ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 августа 2010 года.
Можайский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Проскуряковой О.А.
с участием прокурора Морозова Д.Б.
при секретаре Мыколюк И.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрайонного природоохранного прокурора Московской области в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Полигон» об обязании привести свою деятельность в соответствие с требованиями законодательства, обязании разработать проект санитарно-защитной зоны,
у с т а н о в и л:
Межрайонный природоохранный прокурор Московской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Полигон», расположенному по адресу: <адрес>, полигон ТБО об обязании привести их деятельность в соответствие с законодательством и разработать проект санитарно защитной зоны. Свои требования истец обосновывает тем, что при проведении проверки было выявлено нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства МУП «Полигон», было установлено, что деятельность данного юридического лица не отвечает требованиям действующего законодательства, в связи с тем, что МУП «Полигон находится вблизи <адрес> истец просит обязать ответчика разработать проект санитарно-защитной зоны в разумный срок, но не позднее 01.01.2011года.
В судебное заседание представитель истца поддержал исковые требования и просил удовлетворить их в полном объеме.
Ответчик представитель МУП «Полигон» в судебное заседание не явился, возражений не представил.
Третьи лица представитель Администрации Можайского муниципального района, представитель Управления Роспотребнадзора по Московской области в судебное заседание не явились, возражений не представили.
Суд считает, исковые требования подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании из пояснений представителя истца и материалов дела установлено, что МУП «Полигон» осуществляет деятельность по рекультивации полигона захоронения твердых бытовых отходов «<адрес>», расположенного вблизи <адрес>. В ходе проверки установлено, что МУП «Полигон» осуществляет свою деятельность без разработанного и согласованного проекта обоснования размера санитарно-защитной зоны и санитарно-эпидемиологического заключения на указанный проект, в связи с чем неоднократно привлекался к административной ответственности. В отношении юридического лица и должностного лица были возбуждены дела об административных правонарушениях, до настоящего времени указанные нарушения не устранены, проект санитарно-защитной зоны не разработан.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ (в ред. от 27.12.2009), хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии с п. 1 ст. 34 Федерального закона, размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Пунктом 2 ст. 39 Федерального закона установлено, что юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды.
Согласно п. 1 ст. 44 Федерального закона, здания, строения, сооружения и иные объекты должны размещаться с учетом требований в области охраны окружающей среды, санитарно-гигиенических норм и градостроительных требований.
В соответствии с п. 2 ст. 52 Федерального закона, в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны.
Ст. 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что санитарно-эпидемиологическим заключением является документ, удостоверяющий соответствие или несоответствие санитарным правилам факторов среды обитания, хозяйственной и иной деятельности, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, эксплуатационной документации.
В силу ст. 11 данного Федерального закона, юридические лица в
соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять
требования санитарного законодательства, а также постановлений,
предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений
осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания.
Согласно п. 2 ст. 12 данного Федерального закона, при решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации промышленных объектов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.
Согласно п.п. 1.2, 1.4 и 1.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее - СанПиН), утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74 (с изменениями № 2, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 06.10.2009 N 61), требования настоящих СанПиН распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств, других объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Санитарные правила устанавливают класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления. для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и, благоустройству, а также требования к санитарным разрывам опасных коммуникаций (автомобильных, железнодорожных, авиационных, трубопроводных и т.п.).
Санитарные правила предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также для органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Согласно п. 2.1 указанных СанПиН, в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.
В соответствии с п. 2.5 данных СанПиН, организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков.
Проектирование санитарно- защитных зон согласно п. 3.1 указанных СанПиН осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной. Обоснование размеров санитарно-защитной зоны осуществляется в соответствии с требованиям, изложенными. вСанПиН.
Согласно п. 2.1. Санитарных правил 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов твердых бытовых отходов», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача от 30.05.2001 № 16 (далее СП 2.1.7.1038-01), полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно - эпидемиологическую безопасность населения.
В соответствии с п. 3.2 СП 2.1.7.1038-01, размер санитарно - защитной зоны от жилой застройки до границ полигона должен составлять 500 м.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
Истцом в обоснование своих требований представлены объяснение директора МУП «Полигон», копия устава юридического лица, копия инструкции инженера по охране окружающей среды, копия договора аренды земельного участка, копия расчета арендной платы, справка о размере земельного налога, копия дополнительного соглашения, копии актов, копии приказов о приеме на работу, копия санитарно-эпидемиологического заключения и приложения к нему, ответчиком доказательств обратного не представлено.
На основании изложенного, с учетом конкретных обстоятельств дела, суд полагает иск подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст.233-238 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
иск Межрайонного природоохранного прокурора Московской области в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Полигон» об обязании привести свою деятельность в соответствие с требованиями законодательства, обязании разработать проект санитарно-защитной зоны удовлетворить;
обязать МУП «Полигон» разработать проект обоснования ориентировочного размера санитарно-защитной зоны полигона захоронения твердых бытовых отходов <адрес> сроком не позднее 01.01.2011 года.
Ответчик, не присутствовавший в судебном заседании вправе подать в Можайский городской суд заявление о пересмотре заочного решения в течение 7 дней со дня вручения ему копии решения.
Решение может быть обжаловано в Мособлсуд через Можайский горсуд в течение 10 дней со дня постановления.
Судья: подпись
КОПИЯ ВЕРНА.
Судья О.А.Проскурякова
Подлинник заочного решения подшит в гражданском деле № 2-856/10 г. Дело хранится в Можайском городском суде Московской области