Дело № 2-127\2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации с.Мокроусово 13 июля 2012 года Мокроусовский районный суд Курганской области в составе: председательствующего судьи Евдокимовой Н.В., при секретаре Квашниной К.В., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дубровиной ФИО1 к Государственному учреждению – Отделу пенсионного фонда РФ в Мокроусовском районе Курганской области, о зачете периодов работы в специальный стаж дающий право на досрочное назначение пенсии, У С Т А Н О В И Л: Дубровина А.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Отделу пенсионного фонда РФ в Мокроусовском районе Курганской области (далее ГУ ОПФ РФ в Мокроусовском районе)о зачете периодов работы в специальный трудовой стаж. В обоснование своих требований указала, что Дата она обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Коллегиальным решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от Дата ей было отказано в назначении данной пенсии, так как из ее трудового стажа был исключен период ее работы с Дата по Дата в должности заведующей Адрес медпунктом, так как наименование должности не соответствует Списку утвержденному Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года и Списку, утвержденному Постановлением Правительства РФ 3781 от 29.10.2002 года. Считает, что указанный период исключен из стажа необоснованно так как работая в указанной должности она занималась именно лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения сельского населенного пункта, так как в штате медпункта кроме неё и санитарки других должностей не было. В её обязанности входил весь комплекс действий медицинского работника, направленных на проведение лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. После преобразования медпункта в фельдшерско-акушерский пункт её обязанности не изменились. Поэтому она просит обязать ответчика включить в стаж дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с врачебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, исключенный период работы с Дата по Дата в должности заведующей Адрес медпунктом, а также назначить трудовую пенсию со дня обращения в ГУ ОПФ РФ в Мокроусовском районе Курганской области с заявлением, т.е. с Дата. В судебном заседании Дубровина А.А. поддержала свои исковые требования в полном объеме и пояснила, что в спорный период она работала фельдшером и заведующей в одном лице в сельском Адрес фельдшерско-акушерском пункте, выполняла должностные обязанности фельдшера. Штатное расписание не предусматривало других должностей медицинских работников, кроме санитарки, которая была в ее подчинении. Поэтому на нее были возложены еще организационные и хозяйственные функции, получала за это доплату к заработной плате, по приказам она значилась как заведующая медпунктом. Она также находилась с Дата по Дата и с Дата по Дата в отпуске по беременности и родам; с Дата по Дата; с Дата по Дата в отпусках по уходу за детьми до достижения ими возраста полутора лет. Данные периоды она также просит зачесть в стаж в льготном исчислении из расчета 1:1,3. Представитель ответчика ФИО2 с исковыми требованиями не согласилась, указав, что спорный период трудовой деятельности Дубровиной А.А. не может быть зачтен в стаж на соответствующих видах работ, так как должность заведующего фельдшерским пунктом, фельдшерско-акушерским пунктом, медпунктом не предусмотрена Списками, утвержденными постановлениями Правительства РСФСР от 6.09.1991 года № 464, Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066, от 29.10.2002 года № 781. Зачет стажа в льготном исчислении после 01.11.1999 года законом не предусмотрен. Представитель третьего лица Государственного бюджетного учреждения «Мокроусовская центральная районная больница» в судебное заседание не явился. В письменном отзыве на иск ГБУ «Мокроусовская центральная районная больница» не возражали против заявленных требований. Исследовав материалы дела, заслушав объяснения сторон, показания свидетелей, суд приходит к следующему. Из материалов дела усматривается, что Дата истица Дубровина А.А. обратилась в ГУ ОПФ РФ в Мокроусовском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от Дата в назначении досрочной трудовой пенсии по старости было отказано, из специального стажа Дубровиной А.А. исключены периоды работы с Дата по Дата в должности заведующей Адрес медпунктом, с Дата по Дата - отпуск без сохранения заработной платы. Ответчиком включены в специальный стаж периоды работы истца общей продолжительностью .... В соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии, при необходимости утверждаются Правительством РФ. Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования. Таким образом, при оценке пенсионных прав работников здравоохранения в период до 01.11.1999 года может быть применено постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464, в период с 01.11.1999 года по 11.11.2002 года постановление Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066 и постановление Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года. Как видно из трудовой книжки истицы, она работала в Адрес: с Дата по Дата в должности заведующей Адрес медпунктом, с Дата по настоящее время – заведующей фельдшерско-акушерским пунктом – фельдшер. Период работы Дубровиной А.А. в должности фельдшера Дата по Дата; с Дата по Дата включены ответчиком в специальный стаж истицы в добровольном порядке из расчета 1 год работы за 1 год. Периоды работы с Дата по Дата исключен из специального стажа, т.к. должность заведующей медпунктом не предусмотрена Списком № 1066 и Списком №781, а период с Дата по Дата исключен из специального стажа истицы в связи с нахождением истицы в отпуске без сохранения заработной платы. Истицей не оспаривается период с Дата по Дата. В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 6.09.1991 года № 464 и Списком профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет (утвержденным названным Постановлением) в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). При этом в Списке указаны врачи и средний медицинский персонал лечебно-профилактических учреждений независимо от наименования должности. Должность заведующего медпунктом, фельдшерским пунктом, фельдшерско-акушерским пунктом, медицинской сестры в периоды работы Дубровиной А.А. относилась к среднему медицинскому персоналу. Такой вывод можно сделать, в частности, из анализа Штатных нормативов медицинского персонала и работников кухонь центральных районных и районных центральных больниц сельских районов, городских больниц и поликлиник (амбулаторий) городов и поселков городского типа (рабочих, курортных и городских) с численностью населения до 25 тысяч человек, утвержденных приказом Минздрава СССР от 26.09.1978 года № 900, (приложение №4). Руководствуясь данными Штатными нормативами, суд приходит к выводу о том, что работа в должности, поименованной как заведующий медпунктом, заведующий фельдшерским пунктом, заведующий фельдшерско-акушерским пунктом должна засчитываться в специальный стаж для назначения пенсии на льготных условиях (за выслугу лет). Ранее действовавшее законодательство (до 1 ноября 1999 года) не предъявляло требований к наименованию должности работника здравоохранения, работа в которой давала право на назначение пенсии за выслугу лет. Кроме того, согласно п. 3 постановления Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066 «Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» в выслугу, дающую право на указанную пенсию, допускается зачет периодов работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6.09.1991 года № 464, то есть без предъявления требований к наименованию должности. Согласно пункту 1 указанного Постановления право на досрочную пенсию имели врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности, В наименовании должностей, предусмотренных в Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066, указаны должности среднего медицинского персонала: заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (или фельдшер, или медицинская сестра), фельдшерским здравпунктом - фельдшер, медицинским пунктом - медицинская сестра (или фельдшер); фельдшер. Согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, в специальный стаж подлежит включению работа среднего медицинского персонала в должностях: заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, медицинская сестра), фельдшерским здравпунктом - фельдшер (медицинская сестра), медицинским пунктом - медицинская сестра (фельдшер); фельдшер. Допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО3 и ФИО4 пояснили, что в спорный период времени в штате фельдшерско-акушерского пункта был лишь один медицинский работник. Истица выполняла все обязанности фельдшера в течение полного рабочего дня, а при необходимости в случаях, не терпящих отлагательства, и за его пределами, но поскольку ей приходилось выполнять организационно-хозяйственные функции, то она числилась как заведующая ФАП, фактически должностные обязанности оставались неизменными. В периоды с Дата по Дата и с примерно с Дата по Дата Дубровина находилась в отпусках по беременности и родам и по уходу за детьми до достижения ими возраста полутора лет. Показания свидетелей согласуются с представленными в материалах дела штатными расписаниями, должностными обязанностями истцы, справками о ее заработной плате, журналом выдачи больничных листов за период с Дата по Дата и другими документами. Дубровина А.А. имеет специальность «фельдшер», что подтверждено копией ее диплома (л.д.24). Как видно из копии удостоверений № от Дата, № от Дата, в Дата, в Дата истица прошла обучение на курсах повышения квалификации по специальности «лечебное дело», специализация «охрана здоровья сельского населения». При решении вопроса о зачете указанного стажа работы истицы для назначения пенсии за выслугу лет суд учитывает, что Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» допускает сохранение и конвертацию (преобразование) ранее приобретенных прав по пенсионному обеспечению, о чем свидетельствует включение в Закон Главы VI. Так, пунктом 9 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года, которая производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом, но не позднее 1 января 2013 года. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях - заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Отказ в учете ранее приобретенных гражданином пенсионных прав, то есть в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 6.09.1991 года № 464 до введения нового правового регулирования, недопустим. В соответствии с подпунктом "а" п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, в соответствии с подпунктом 20 п. 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца. Судом установлено, что Дубровина А.А. осуществляла лечебную деятельность только в сельской местности и не имела смешанного стажа работы. При исчислении стажа работы, дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения подлежит применению законодательство, действовавшее на время выполнения указанной работы. При назначении пенсии до 1 ноября 1999 года стаж медицинской работы в сельской местности исчислялся в льготном порядке: один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался за один год и 3 месяца, независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе (пункт 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет"). При назначении пенсии после 1 ноября 1999 года льготное исчисление специального стажа работы медицинских работников может применяться только при смешанном стаже, то есть если работа протекала как в городе, так и в сельской местности (поселке городского типа). Если же работа протекала только в сельской местности, то к исчислению такого стажа льготный порядок не применяется (пункт 2 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения"). В связи с этим требования истицы о зачете в ее специальный стаж периодов работы после 1 ноября 1999 года также в льготном исчислении являются необоснованными и не подлежат удовлетворению. Период работы истицы с Дата по Дата подлежит включению в специальный стаж в календарном исчислении. Как видно из материалов дела, в периоды с Дата по Дата; с Дата по Дата Дубровина А.А. находилась в отпуске по беременности и родам. Данное подтверждается копиями лицевых счетов о начислении заработной платы и показаниями свидетелей. В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 5), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами, при этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. По трудовому законодательству отпуск по беременности и родам не относится к ежегодным оплачиваемым отпускам. Основанием для его предоставления служит медицинское заключение о временной нетрудоспособности, а оплачивается он через пособие по государственному социальному страхованию в виде пособия по беременности и родам. Учитывая изложенное, период нахождения Дубровиной А.А. в отпуске по беременности и родам следует рассматривать как период получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности и включать его в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации необходимо из расчета 1:1. Согласно ст. 167 КЗоТ РСФСР (в редакции, действовавшей до 06.10.1992 года) отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывался в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности. Законом РФ от 25.09.1992 года №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», вступившим в силу с 06.10.1992 года, ст. 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции, в соответствии с которой отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности (кроме случаев назначения пенсии на льготных условиях). Согласно ч. 1 ст. 4 Гражданского кодекса РФ, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действиях, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Кроме того, согласно п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», при разрешении споров, возникших в связи с не включением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости. Как видно из материалов дела, в периоды с Дата по Дата; с Дата по Дата Дубровина А.А. находилась в отпусках по уходу за детьми до достижения ими возраста полутора лет. Данные периоды времени имели место до вступления в силу названного выше Закона РФ от 25.09.1992 года N 3543-1. Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, тем самым отмена для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимы с требованиями, вытекающими из ст. 18 Конституции РФ, предусматривающей права и свободы человека гражданина непосредственно действующими. Они (права и свободы определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Как указано в Определении Конституционного Суда РФ №320-О от 05.11.2002 года внесение законодателем изменений в условия приобретения права на получение каких-либо льгот, касающихся граждан, уже выполнивших ранее установленные требования и исходя из них, до вступления в силу нового регулирования, совершивших юридически значимые действия, по существу означает отказ государства от выполнения в конкретных правоотношениях своих публично-правовых обязательств возникших из ранее действующего регулирования и состоявшихся правоприменительных актов, что не только подрывает доверие к действиям государства, к закону, но и приводит к нарушению конституционного принципа равенства, поскольку в этом случае не обеспечиваются равные условия реализации гражданами приобретенного ими права. Учитывая, что статьи 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 5 (часть 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, весь период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости. Таким образом, периоды с Дата по Дата; с Дата по Дата нахождения Дубровиной А.А. в отпуске по беременности и родам, периоды с Дата по Дата; с Дата по Дата нахождения Дубровиной А.А. в отпусках по уходу за детьми до достижения ими возраста полутора лет, подлежат включению в стаж в календарном исчислении 1 год работы за 1 год; период работы Дубровиной А.А. с Дата по Дата, с Дата по Дата – заведующей Адрес медпунктом подлежат включению в стаж из расчета 1 год за 1 год и 3 месяца; период с Дата по Дата подлежат включению в стаж в календарном исчислении. В соответствии со ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных п.4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии). На дату обращения истицы за назначением пенсии Дата ее специальный трудовой стаж, с учетом указанных периодов работы, составлял ... т.е. у Дубровиной А.А., в соответствии с законом, не возникло право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Поэтому суд удовлетворяет заявленные исковые требования частично. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд, Р Е Ш И Л: Обязать Государственное учреждение – Отдел пенсионного фонда РФ в Мокроусовском районе Курганской области, включить Дубровиной ФИО1 в специальный стаж, дающий право на трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, периоды её нахождения с Дата по Дата; с Дата по Дата в отпуске по беременности и родам; с Дата по Дата; с Дата по Дата в отпусках по уходу за детьми до достижения ими возраста полутора лет в календарном порядке; период работы Дубровиной А.А. с Дата по Дата, с Дата по Дата – заведующей Адрес медпунктом из расчета один год работы за один год и 3 месяца; период работы Дубровиной А.А. с Дата по Дата – заведующей Адрес медпунктом в календарном исчислении. В иске Дубровиной ФИО1 к Государственное учреждение – Отдел пенсионного фонда РФ в Мокроусовском районе Курганской области о возложении обязанности на Государственное учреждение – Отдел пенсионного фонда РФ в Мокроусовском районе Курганской области в назначении пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья с Дата, отказать. Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд путем подачи жалобы через Мокроусовский районный суд Курганской области в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме. Судья -