживают: Погадаева А.В., ФИО3, ФИО5, ФИО6 (л.д.10,84-85,86-87). В соответствии с ч.ч. 4-5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. В соответствии с ч.5 ст. 50 ЖК учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Решением Адрес от Дата № установлена учетная норма в размере 15 кв.м. (л.д.72,73). В соответствии с ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Свидетель ФИО3 в судебном заседании показала, что ее мать Погадаева А.В. была вселена в ее дом в Дата в связи с состоянием ее здоровья, так как не могла самостоятельно за собою ухаживать. Принадлежавший матери дом, та продала в Дата так как не могла за ним ухаживать и проживать одна по состоянию здоровья. Дом, в котором проживает Погадаева А.В. в настоящее время не является ветхим, аварийным, отвечает установленным для жилых помещений требованиям, но не благоустроен в полном объеме. Кроме того, ее муж-ФИО5 страдает заболеванием и в связи с его поведением невозможно совместное проживание с ним. Заседание комиссии проведено и решение по результатам рассмотрения заявления Погадаевой А.В. принято с соблюдением процедуры, установленной Положением о Комиссии (л.д.12,16). В то же время, в соответствии с п. 2 протокола № заседания жилищно-бытовой комиссии от Дата при рассмотрении заявления Погадаевой А.В. было установлено, что она, являясь вдовой участника ВОВ, проживает в семье дочери (4 человека). Жилой дом принадлежит дочери – ФИО3, общая площадь дома составляет ... Кроме этого дома в собственности дочери имеется комната в Адрес. Решили: отказать, нет оснований для постановки на учет (решение принято большинством голосов) (л.д.14). Уведомлением от Дата № Адрес сообщено Погадаевой А.В. о том, что решением жилищно-бытовой комиссии Адрес от Дата она не принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, так как у нее не имеется оснований для постановки на учет (л.д.10). В силу ч. 2 ст. 54 ЖК РФ решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Из данной нормы следует, что ссылка на норму права должна быть приведена в составе обоснования такого отказа, что не исключает необходимость мотивировать такой отказ с учетом конкретных обстоятельств, обосновывая правомерность отказа в принятии на учет. Принятое Комиссией Дата решение об отказе в постановке Погадаевой А.В. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не содержит мотивов принятого решения и указания на конкретные нормы ЖК РФ предусматривающие возможность такого отказа и доводы заявления о немотивированном отказе в постановке истца на учет принимаются судом. Вследствие изложенного, суд приходит к выводу о недостаточной мотивированности оспариваемого решения, учитывая отсутствие в нем каких-либо выводов о том, какое именно нарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, допущено Погадаевой А.В. и в чем именно оно заключаются. Поскольку указанным решением нарушаются жилищные права Погадаевой А.В., суд приходит к выводу, что решение об отказе Погадаевой А.В. в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении является незаконным. В соответствии с ч. 1-3 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Решение суда направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, решения, действия (бездействие) которых были оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу. В суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения. Решение исполняется по правилам, указанным в части второй статьи 206 настоящего Кодекса. При этом в соответствии с п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №2 от 10.02.2009 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. Принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований. Так, установив, что письменное обращение, поступившее должностному лицу, не рассмотрено в течение предусмотренного частью 1 статьи 12 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" срока, суду следует признать бездействие этого должностного лица незаконным и обязать его рассмотреть обращение заявителя в установленный судом срок, не предрешая существа решения, которое должно быть принято. При удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать на признание незаконным решения (ненормативного правового акта, решения о возложении на заявителя обязанности или решения о привлечении заявителя к ответственности) и в необходимых случаях на принятие в установленный судом срок мер для восстановления в полном объеме нарушенных прав и свобод заявителя или устранения препятствий к их осуществлению. Учитывая пределы заявленных прокурором требований суд не обсуждает вопрос о наличии оснований для постановки Погадаевой А.В. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Таким образом, на Адрес возлагается обязанность в течении одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Погадаевой А.В. и принять по нему решение, соответствующее действующему законодательству. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.256,257,258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление прокурора Мокроусовского района Курганской области удовлетворить. Признать незаконным решение № от Дата Комиссии по жилищным вопросам при Адрес об отказе в постановке Погадаевой ФИО2 на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Обязать Адрес в течении одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу рассмотреть на Комиссии по жилищным вопросам заявление Погадаевой ФИО2 о признании нуждающейся в жилом помещении. Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд через Мокроусовский районный суд Курганской области в течение одного месяца со дня его вынесения. Председательствующий судья Э.М.Фатхуллин