Уголовное дело №1-152/10 г. (132193/10 г.)
ПРИГОВОР
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Можайск 2 августа 2010 года
Судья Можайского городского суда Московской области Букин С.А., с участием государственного обвинителя помощника Можайского городского прокурора Ивановой Е.И., подсудимого Иванова Н.Н., защитника - адвоката Можайского филиала МОКА Клочковой Л.С., представившей удостоверение №1407 и ордер №099960, потерпевшей С.Е.П., при секретаре Крестовском Е.В., рассмотрев материалы уголовного дела в отношении:
ИВАНОВА Н.Н.,
<данные изъяты>, ранее не судимого, под стражей по делу не содержавшегося,
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.264 УК РФ,
установил:
Иванов Н.Н., управляя автомобилем, нарушил правила дорожного движения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, - при следующих обстоятельствах:
11.09.2009 г., около 23 часов 00 минут Иванов Н.Н., управляя технически исправным автомобилем В регистрационный знак №, принадлежащим ему лично двигался по 102 км.+710 м. Минского шоссе Можайского муниципального района Московской области со стороны г. Минска в направлении д. Отяково Можайского района Московской области.
При этом Иванов Н.Н., нарушил требования пункта 1.3 и 1.5Правил дорожного движения РФ, не выполнив относящиеся к нему требования Правил дорожного движения РФ и не действуя таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.
Одновременно, в нарушение требований пункта 13.12 Правил дорожного движения РФ,обязывающего водителя при повороте налево или развороте уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо, Иванов не уступил дорогу мотоциклу Я гос. номер № под управлением Л.А.А., двигающемуся по равнозначной дороге со встречного направления прямо, в направлении г. Минска, самонадеянно полагая возможным безопасно осуществить маневр поворота налево и не контролируя в полной мере движение управляемого им автомобиля. По этой причине на участке указанной автодороги мотоцикл Я гос. номер № под управлением Л.А.А. столкнулся с автомобилем В регистрационный знак № под управлением Иванова Н.Н.
В результате возникшего из-за действий Иванова Н.Н. дорожно-транспортного происшествия здоровью пассажирке мотоцикла Я гос. номер № С.Е.П. был причинен опасный для жизни тяжкийвред здоровью.
ДОКАЗАТЕЛЬСТВА,ИХ ОЦЕНКА; КВАЛИФИКАЦИЯ СОДЕЯННОГО.
Подсудимый Иванов Н.Н.виновным себя в судебном заседании признал полностью, однако от дачи каких-либо показаний отказался.
Между тем, допрошенный с участием защитника в ходе предварительного расследования, Иванов Н.Н., также признавая себя полностью виновным, показал, что 11.09.2009 г. около 23 час.00 мин. он (Иванов) в качестве водителя на принадлежащем ему лично, технически исправном автомобиле В № двигался со стороны г. Минска в направлении г. Москвы, с включенными осветительными приборами, с ближним светом фар. Видимость с рабочего места водителя составляла около 100 м. Проезжая в районе 102 км. Минского шоссе Можайского района ему (Иванову) необходимо было повернуть налево в направлении д. Отяково Можайского района, в связи с чем он (Иванов) заблаговременно занял на проезжей части крайнее левое положение и включил указатель поворота соответствующего направления. Убедившись в том, что движущийся во встречном ему (Иванову) направлении транспорт находится далеко и он (Иванов) успевает совершить безопасно маневр левого поворота он (Иванов) не останавливаясь стал совершать маневр поворота, двигаясь со скоростью около 30-35 км/ч. Во время маневра, когда его (Иванова) автомобиль находился на левой полосе движения Минского направления он (Иванов) почувствовал сильный удар, который пришелся в заднее правое колесо его (Иванова) автомобиля. В результате удара автомобиль В развернуло, вылетело заднее стекло. Первоначально, что произошло он (Иванов) не понял, т.к. во время совершения маневра левого поворота никаких движущихся во встречном ему (Иванову) направлении транспортных средств не видел. Выйдя из машины он (Иванов) увидел, что заднее правое колесо его автомобиля вырвано, срезана полуось. Впереди метров за 10-20 на проезжей части в направлении г. Минска лежал мотоцикл. Со слов очевидца происшествия он (Иванов) понял, что произошло ДТП, водитель мотоцикла который двигался в направлении г. Минска совершил столкновение с его (Иванова) автомобилем во время совершения им (Ивановым) маневра. Ему (Иванову) стало плохо и что происходило дальше на проезжей части он (Иванов) не видел, находился всегда возле своего автомобиля. В результате ДТП водителя мотоцикла и его пассажирку с телесными повреждениями доставили в Можайскую ЦРБ (л.д. 137-140).
Виновность подсудимого Иванова Н.Н. подтверждается также следующими доказательствами:
Потерпевшая С.Е.П. показала, что 11.09.2009 г. она (С) и Л.А.А. вечером, когда было темно поехали из Москвы в п. Уваровка на мотоцикле. Обстоятельств столкновения она (С) не помнит, очнулась только в реанимации. На ней (С) и Л.А.А., который управлял мотоциклом были шлемы. Л.А.А. от управления мотоциклом никто не отвлекал и он был трезв. Дорога была сухой. С какой скоростью двигались она (С) не помнит. О том, что она (С) попала в аварию она узнала в реанимации от мамы. Мама и Л.А.А. рассказали ей (С), что в них врезались и она (С) упала с мотоцикла. Она (С) пробыла в больнице около месяца. Само движение по дороге и момент столкновения она (С) не помнит. До аварии с мотоциклом проблем не было.
Допрошенный в качестве свидетеля Л.А.А. показал, что 11.09.2009 г. около 23 часов он (Л) и С.Е.П. двигались на мотоцикле Я по крайней левой полосе по трассе Москва-Минск в сторону п. Уваровка. Он (Л) управлял мотоциклом. Впереди в попутном направлении транспорта не было, были встречные машины. На улице было темно, сухо. Он (Л) двигался с включённым ближним светом фар со скоростью 70 км/ч. На 102 км. Минского шоссе внезапно перед ними появился бок автомобиля В и не успев затормозить они врезались в эту машину. Его (Л) выбросило с мотоцикла на встречную полосу. Потом он (Л) услышал визг тормозов и побежал на него, где стоял автомобиль Б, под которым лежала С.Е.П., так же упавшая с мотоцикла при столкновении с автомобилем. Он (Л) с другими мужчинами приподняли БМВ и вытащили оттуда С.Е.П.. Она была в шлеме, на ней были травмы. Водителя автомобиля В он (Л) не видел. В стоял на шоссе. Соколова была доставлена в Можайскую ЦРБ, а потом Московскую больницу, где С.Е.П. очнулась примерно через 10-11 дней. Он (Л) рассказал ей (С) о случившемся. Они врезались в заднее правое колесо автомобиля В. Как автомобиль Б наехал на С.Е.П. он (Л) не видел. Водитель Б сказал, что двигавшаяся впереди него машина резко ушла в сторону. Столкновение мотоцикла и В произошло на полосе его (Л) движения. Были ли на автомобиле В включены указатели поворота непосредственно перед столкновением он (Л) не видел.
Свидетель Ф.В.А. показал, что 11.09.2009 г. он (Ф) ехал на автомобиле Б по шоссе Москва-Минск. Асфальт был сухой, на улице было темно. На 102 км. автодороги, около 23 часов он (Ф) заметил автомобиль Ф с включенной аварийной сигнализацией. Рядом стоял автомобиль В. Потом он (Ф) увидел лежащий мотоцикл и понял, что произошло ДТП. Он (Ф) двигался по крайней левой полосе со скоростью 60 км/ч. с включённым ближним светом фар. Впереди в 2-3-ех метрах ехал автомобиль Ф, который резко затормозил и ушёл вправо. После этого он (Ф) увидел препятствие перед своей машиной, сразу предпринял меры экстренного торможения, но наезда избежать не удалось. Остановившись он (Ф) включил аварийную сигнализацию, а выйдя увидел под своей машиной человека. Потом он (Ф) остановил попутные машины, с другими мужчинами поднял автомобиль Б из под которого извлекли человека. Он (Ф) увидел лежащего на дороге человека примерно за метр до своей машины. Голова человека была направлена в сторону Смоленска. Около 10-м. он (Ф) протащил человека под своей машиной. Скорость перед столкновением была около 40 км/ч. На проезжей части он (Ф) видел осколки, разбросанные по дороге. Удар в момент наезда на человека он (Ф) не почувствовал. Перед тем, как увидел человека, лежащего на дороге, он (Ф) увидел на дороге предметы, свидетельствующие о ДТП и сразу снизил скорость до 40 км/ч.
Свидетель Б.В.Л. показал, что 11.09.2009 г. в темное время суток он (Б) двигался на автомобиле Ф со стороны г. Можайска к Минскому шоссе. На 102 км. стал на перекресте, пропуская транспорт. Когда в потоке появился небольшой промежуток водитель В не останавливаясь, сразу повернул налево и в этот момент произошёл удар, полетели стёкла. Автомобиль В снесло на обочину, мотоцикл отлетел на правую полосу. Он (Б) подошёл к водителю автомобиля В и сказал что произошло. Водитель В сказал, что ничего не видел. К водителю мотоцикла он (Б) не подходил. Примерно через 15-20 секунд после ДТП на перекрёстке появились две машины, которые двигались по крайней левой полосе в сторону Минска, рядом друг с другом. Они резко остановились и включили аварийную сигнализацию. Одна из этих машин резко ушла вправо и остановилась, вторая тоже остановилась. К этим машинам он (Б) не подходил. Как произошёл наезд на потерпевшую он (Б) не видел.
В ходе предварительного расследования Балабин В.Л. показал, что 11.09.2009 года около 23 час.00 мин. он (Б) в качестве водителя на принадлежащем ему лично, технически исправном автомобиле Ф № двигался со стороны д. Отяково Можайского района в направлении г. Москвы. Осуществляя движение по второстепенной дороге и подъехав к нерегулируемому перекрестку, неравнозначных дорог, расположенному в районе 102 км. Минского шоссе Можайского района ему (Б) нужно было совершить маневр левого поворота в направлении г. Москвы. Перед выездом на главную дорогу он (Б) остановился, чтобы убедиться, что отсутствует движущийся по главной дороге транспорт. Остановившись он (Б) посмотрел по сторонам, где увидел, что как со стороны г. Москвы, так и со стороны г. Минска по главной дороги движется транспорт, движение транспорта в направлении г. Минска было достаточно оживленным. В это время он (Б) увидел, что со стороны <адрес> образовался небольшой разрыв в потоке, лишь двигалось одно транспортное средство с включенным светом одной фары, как в дальнейшем выяснилось данным транспортным средством был мотоцикл Я. С какой скоростью двигался мотоцикл Я он (Б) сказать не может, т.к. в темное время суток определить не смог. Со стороны г. Минска в это время к нерегулируемому перекрестку подъезжал автомобиль В. Водитель В, подъехав к нерегулируемому перекрестку, включил указатель поворота в направлении д. Отяково, снизил скорость и не останавливаясь стал совершать маневр левого поворота в направлении д. Отяково. Хотя яркий свет фары движущегося со стороны г. Москвы мотоцикла было видно отчетливо. Совершая маневр левого поворота водитель автомобиля В не уступил дорогу транспортному средству движущемуся во встречном направлении, в результате чего водитель мотоцикла Я совершил столкновение в район заднего правого колеса автомобиля В. Столкновение транспортных средств произошло в районе нерегулируемого перекрестка, на левой полосе Минского направления. В результате автомобиль В развернуло вокруг своей оси и отбросило в сторону. Увидев, что произошло ДТП и могут быть пострадавшие он (Б) включил аварийную сигнализацию и остался стоять на месте. Буквально через 10-15 секунд после случившегося ДТП он (Б) находясь в машине увидел, как со стороны г. Москвы в направлении г. Минска друг за другом со скоростью около 90 км/ч. движутся два автомобиля. Первый автомобиль резко стал тормозить и повернул вправо, водитель включил аварийную сигнализацию. Также резко за первой машиной стал тормозить и водитель второй машины. Что происходило и почему машины тормозили он (Б) не понимал. Выйдя из машины он (Б) подошел к водителю автомобиля В, который находился в шоке и по обстоятельствам происшествия ничего не пояснял. Со слов присутствующих незнакомых ему (Б) людей на месте происшествия он узнал, что мотоциклист ехал с пассажиркой и что на пассажирку был совершен наезд легкового автомобиля (л.д.80-82).
Балабин В.Л. подтвердил свои показания, данные на предварительном следствии и оглашенные в судебном заседании.
Допрошенный в ходе предварительного следствия свидетель Х.О.В. показал, что 11.09.2009 года около 23 час.00 мин. он (Х) в качестве водителя на принадлежащей ему лично, технически исправном автомобиле Ф № двигался со скоростью около 80-100 км/ч. со стороны г. Москвы в направлении г. Минска с включенными осветительными приборами, с ближним светом фар. Видимость с рабочего места водителя составляла около 30 м. В районе 102 км. Минского шоссе Можайского района он (Х) ехал в левом ряду Минского направления. Там он (Х) обратил внимание на предупреждающий дорожный знак «Ограничение скорости 70 км/час» и снизил скорость до 70 км/ч. Не доезжая до нерегулируемого перекрестка, неравнозначных дорог, где имеется поворот направо в направлении д. Отяково около 30-40 м. он (Х) увидел, что в районе указанного выше перекрестка произошло ДТП, т.к. у стоявших транспортных средств были включены аварийный сигналы, в связи с чем он (Х) сбросил скорость примерно до 60 км/час и продолжил движение в левом ряду. В районе нерегулируемого перекрестка, на правой полосе Минского направления он (Х) увидел лежавший на проезжей части, с механическими повреждениями мотоцикл, рядом с мотоциклом никаких людей не было. Проехав незначительное расстояние, не более 50 м. он (Х) в свете фар своего автомобиля, на левой полосе обнаружил неопознанный темный предмет, как в дальнейшем выяснилось им оказался пассажир мотоцикла, девушка, которая лежала на спине, головой в направлении г. Минска. Обнаружение на проезжей части лежавшего пешехода, в темной одежде было для него (Х) неожиданностью и в целях предотвращения наезда он (Х) резко вывернул руль вправо и объехав пешехода сразу же остановился на правой обочине. Не более чем через 10 секунд он (Х) услышал визг тормозов и повернувшись увидел, как автомобиль Б, двигавшийся сзади него в попутном с ним направлении совершил наезд на лежавшую на проезжей части девушку и протащил последнею по асфальтированному покрытию около 10 м. В дальнейшем он (Х) вместе с водителем Б, другими незнакомыми ему лицами приподняли переднею часть Б, откатили её назад и до приезда сотрудников скорой помощи пострадавшую девушку, которая была без сознания не трогали (л.д.83-85).
Кроме того, виновность подсудимого Иванова Н.Н. подтверждается и исследованными в судебном заседании материалами дела: - рапортом работника милиции о дорожно-транспортном происшествии (л.д.9); - справкой по дорожно-транспортному происшествию (л.д.10); - протоколом осмотра места ДТП, схемой и фототаблицей, в которых отражено, что автомобиль В регистрационный знак № и мотоцикл Я гос. номер №, в 23 час 35 мин. 11.09.2009 г. обнаружены со значительными повреждениями на участке 102 км + 710 м. Минского шоссе (л.д.11-17); - протоколами осмотра транспортных средств, участвовавших в ДТП (л.д.18-23); - протокол осмотра места происшествия, в ходе которого с участием судебно-медицинского эксперта была осмотрена автомашина Б № (л.д.100-101); - заключением судебно-медицинского эксперта о том, что потерпевшей С, в результате дорожно-транспортного происшествия 11.09.2009 г. в результате первичного соударения потерпевшей о дорожное покрытие с последующим продвижением по нему были причинены: - закрытая черепно-мозговая травма: ушиб головного мозга средней степени тяжести; - тупая травма костей таза: перелом крыла правой подвздошной кости (краевой), перелом горизонтальной ветви лонной кости слева, перелом тела левой лонной кости, перелом ветви левой седалищной кости, перелом правой боковой массы крестца; - краевой перелом наружной лодыжки слева, закрытый перелом левой ключицы; - гематома левой большой половой губы; - множественные ссадины тела, которые по признаку опасности для жизни (множественные переломы костей таза, ушиб головного мозга) квалифицируются как причинившие Тяжкий вред здоровью. Рваная же рана нижней челюсти слева, влекущая за собой расстройство здоровья на срок до 21 дня, оценивающаяся, как причинившая легкий вред здоровью могла быть причинена при наезде транспортного средства на потерпевшую, находившуюся в момент наезда в горизонтальном положении, на спине (л.д.96-99).
Анализируя совокупность приведенных доказательств, суд находит доказанной вину подсудимого Иванова Н.Н. в нарушении правил дорожного движения, что повлекло по неосторожности вредные последствия: - управляя автомобилем, подсудимый нарушил требования п.1.3, 1.5, 13.12 Правил дорожного движения РФ, в результате чего произошло дорожно-транспортное происшествие, при котором была тяжело травмирована потерпевшая Соколова Е.П., здоровью которого был причинен опасный для жизни тяжкий вред.
Действия подсудимого Иванова Н.Н. правильно квалифицированы органом предварительного следствия по ч.1 ст.264УК РФ.
О НАКАЗАНИИ:
При назначении Иванову Н.Н. наказания суд учитывает конкретные обстоятельства, характер и степень общественной опасности содеянного подсудимым, данные о его личности, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.
Как обстоятельства, смягчающие ответственность подсудимого Иванова Н.Н., суд учитывает совершение им преступления впервые, признание вины.
Обстоятельств, отягчающих ответственность подсудимого, суд не находит.
Судом изучались данные о личности подсудимого, который по месту жительства характеризуется удовлетворительно (л.д.124), по прежнему месту работы положительно (л.д.125), не судим (л.д.128-129),на учете у психиатра и нарколога не состоит (л.д.126-127).
Учитывая конкретные обстоятельства, характер и степень общественной опасности содеянного подсудимым, суд считает необходимым назначить ему наказание только в виде лишения свободы, поскольку менее строгий вид наказания из числа предусмотренных за совершенные преступления не сможет обеспечить достижение целей наказания, считая при этом обязательным назначение Иванову Н.Н. и дополнительного наказания в виде лишения его специального права.
Однако обстоятельства, смягчающие ответственность подсудимого, суд учитывает при определении ему конкретного размера избираемого наказания.
Учитывая же, в целом, положительные данные о личности подсудимого, отсутствие обстоятельств отягчающих наказание Иванова Н.Н., а также позицию потерпевшего о мере его (подсудимого) ответственности, суд считает возможным исправление и перевоспитание Иванова Н.Н. без реальной изоляции от общества, но в условиях установления жесткого контроля за его поведением, а также предусмотренных законом обязанностей и ограничений.
Поэтому суд находит возможным, в соответствии со ст.73 УК РФ, считать назначаемое Иванову Н.Н. наказание условным.
На основании изложенного и руководствуясь ст.316 УПК РФ, суд
приговорил:
Признать Иванова Н.Н. виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.264 УК РФ и назначить ему наказание в виде лишения свободысроком на 1 (один) год 6 (шесть) месяцев, с лишением права управлять транспортными средствами сроком на6 (шесть) месяцев.
В соответствии со ст.73 УК РФ, назначенное Иванову Н.Н. наказание в виде лишения свободы считать условным, с испытательным сроком 2 (два) года.
Возложить на условно осужденного Иванова Н.Н. следующие обязанности: - не менять место своего постоянного жительства, работы, не выезжать с места своего постоянного жительства без уведомления органа исполнения наказания; в период с 1-го по 5-ое число включительно каждого месяца являться на регистрацию в орган исполнения наказания.
Контроль за поведением условно осужденного Иванова Н.Н. в период установленного ему судом испытательного срока возложить на Уголовно-исполнительную инспекцию №30 ФБУ МРУИИ №9 УФСИН России по Московской области.
Мерой пресечения в отношении осужденного Иванова Н.Н. до вступления приговора в законную оставить подписку о невыезде и надлежащем поведении.
Признать за потерпевшей С.Е.П. право на возмещение причиненного преступлением материального ущерба и компенсацию морального вреда в порядке гражданского судопроизводства, без уплаты государственной пошлины.
Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Судебную коллегию по уголовным делам Московского областного суда через Можайский городской суд в течение 10-ти суток со дня провозглашения.
Приговор вступил в законную силу 13.08.2010 г