Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 октября 2010 года.
Можайский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Проскуряковой О.А.
при секретаре Мыколюк И.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Семушкиной ФИО8, Колодкиной ФИО9 к Администрации Можайского муниципального района о признании отказа в предоставлении земельного участка в собственность незаконным, обязании предоставить земельный участок в собственность в равных долях,
у с т а н о в и л :
Семушкина Г.С., Колодкина Н.С. обратились в суд с иском о признании незаконным отказа Администрации Можайского муниципального района №745/К от 29.04.2009 г. в предоставлении им земельного участка в собственность бесплатно и признании за ними права собственности на земельный участок площадью 1600 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>. Свои требования истицы обосновывают тем, что им на праве собственности в равных долях принадлежит на праве собственности по 5/16 долей жилого дома, расположенного по указанному адресу. При доме имеется земельный участок, которым их (истиц) семья пользуется с момента постройки дома. В 2009 г. истицы обратились в Администрацию Можайского муниципального района с заявлением о предоставлении им земельного участка в собственность бесплатно, однако им было отказано, поскольку согласно плану застройки 3-го микрорайона г.Можайска участок входит в состав участка на котором планируется строительство объекта социального значения. Ссылаясь на то, что они как собственники жилого дома имеют право на приобретение земли в собственность бесплатно участка, который был предоставлен в пользование, спорный участок не запрещен к обороту, истицы просят удовлетворить требования в полном объеме.
В ходе судебного разбирательства истицы пояснили, что в 2010 г. они вновь обратились в Администрацию района с заявлением о предоставлении земли в собственность, им было отказано, в связи с чем уточнили свои требования и просили признать незаконным отказ Администрации Можайского муниципального района №1351/С,К от 06.08.2010 г. в предоставлении земли в собственность бесплатно и признать за истицами право собственности в равных долях по 1/2 доли за каждой на земельный участок площадью 1000 кв.м.
В судебном заседании истицы и их представитель поддержали уточненные требования.
Представитель ответчика Администрации Можайского муниципального района с иском не согласилась, поддержала основания, изложенные в письменном отзыве (л.д.93-96).
Третье лицо Колодкин Е.А. в судебное заседание не явился, возражений не представил.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в заявлении, адресованном суду, просил рассматривать дело в его отсутствие, при решении вопроса полагался на усмотрение суда (л.д.31).
Суд считает исковые требования не подлежат удовлетворению.
В судебном заседании из пояснений сторон, материалов дела установлено, что на основании свидетельства о праве на наследство по закону Колодкиной Н.С., Семушкиной Г.С. принадлежит на праве собственности по 5/16 долей жилой дома, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.14-16); 3/16 доли в порядке наследования перешли к Колодкину Е.А. (л.д.139,140); 3/16 доли принадлежали Колодкину Н.И., умершему 24.10.2001 г. (л.д.121). Истицы пояснили, что после смерти Колодкина Н.И. к нотариусу с заявлением о принятии наследства никто не обращался, наследников 1-й очереди у него не было.
Установлено, что в 2009 г. Семушкина Г.С. и Колодкина Н.С. обратились в Администрацию Можайского муниципального района с заявлением о предоставлении им в собственность земельного участка по адресу: <адрес>. Решением земельной комиссии при Администрации Можайского муниципального района от 24.02.2009 г. им было отказано в предоставлении земли в собственность, поскольку спорный участок включен в проект планировки территории 3-го микрорайона г.Можайска (л.д.29), 29.04.2009 г. в письме Администрации Можайского муниципального района № 745/К Колодкиной Н.С. вновь разъяснено, что предоставление земли в собственность невозможно, поскольку на спорном участке в соответствии с проектом планировки 3-го микрорайона г.Можайска планируется строительство иного объекта (л.д.28). На обращение истиц от 08.07.2010 г. в Администрацию Можайского муниципального района был получен ответ №1351/С,К от 06.08.2010 г. о том, что предоставление земли в собственность невозможно, поскольку жилой дом по указанному адресу включен в перечень адресов зданий, строений подлежащих сносу, на испрашиваемом земельном участке планируется строительство объектов жилищного назначения (л.д.42).
Истицы и их представитель пояснили, что данный ответ фактически является отказом Администрации района в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно.
Из представленных материалов дела установлено, что Постановлением Главы Можайского района №430-П от 06.03.2003 г. утвержден проект планировки и застройки микрорайона №3 г.Можайска и разрешено освоение и застройка микрорайона в строго соответствии с проектом (л.д.97). Постановлением Главы Можайского муниципального района №1104-П от 20.06.2007 г. утвержден откорректированный проект планировки и застройки 3-го микрорайона г.Можайска и межевание его территорий (л.д.98); постановлением №1310-П от 13.08.2008 г. утверждены графический материал по планировке территории, технико-экономические показатели по проекту, согласно которым территория 3-го микрорайона располагается в центральной части г.Можайска, участок ограничен с севера <адрес>, с востока продолжением <адрес>, с юга привокзальной площадью (<адрес>), с запада – <адрес>, таким образом жилой дом с участком по <адрес> располагается на территории 3-го микрорайона и попадает под территорию застройки детского дошкольного учреждения (л.д.99-107).
Решением Совета депутатов городского поселения Можайск №90/29 от 30.03.2009 г. утверждена муниципальная адресная программа по реконструкции и развитию микрорайона №3 г.Можайска, согласно приложению №2 которой жилой дом по адресу: <адрес> включен в перечень зданий, строений, подлежащим сносу (л.д.43,51).
Таким образом, судом установлено, что на спорном земельном участке планируется строительство объекта социального значения.
Согласно п.9.1 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В силу п.4 ст.3 Федерального закона «О введении в действие ЗК РФ» граждане РФ, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 06.03.1990 г. №1305-I «О собственности в СССР» (действовал c 01.01.1991 г. по 31.12.1994 г.), но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными ст.36 ЗК РФ.
В соответствии со ст.36 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
При этом, согласно ст.27 ЗК РФ, оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно ч.4 ст.28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
В соответствии с п.8 ст.28 Федерального закона №178-ФЗ от 21.12.2001 г. «О приватизации государственного и муниципального имущества» отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель: лесного фонда и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов; зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению; общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты); не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
Однако в судебное заседание истцами не представлено каких-либо доказательств того, что испрашиваемый земельный участок предоставлялся и находится у них на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Архивная справка №51 от 14.09.1961 г. (л.д.12) не может служить доказательством предоставления земли в пользование, поскольку не представлено документов, на основании которых эта справка выдана (л.д.13), также не представлено каких-либо иных документов, подтверждающих принятие надлежащим органом власти решения о предоставлении земли в пользование.
Также установлено, что право собственности на жилой дом, возникло у истиц после 2006 г., когда они приняли наследство, прежние собственники с заявлениями о предоставлении спорного участка в собственность не обращались. Таким образом, суд полагает, что положения ст.3 п.4 и п.9.1 Федерального закона «О введение в действие ЗК РФ» не распространяются на спорные правоотношения.
При этом установлено, что с заявлением о приобретении земельного участка в собственность за плату в порядке ст.36 ЗК РФ, истицы не обращались.
Также суд принимает во внимание положения п.4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.03.2005 г. №11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» при разрешении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами по их желанию права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или с приобретением их в собственность на основании правил статьи 36 ЗК РФ, необходимо руководствоваться следующим. Рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным. Рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта. Названные обстоятельства должны приниматься судами во внимание также при разрешении споров по искам собственников недвижимости о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, то, что истцами не представлено доказательств предоставления им спорного участка в пользование, истицы с заявлением о предоставлении им земельного участка в собственность за плату не обращались, проект застройки утвержден до обращения истиц с заявление о предоставлении им участка в собственность, суд полагает исковые требования не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
отказать в удовлетворении иска Семушкиной ФИО8, Колодкиной ФИО9 к Администрации Можайского муниципального района о признании отказа в предоставлении земельного участка в собственность незаконным, обязании предоставить земельный участок в собственность в равных долях.
Решение может быть обжаловано в Мособлсуд через Можайский суд в течение 10 дней со дня постановления.
Судья: подпись
Мотивированный текст решения изготовлен 01 ноября 2010 года.
Судья: подпись
КОПИЯ ВЕРНА.
Судья О.А.Проскурякова
Подлинник решения подшит в гражданском деле № 2-829/10 г. Дело хранится в Можайском городском суде Московской области.