Гр.дело №г.
к о п и я
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Судья Можайского городского суда <адрес> Хлюстов В.В.,
с участием представителя истца, адвоката ФИО4,
представителя ответчика – Администрации Можайского муниципального района, ФИО2,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации <данные изъяты> муниципального района, 3-е лицо – Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, о признании права на предоставление земельного участка в собственность, -
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации Можайского муниципального района, 3-е лицо – Центральное управление Ростехнадзора, о признании права на предоставление земельного участка в собственность, обосновывая свои требования тем, что она является собственником дома, расположенного на земельном участке № по <адрес> в д.Аксаново <адрес>, предоставленном истице ответчиком в аренду по договору №. ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась к ответчику с заявлением о выкупе арендованного земельного участка, однако, письмом от ДД.ММ.ГГГГ №Б в предоставлении участка в собственность ей было отказано со ссылкой на пп.14 п.5 ст.27 ЗК РФ, ввиду того, что земельный участок находится во втором поясе зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Полагая отказ ответчика необоснованным и незаконным, истица, ссылаясь на положения ст.20, 27, 28, 36 и 64 ЗК РФ, просит суд признать за ней право на приобретение указанного земельного участка в собственность за плату по цене в размере 3-10-кратной ставки земельного налога за единицу площади участка, и обязать ответчика предоставить ей в собственность спорный участок путем заключения договора купли-продажи.
Истица, ФИО1, и ее представитель, адвокат ФИО4, в судебном заседании настаивали на удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Представитель ответчика – Администрации Можайского муниципального района, ФИО5, в судебном заседании иск не признал, полагая его необоснованным.
3-е лицо, Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в адресованном суду заявлении просило о рассмотрении данного дела в отсутствие своего представителя, при разрешении данного спора полагается на усмотрение суда.
Суд считает, иск подлежит удовлетворению.
В судебном заседании из пояснений сторон и материалов дела установлено, что решением земельной комиссии по рассмотрению вопросов о предоставлении земельных участков в <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ было постановлено, при отсутствии заявлений от других лиц, предоставить на основании ст.28 ЗК РФ ФИО1 в собственность за плату земельный участок площадью 1466 кв.м для ведения садоводства, расположенный в границах сельского поселения Горетовское по адресу: <адрес>, д.Аксаново, <адрес>, в связи с чем, на последнюю были возложены обязанности по межеванию земельного участка, постановке его на кадастровый учет, получению градостроительного плана, оформлению акта выбора земельного участка с согласованием его местоположения с соответствующими службами и т.п. (л.д.8).
ДД.ММ.ГГГГ границы земельного участка были отмежеваны в установленном законом порядке (л.д.12).
ДД.ММ.ГГГГ был оформлен акт выбора земельного участка под строительство площадью № кв.м, расположенного в границах сельского поселения по адресу: д.Аксаново, <адрес>, участок № (л.д.25).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было получено экспертное заключение по предпроектной документации, согласно выводам которого, земельный участок, выделенный ФИО1 для ведения садоводства в д.Аксаново на <адрес> соответствует требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов: СанПиН 2<данные изъяты>, СанПиН 2<данные изъяты>, СанПиН 2<данные изъяты>, СП <данные изъяты>-<данные изъяты> (л.д.23-24).
Согласно санитарно-эпидемиологическому заключению (л.д.22) и приложению к нему, выданным ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ Территориальным отделом Роспотребнадзора по МО в <данные изъяты>, Наро-Фоминском, <адрес>х материалы по выбору земельного участка ФИО1 для ведения садоводства соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам, а земельный участок пригоден под заявленные цели при условии выполнения указанных в приложении рекомендаций.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было выдано заключение Отдела архитектуры и градостроительства Администрации Можайского муниципального района о согласовании акта выбора земельного участка (л.д.26).
Согласно оценке, произведенной ООО «<данные изъяты>» по инициативе ФИО1, устройство и функционирование объекта строительства на земельном участке площадью 1466 кв.м в д.Аксаново <адрес> не окажет существенного воздействия на окружающую среду (л.д.52-95).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было выдано заключение МТУ Ростехнадзора по ЦФО о пригодности земельного участка для использования под садоводство, при соблюдении в период строительства требований СП 2.1.4.1075-01 и осуществлении платежей за негативное воздействие на окружающую среду (л.д.27).
Согласно кадастровому плану земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18-19), испрашиваемый ФИО1 земельный участок относится к категории земель населенных пунктов, находится в границах деревни <адрес> и ему присвоен кадастровый номер №
ДД.ММ.ГГГГ первым заместителем Главы администрации Можайского муниципального района было вынесено постановление №-П о предоставлении ФИО1 земельного участка площадью № кв.м с кадастровым номером № из земель населенных пунктов с видом разрешенного использования – для ведения садоводства, расположенного на <адрес> в д.Аксаново <адрес>, в долгосрочную аренду на ДД.ММ.ГГГГ лет (л.д.11).
На основании указанного постановления ДД.ММ.ГГГГ КУИ <адрес> заключило с ФИО1 договор аренды земельного участка (л.д.13-17).
На используемом истицей земельном участке, которому в настоящее время присвоен номер <данные изъяты>, ею выстроен дом, нежилого назначения, 1-этажный, общей площадью 46 кв.м, право собственности на который зарегистрировано за ФИО1 в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д.7).
При обращении истицы к ответчику в предоставлении ей используемого земельного участка в собственность путем выкупа было отказано, в связи с его нахождением во второй зоне санитарной охраны водных объектов, с одновременным предложением представить картографический материал, позволяющий определить расположение земельного участка относительно водных объектов (л.д.9, 10).
В соответствии со ст.30 ЗК РФ, решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием для: заключения договора купли-продажи и государственной регистрации права собственности покупателя на земельный участок при предоставлении земельного участка в собственность. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта принимается на основе и в соответствии с требованиями о выборе земельного участка для строительства, установленными ст.32 ЗК РФ.
Установление границ на местности и осуществление кадастрового учета производится в соответствии с требованиями ЗК РФ о землеустроительных действиях и кадастровом учете земельного участка. Также данные действия на момент принятия решения земельной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8) были урегулированы Федеральными законами от ДД.ММ.ГГГГ №78-ФЗ «О землеустройстве» и от ДД.ММ.ГГГГ №28-ФЗ «О государственном земельном кадастре».
После определения границ земельного участка на местности и на основании землеустроительных и кадастровых документов орган государственной исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на основании ст.29 ЗК РФ предоставлять земельный участок, принимает решение о его предоставлении для строительства.
В силу положений ч.ч.1 и 2 ст.32 ЗК РФ, решение о предварительном согласовании места размещения объекта и проект границ земельного участка являются основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Таким образом в ходе судебного разбирательства судом установлено повторное обращение истицы к ответчику с заявлением о предоставлении в собственность за плату спорного земельного участка, с приложением к заявлению инженерного плана застройки и планировки, а также принятие уполномоченным органом местного самоуправления –земельной комиссией по рассмотрению вопросов о предоставлении земельных участков в <адрес> и <адрес> – ДД.ММ.ГГГГ решения о предоставлении ФИО1 в собственность за плату спорного земельного участка, при отсутствии заявлений от других лиц (л.д.8).
Практически все необходимые согласования с соответствующими государственными органами, указанные в решении земельной комиссии, истицей были получены до внесения изменений в ст.27 ЗК РФ.
В силу п.1ст.36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. При этом абз.2п.1 данной статьи ЗК РФ предусмотрено исключительное право граждан – собственников зданий, строений, сооружений на приватизацию таких земельных участков в порядке и на условиях, которые установлены ЗК, федеральными законами.
В соответствии с ч.2 п.2 ст.27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев установленных федеральными законами.
Перечень земельных участков ограниченных в обороте содержится в п.5 ст.27 ЗК РФ. Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №102-ФЗ данный перечень дополнен пп.14, согласно которому ограничения в обороте распространяются на земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
В соответствии с пунктом2.3.2.4 СанПиН <данные изъяты> «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, боковые границы второго пояса зон санитарной охраны должны быть расположены на расстоянии не менее 500 м от уреза воды при летне-осенней межени при равнинном рельефе местности; при гористом рельефе местности – до вершины первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения, но не менее 750 м при пологом склоне и не менее 1000 м - при крутом.
В соответствии со статьей18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
В судебном заседании ответчиком в подтверждение своих возражений не представлены доказательства (проект округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения, утвержденный органом исполнительной власти <адрес> и др.), с достоверностью подтверждающие невозможность передачи в собственность ФИО1 испрашиваемого земельного участка.
Из пояснений сторон в судебном заседании установлено, что заключение Роспотребнадзора было сделано без выезда на место на основании акта выбора земельного участка и ситуационного плата (л.д.22).
Вывод комиссии о нахождении данного земельного участка в границах второго пояса зон санитарной охраны, определенных в соответствии с требованиями СанПиН2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, сделан без достоверных на то доказательств (л.д.21).
Из имеющихся в материалах дела кадастрового плана земельного участка (л.д.18) и плана границ земель Глазовского сельского округа (л.д.83) следует, что земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. находится в черте населенного пункта д.Аксаново, т.е. среди жилого массива деревни, и относится к категории «земли населенных пунктов».
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
В подтверждение своих требований истицей представлены решения земельной комиссии, кадастровый план, свидетельство о государственной регистрации права собственности на дом (л.д.7), заключения Роспотребнадзора.
Между тем, ответчиком не представлено никаких доказательств в обоснование законности отказа в предоставлении ФИО1 земельного участка в собственность за плату.
Кроме того, в судебном заседании зарегистрированное в установленном законом порядке право собственности истицы на находящееся на спорном земельном участке строение ответчиком не оспаривалось.
В силу положений п.2 ст.422 ГК РФ.
При таких обстоятельствах, когда органом местного самоуправления до введения в действие нового закона, ограничивающего предоставление земельных участков во втором поясе зон санитарной охраны водных объектов, фактически было принято решение о предоставлении спорного земельного участка именно в собственность ФИО1, а длительное согласование его местоположения и целевого назначения не выявило каких-либо препятствий в предоставлении его именно в собственность для ведения садоводства с разрешением строительства, которое (согласование) закончилось уже в период действия нового закона, суд считает, что отказ в удовлетворении иска повлечет нарушение прав истицы и не будет отвечать принципу обеспечения стабильности и прочности отношений гражданского оборота и публично-правовых отношений. Передача же истице права собственности на спорный земельный участок на возмездной основе будет отвечать интересам общества и государства.
Учитывая изложенное, суд считает требования ФИО1 законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 194-199 ГПК РФ, с у д ь я
р е ш и л:
иск ФИО1 удовлетворить.
Признать за ФИО1 право на приобретение ею в собственность за плату (по цене в размере от трех- до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка) земельного участка площадью № кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, д.Аксаново, <адрес>, уч.<данные изъяты>.
Обязать Администрацию Можайского муниципального района <адрес> заключить с ФИО1 договор купли-продажи земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, д.Аксаново, <адрес>, уч.56, по цене в размере от трех- до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Московского областного суда через Можайский городской суд в течение 10-ти дней со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья подпись В.В.Хлюстов
Решение в окончательной форме вынесено ДД.ММ.ГГГГ.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>