Гражданское дело Номер обезличен
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 июня 2010 года.
Можайский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Букина С.А., с участием помощника Можайского городского прокурора Беланова Я.В., при секретаре Х.Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Можайского городского прокурора в интересах С.Д. к Администрации ... муниципального района, Министерству Финансов ... области, Министерству образования ... о возложении обязанности предоставить жилое помещение,
установил:
Можайский городской прокурор в интересах С.Д. первоначально просил обязать Администрацию ... муниципального района предоставить вне очереди С.Д. жилое помещение на территории Горетовского сельского поселения площадью не менее 27 кв.м. за счет средств бюджета ..., после окончания ..., указывая, что С.Д, Дата обезличена г. рождения относится к категории лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его (С.З.Н.) мать – С.З.Н. умерла в Дата обезличена г., а отец (С.С.А.) решением Можайского городского суда от Дата обезличена г. признан безвестно отсутствующим. Согласно доводов, прокурора С.Д. не обеспечен жилым помещением, зарегистрирован по месту жительства попечителя, с Дата обезличена г. обучается в ... и находится на полном государственном обеспечении. Постановлением главы ... сельского поселения Можайского муниципального района от Дата обезличена г. Номер обезличен С.Д. признан нуждающимся в жилом помещении и принят на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении.
При рассмотрении дела прокурор изменил требования и просил обязать Администрацию ... муниципального района предоставить вне очереди С.Д. жилое помещение на территории Горетовского сельского поселения площадью не менее 27 кв.м. за счет средств бюджета ....
Представитель Администрации ... муниципального района, возражала против удовлетворения иска, указывая в отзыве, что С.Д. подлежит обеспечению жильем по окончании пребывания в образовательном учреждении.
Представитель Управления опеки и попечительства по ... муниципальному району, Министерства образования ..., полагал иск подлежащим удовлетворению.
Представитель ... сельского поселения, извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
С.Д. и его представитель поддержали требование прокурора с учетом его изменения.
Министерство финансов ..., извещенное о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, полагает себя ненадлежащим ответчиком, и заявило возражения, аналогичные возражениям Администрации ... муниципального района.
Суд полагает иск не подлежит удовлетворению.
В судебном заседании из материалов дела, пояснений сторон, их представителей установлено, что М.Н.А. представитель С.Д. Дата обезличена г. рождения, уроженец ..., обратился в Можайскую городскую прокурату с заявлением о нарушении жилищных прав С.Д. С.Д. относится к категории лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его (С.Д.) мать – С.З.Н. умерла в Дата обезличена г., а отец (С.С.А.) решением Можайского городского суда от Дата обезличена г. признан безвестно отсутствующим. С.Д. не имеет жилья для постоянного проживания и регистрации. С Дата обезличена г. по Дата обезличена г. С.Д. зарегистрирован по месту пребывания по адресу: ... по месту жительства М.Н.А.
С 2002 по 2009 г. С.Д. находился в детском пансионате семейного типа на полном обеспечении и под опекой и попечительством М.Н.А. на основании постановления главы Можайского района Московской области.
На момент рассмотрения дела С.Д. как курсант проходит с Дата обезличена г. очное обучение в ..., где находится на полном государственном обеспечении и казарменном положении.
Постановлением Главы ... сельского поселения Можайского муниципального района от Дата обезличена г. Номер обезличен С.Д. признан нуждающимся в жилом помещении и принят на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении, включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
В силу ст.8 Закона Московской области от 29.12.2007 г. №248/2007-ОЗ "О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, в том числе дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, в детских домах семейного типа, в воинских частях, расположенных на территории Московской области, в качестве воспитанников, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства) либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно вне очереди обеспечиваются жилым помещением в виде квартиры по месту жительства за счет средств бюджета Московской области. Жилое помещение предоставляется в установленном Правительством Московской области порядке по договору социального найма общей площадью не менее 27 квадратных метров.
Согласно ст.57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу ст.10 Закона Московской области "О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей", предусмотренные настоящим Законом полное государственное обеспечение, дополнительные гарантии и дополнительные виды социальной поддержки являются расходными обязательствами Московской области.
Согласно ст.11 Закона Московской области "О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей", органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области (далее - органы местного самоуправления) наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, в том числе детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемных семьях, в детских домах семейного типа, в воинских частях, расположенных на территории Московской области, в качестве воспитанников, не имеющих закрепленного жилого помещения или признанных в установленном порядке нуждающимися в предоставлении жилья. Государственные полномочия передаются органам местного самоуправления на неограниченный срок.
В силу ст.12 Закона Московской области "О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей", средства для исполнения переданных государственных полномочий, указанных в статье 11 настоящего Закона, предусматриваются в бюджете Московской области на соответствующий финансовый год в виде субвенций муниципальным образованиям Московской области.
При этом по ст.13 этого же Закона МО, государственный контроль за реализацией органами местного самоуправления государственных полномочий, указанных в абзацах втором - шестом части 1 статьи 11 настоящего Закона, осуществляется центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, уполномоченным в сфере образования.
Согласно ст.5 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
В силу ст.8 указанного Закона №159-ФЗ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
Анализ нормы п. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в совокупности с ч. 2 пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, ст.8 Закона Московской области от 29.12.2007 г. №248/2007-ОЗ "О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей" свидетельствует о том, что дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и лица из их числа обеспечиваются жильем непосредственно после окончания пребывания в соответствующем образовательном учреждении, приемной семье или окончания службы в Вооруженных Силах РФ.
Согласно Уставу внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденному Указом Президента РФ от 10.11.2007 №1495, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения ими контракта о прохождении военной службы размещаются в казармах в порядке, установленном для солдат и сержантов, проходящих военную службу по призыву. Курсанты, заключившие контракт, в том числе семейные курсанты, слушатели, не имеющие офицерских званий, могут размещаться в общежитиях, предназначенных для размещения курсантов на период обучения.
В силу п.11 ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 №76-ФЗ, «О статусе военнослужащих", военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, размещаются в соответствии с требованиями общевоинских уставов. За военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, курсантами военных образовательных учреждений профессионального образования сохраняются жилые помещения, занимаемые ими до призыва (поступления) на военную службу. Они не могут быть исключены из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При указанных обстоятельствах, когда С.Д. ещё пребывает в образовательном учреждении, находится в нём на полном государственном обеспечении и казарменном положении, имеет регистрацию по месту пребывания, суд полагает, что оснований для возложения на Администрацию ... муниципального района обязанности предоставить С.Д. жилье до окончания обучения (пребывания) в ... нет, и жилищные права С.Д. в настоящее время не нарушены.
Прекращение опеки (попечительства), когда дети-сироты и деты, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, пребывают в образовательном учреждении на полном государственном обеспечении, является лишь одним из условий возникновения обязанности предоставить жилье вне очереди, но не единственным.
В связи с этим в удовлетворении требования прокурора надлежит отказать.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Отказать Можайскому городскому прокурору в удовлетворении требования: - обязать Администрацию ... муниципального района предоставить С.Д. на условиях договора социального найма вне очереди жилое помещение на территории сельского поселения Горетовское общей площадью не менее 27 кв.м. за счет средств бюджета ....
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Московского областного суда через Можайский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья С.А. Букин
Мотивированное решение составлено Дата обезличена
...
Судья С.А. Букин