Гражданское дело Номер обезличен
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
26 марта 2010 года.
Можайский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Букина С.А., при секретаре М.Н., рассмотрев в г. Можайске в открытом судебном заседании гражданское дело по иску В.В., В.С., Н.И. к ЖКХ о возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы в соответствии с отраслевым тарифным соглашением, взыскании невыплаченной заработной платы, компенсации за несвоевременную выплату, индексации, компенсации морального вреда,
установил:
Истицы просили: - обязать ответчика произвести им (истицам) перерасчет заработной платы за 2010 г.; - проиндексировать заработную плату истиц на 2010 г. и производить дальнейшее начисление заработной платы в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2008-2010 г.; - взыскать с ответчика в пользу В.В. невыплаченную заработную плату и доплату к ней за работу в ночное время за период с 1.01.2008 г. по 1.01.2009 г. в сумме 24.000 руб., с 1.01.2009 г. по 1.01.2010 г. в сумме 63.895 руб. 34 коп., невыплаченную заработную плату за январь 2010 г. в сумме 9.865 руб. 39 коп., неоплаченный отпуск в сумме 5.000 руб., компенсацию за несвоевременную выплату заработной платы в сумме 8.784 руб. 52 коп., индексацию заработной платы за период с 1.01.2008 г. по 16.01.2010 г. в сумме 5.657 руб. 48 коп., компенсацию морального вреда в сумме 25.000 руб.; - взыскать с ответчика в пользу В.С. невыплаченную заработную плату за период с 1.01.2008 г. по 1.01.2009 г. в сумме 10.948 руб. 65 коп., с 1.01.2009 г. по 1.01.2010 г. в сумме 43.107 руб., невыплаченную заработную плату за январь 2010 г. в сумме 5.696 руб. 82 коп., неоплаченный отпуск в сумме 5.000 руб., компенсацию за несвоевременную выплату заработной платы в сумме 5.086 руб. 46 коп., индексацию заработной платы за период с 1.01.2008 г. по 16.01.2010 г. в сумме 2.483 руб. 34 коп., компенсацию морального вреда в сумме 25.000 руб.; - взыскать с ответчика в пользу Н.И. невыплаченную заработную плату и доплату за работу в ночное время за период с 1.10.2008 г. по 1.01.2009 г. в сумме 4.275 руб. 88 коп., с 1.01.2009 г. по 1.01.2010 г. в сумме 59.363 руб. 84 коп., невыплаченную заработную плату за январь 2010 г. в сумме 4.334 руб. 12 коп., неоплаченный отпуск в сумме 5.000 руб., компенсацию за несвоевременную выплату заработной платы в сумме 5.522 руб. 45 коп., индексацию заработной платы за период с 1.10.2008 г. по 16.01.2010 г. в сумме 3.240 руб. 19 коп., компенсацию морального вреда в сумме 25.000 руб. В обоснование этих требований истицы указали, что они работают у ответчика В.В. с 1.05.2000 г. в должности оператора очистных сооружений на аэротенках 2 разряда, В.С. с 21.12.2002 г. должности оператора очистных сооружений на отстойниках 2 разряда, Н.И. с 24.09.2008 г. в должности оператора очистных сооружений на решетках-дробилках 2 разряда. По условиям трудового договора истицам определен оклад в размере тарифной ставки 19 руб. 30 коп. в час, премия в размере 75% от тарифной ставки, а так же компенсация за работу в ночное время. Истицы указали, что с 01.01.2008 г. вступило в силу "Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008 - 2010 годы" (утв. Росстроем 02.07.2007, Общероссийским отраслевым объединением работодателей "Союз коммунальных предприятий", Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 22.06.2007), направленное на регулирование социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений в жилищной и коммунальной сферах, на повышение эффективности работы организаций жилищно-коммунального хозяйства (далее - Организаций), а также на реализацию трудовых прав и законных интересов работников данной отрасли. Согласно доводов, истиц ответчик своего отказа от присоединения к соглашению не направил и поэтому оно распространяется на регулирование отношений сторон. Истицы указали, что с учетом положений Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008 - 2010 годы минимальная месячная тарифная ставка для второго разряда должна составлять с 1.01.2008 г. по 1.01.2009 г. 22 руб. 37 коп., а с 1.01.2009 г. по 31.12.2010 г.- 30 руб. 70 коп. По мнению истцов, ответчиком неправильно рассчитана тарифная ставка, и доплата за работу в ночное время производится в размере 35% тарифной ставки, в то время как, по Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008 - 2010 годы она должна составлять 40%. Истицы указали, что в 2009 г. им не был предоставлен, оплачен дополнительный отпуск в количестве 12 дней, за работу во вредных условиях труда и вышеуказанные неправомерные действия ответчика причинили истицам моральный вред.
Истицы настаивали на удовлетворении требований.
Представитель ответчика возражал против иска.
Суд полагает иск не подлежит удовлетворению.
В судебном заседании из материалов дела, пояснений сторон установлено, что истицы работают у ответчика В.В. с 1.05.2000 г. в должности оператора очистных сооружений на аэротенках 2 разряда, В.С. с 21.12.2002 г. должности оператора очистных сооружений на отстойниках 2 разряда, Н.И. с 24.09.2008 г. в должности оператора очистных сооружений на решетках-дробилках 2 разряда. По условиям трудового договора истицам определен оклад в размере тарифной ставки 19 руб. 30 коп. в час и стимулирующая премия в размере 75% от тарифной ставки. Приказом директора ЖКХ от 28.12.2007 г. №171 с 1.01.2008 г. доплата работникам предприятия за работу в ночное время установлена в размере 35% от часовой тарифной ставки.
В силу ст.135 Трудового кодекса РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно ст.143 Трудового кодекса РФ, тарифные системы оплаты труда - системы оплаты труда, основанные на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий. Тарифная система дифференциации заработной платы работников различных категорий включает в себя: тарифные ставки, оклады (должностные оклады), тарифную сетку и тарифные коэффициенты. Тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Тарифные системы оплаты труда устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда.
Согласно "Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008 - 2010 годы", (утв. Росстроем 02.07.2007, Общероссийским отраслевым объединением работодателей "Союз коммунальных предприятий", Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 22.06.2007), Соглашение - правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений между работниками и работодателями Организаций всех форм собственности жилищно-коммунальной отрасли, общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам, а также определяющий права, обязанности и ответственность сторон социального партнерства. Действие Соглашения распространяется на работодателей Организаций (Приложение N 1 к настоящему Соглашению) и работников, состоящих с ними в трудовых отношениях, от имени и в интересах которых оно заключено, а также на работодателей и работников, присоединившихся к Соглашению после его заключения в порядке, установленном настоящим Соглашением. Соглашение также распространяется на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, которые уполномочили участников Соглашения разработать и заключить его от их имени. Соглашение является обязательным к применению при заключении коллективных договоров (соглашений) и индивидуальных трудовых договоров для предприятий, на которые оно распространяется. Коллективные договоры в Организациях не могут включать в себя условия, ухудшающие положение работников по сравнению с условиями, предусмотренными настоящим Соглашением. В случае отсутствия в Организации коллективного договора настоящее Соглашение имеет прямое действие. В соответствии с законодательством Российской Федерации расходы работодателей, предусмотренные настоящим Соглашением, учитываются федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе органами в области государственного регулирования тарифов на газ, электро- и теплоэнергию, органами местного самоуправления при установлении тарифов на жилищно-коммунальные услуги, а также на соответствующие услуги, оказываемые организациями, осуществляющими регулируемую деятельность. Соглашение вступает в силу с 1 января 2008 года и действует по 31 декабря 2010 года включительно.
По указанному соглашению с 1 января 2008 года базовая месячная тарифная ставка рабочего первого разряда устанавливается в размере не менее 2550 рублей, а с 1 января 2009 года - не ниже 3500 рублей.
Средства, направляемые на премирование работников, доплаты, надбавки и другие выплаты в составе средств на оплату труда, которые формируются на договорной основе. Эти средства включают в себя: доплаты (надбавки) к тарифным ставкам и должностным окладам стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, - в размере не менее 12,5 процента тарифной составляющей расходов (средств), направляемых на оплату труда. К данной категории относятся следующие доплаты (надбавки): а) за работу в ночное время устанавливаются в размере 40 процентов тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы; б) за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда - устанавливаются организациями по результатам аттестации рабочих мест и оценки условий труда на них.
Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, связанными с неблагоприятным воздействием на здоровье человека вредных факторов, в соответствии с действующим перечнем производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда с учетом Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22.
Решение о предоставлении и продолжительности дополнительных оплачиваемых отпусков работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, принимается на основе результатов аттестации рабочих мест с учетом фактического состояния условий труда на рабочих местах в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда.
В силу ст.48 Трудового кодекса РФ, соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением. Соглашение действует в отношении: всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. В отношении работодателей - федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, соглашение действует также в случае, когда оно заключено от их имени соответствующим органом государственной власти или органом местного самоуправления (статья 34 настоящего Кодекса). Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в частях третьей и четвертой настоящей статьи. По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования. Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. Порядок опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и порядок опубликования предложения о присоединении к соглашению устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Порядок опубликования иных соглашений определяется их сторонами.
Как следует из пояснений представителя ответчика МУП «ЖКХ ...» в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к Соглашению, не представил в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к "Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008 - 2010 годы".
Из пояснений представителя ответчика и материалов дела следует, что размер тарифной ставки, установленный для истиц находится в зависимости от размера установленных тарифов по оплате коммунальных услуг, предоставляемых ответчиком.
Из пояснений сторон и материалов дела видно, что истицы с 2008 г. по настоящее время получают заработную плату в соответствии с условиями трудового договора и утвержденного штатного расписания.
Согласно ст.72 Трудового кодекса РФ, изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.
В силу ст.133 Трудового кодекса РФ, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Истицы пояснили, что их среднемесячный заработок составлял у Н.И. около 7000 руб., у В.В. и В.С. около 5000-6000 рублей.
Из материалов дела и пояснений сторон следует, что месячная заработная плата истиц, не была ниже минимального размера оплаты труда и величины прожиточного минимума трудоспособного населения по РФ. Положения заключенного между сторонами трудового договора, в том числе по заработной плате не менялись, с приказами о своей заработной плате истицы были ознакомлены и их не оспаривали.
Из представленных ответчиком карт аттестаций рабочих мест истиц следует, что условия труда истиц допустимые, доплата к тарифной ставке не положена.
Поскольку не представлено доказательств работы истиц во вредных условиях труда требования о взыскании компенсации за дополнительный отпуск удовлетворению не подлежат.
В силу ст.142 Трудового кодекса РФ, работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке представители работодателя, допустившие задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несут ответственность в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Согласно ст.237 Трудового кодекса РФ, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
При указанных выше обстоятельствах, учитывая, что ЖКХ в период с 2008 г. по настоящее время производит выплату истицам заработной платы в полном размере в соответствии с условиями заключенного сторонами трудового договора, действующего штатного расписания и с учетом результатов аттестации рабочих мест истиц, требования последних нельзя признать обоснованными и в их удовлетворении надлежит отказать.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении требований В.В., В.С., Н.И.: - обязать ЖКХ произвести им (истицам) перерасчет заработной платы за 2010 г.; - проиндексировать заработную плату истиц на 2010 г. и производить дальнейшее начисление заработной платы в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2008-2010 г.; - взыскать с ЖКХ в пользу В.В. невыплаченную заработную плату и доплату к ней за работу в ночное время за период с 1.01.2008 г. по 1.01.2009 г. в сумме 24.000 руб., с 1.01.2009 г. по 1.01.2010 г. в сумме 63.895 руб. 34 коп., невыплаченную заработную плату за январь 2010 г. в сумме 9.865 руб. 39 коп., неоплаченный отпуск в сумме 5.000 руб., компенсацию за несвоевременную выплату заработной платы в сумме 8.784 руб. 52 коп., индексацию заработной платы за период с 1.01.2008 г. по 16.01.2010 г. в сумме 5.657 руб. 48 коп., компенсацию морального вреда в сумме 25.000 руб.; - взыскать с ЖКХ в пользу В.С. невыплаченную заработную плату за период с 1.01.2008 г. по 1.01.2009 г. в сумме 10.948 руб. 65 коп., с 1.01.2009 г. по 1.01.2010 г. в сумме 43.107 руб., невыплаченную заработную плату за январь 2010 г. в сумме 5.696 руб. 82 коп., неоплаченный отпуск в сумме 5.000 руб., компенсацию за несвоевременную выплату заработной платы в сумме 5.086 руб. 46 коп., индексацию заработной платы за период с 1.01.2008 г. по 16.01.2010 г. в сумме 2.483 руб. 34 коп., компенсацию морального вреда в сумме 25.000 руб.; - взыскать с ЖКХ в пользу Н.И. невыплаченную заработную плату и доплату за работу в ночное время за период с 1.10.2008 г. по 1.01.2009 г. в сумме 4.275 руб. 88 коп., с 1.01.2009 г. по 1.01.2010 г. в сумме 59.363 руб. 84 коп., невыплаченную заработную плату за январь 2010 г. в сумме 4.334 руб. 12 коп., неоплаченный отпуск в сумме 5.000 руб., компенсацию за несвоевременную выплату заработной платы в сумме 5.522 руб. 45 коп., индексацию заработной платы за период с 1.10.2008 г. по 16.01.2010 г. в сумме 3.240 руб. 19 коп., компенсацию морального вреда в сумме 25.000 руб..
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Московского областного суда через Можайский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья С.А. Букин
Мотивированное решение составлено Дата обезличена
...
Судья С.А. Букин