об оспаривании решения действий органа местного самоуправления



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 мая 2011 года.

Можайский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Проскуряковой О.А.

при секретаре Мыколюк И.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тихомировой ФИО6 к Администрации Можайского муниципального района (далее Администрация района) о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в аренду, обязании принять решения о предварительном согласовании места размещения участка, обязании заключить договор аренды,

у с т а н о в и л :

Тихомирова С.С. обратилась в суд с иском о признании незаконным отказа Администрации района в предоставлении ей в аренду земельного участка площадью 2368 кв.м из категории земель населенных пунктов с разрешенным видом использования для дачного строительства по адресу: <адрес>, обязании Администрации района принять решение о предварительном согласовании места размещения данного участка и предоставлении спорного участка в аренду. Свои требования истица обосновывает тем, что в марте 2010 г. обратилась в Администрацию района с заявлением о предоставлении ей в аренду земельного участка площадью 2500 кв.м в д.Семеновское, решением комиссии от апреля 2010 г. предоставление участка в аренду признано возможным, в связи с чем были проведены работы по межеванию участка и постановке его на кадастровый учет, в августе 2010 г. была утверждена схема расположения спорного участка, участок отнесен к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования для дачного строительства. Однако после предоставления акта выбора участка, Администрация района отказала в предоставлении участка в аренду, ссылаясь на предостережение Можайского городского прокурора о недопущении предоставления земель, расположенных в границах территории Федерального государственного учреждения культуры «Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник» (далее Бородинский музей). Ссылаясь на то, что выбор земельного участка произведен и согласован со всеми заинтересованными лицами и органами, ограничений на использование спорного участка не зарегистрировано, участок находится в границах Бородинского поселения, оснований для отказа в предоставлении участка не имеется, истица просит удовлетворить иск в полном объеме.

В ходе судебного разбирательства истица уточнила исковые требования и просила обязать Администрацию Можайского муниципального района заключить с ней договор аренды спорного участка, на остальных требованиях настаивала.

Представитель ответчика Администрации Можайского муниципального района с иском не согласился, поддержал возражения, изложенные в отзыве на иск.

Представитель третьего лица Бородинского музея не возражал против удовлетворения иска, при этом пояснил, что спорный участок действительно находится в границах поселения Бородинское, памятников на участке либо вблизи него не имеется, к территории музея участок не относится.

Представитель третьего лица Администрации сельского поселения Бородинское в судебное заседание не явился, возражений не представил.

Суд считает, исковые требования подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании из материалов дела, пояснений сторон установлено, что решением земельной комиссии Администрации района от 12.04.2010 г., на основании заявления Тихомировой С.С., было решено о возможности предоставления Тихомировой С.С. в аренду сроком на 49 лет с предварительным согласованием места размещения объекта земельного участка площадью 2500 кв.м, расположенного в границах с/п Бородинское по адресу: <адрес>, разрешенное использование для дачного строительства (л.д.7).

На основании данного решения было проведено межевание земельного участка, уточненная площадь составила 2368 кв.м, участок поставлен на кадастровый учет, присвоен номер 50:18:0030320:185 (л.д.11-13).

Постановлением Главы Можайского муниципального района № 847-П от 16.08.2010 г. утверждена схема расположения земельного участка, участок в указанных границах отнесен к категории земель – «земли населенных пунктов», разрешенное использование – «для дачного строительства» (л.д.9).

На основании письма от 19.04.2011 г. №548/Т Администрация района сообщила, что в связи с временным приостановлением формирования и предоставления земельный участков, расположенных в границах территории Бородинского музея решение вопроса о предоставлении спорного участка в аренду будет рассмотрено после получения разъяснений уполномоченных органов (л.д.8).

Истица пояснила, что данное письмо считает отказом в предоставлении ей спорного участка в аренду, что нарушает ее права, поскольку участок не ограничен в обороте, оснований для отказа не имеется.

В соответствии со статьей 26.1 Федерального закона от 26 мая 1996 г. №54-ФЗ «О Музейном фонде РФ и музеях в РФ» музеем-заповедником считается музей, которому в установленном порядке предоставлены земельные участки с расположенными на них достопримечательными местами, отнесенными к историко-культурным заповедникам, или ансамблями. Территорией музея-заповедника являются земельные участки, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования, иные земельные участки, предоставленные музею-заповеднику в установленном порядке в связи с созданием данного музея-заповедника, а также в период его деятельности. Объекты культурного и природного наследия, земельные, водные, лесные и иные ресурсы, объекты недвижимости могут быть отданы в безвозмездное и бессрочное пользование государственному музею-заповеднику, переданы ему в оперативное управление или включены в границы территории музея-заповедника без изъятия из хозяйственной эксплуатации при условии установления для них особого режима содержания и использования.

Установлено, что Решением Малого Совета Московского областного Совета депутатов от 27.05.1992 г. №6/11 были утверждена территория Бородинского музея-заповедника, его зоны охраны и особого режима содержания.

В соответствии с ч.3 ст.15 Конституции РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке РФ (то есть на русском языке) в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом.

Между тем установлено, что Решение Малого Совета Мособлсовета не было официально опубликовано, в связи с чем его положения не подлежат применению.

Распоряжение Правительства РФ от 18.05.1994 г. №701-р «Об установлении и описании границ территории Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника» были описаны границы музея-заповедника, площадь территории составила 109,7 кв.км. При этом было решено осуществить мероприятия, связанные с установлением границ в натуре и провести корректировку зон охраны музея.

Из сообщения Минкультуры России от 18.03.2011 г. №904-05-5 усматривается, что каких-либо документов по установлению границ Бородинского музея в натуре не имеется, информации о том проводились ли какие-либо согласования при разработке документов территориального планирования, не имеется, установление границ осуществлялось для разработки и определения зон охраны памятников, для регулирования застройки и соблюдения порядка использования территории третьими лицами. При этом разъяснено, что в пределах зон охраны памятников земельные участки могут оставаться в пользовании прежних землепользователей, на которых возлагается ответственность за соблюдение режима.

Также из обращения Администрации Президента РФ от 06.04.2011 г. №А60-4-391 на имя Губернатора Московской области усматривается, что Минкультуры России поручено провести мероприятия по охране и сохранении объектов культурного наследия Бородинского поля, а именно обеспечить разработку и утверждение границ музея-заповедника с проработкой правовых режимов использования земель, входящих в его состав; обеспечить передачу всех земель в центральной части Бородинского поля, находящихся в государственной и муниципальной собственности в ведение музея-заповедника с переводом их в категорию земель историко-культурного назначения (особо охраняемых территорий и объектов); провести оценку правового статуса всех земельных участков на Бородинском поле, зонирование и кадастрирование территорий, определение границ участков, которым необходимо придать статус земель историко-культурного назначения и др.

Таким образом установлено, что по настоящее время границы территории Бородинского музея не определены, земельные участки, предоставленные Бородинскому музею и входящие в территорию охранной зоны на кадастровый учет не поставлены.

Согласно п.4 ч.5 ст.27 ЗК РФ земельные участки занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия ограничиваются в обороте.

С учетом положений ст.91, 33, 34 Федерального закона от 25.06.2002 г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде органы власти субъектов РФ вправе устанавливать ограничения на использование земельных участков, находящихся в зонах охраны объекта культурного наследия.

Таким образом земли в границах установленных территорий государственных музеев-заповедников относятся к землям историко-культурного назначения и находятся в ограниченном гражданском обороте в соответствии с нормами земельного законодательства в целях сохранения культурного и природного наследия.

В соответствии со ст.56 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ) права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Из представленных документов установлено, что каких-либо ограничений в использовании земельного участка относящегося к территории Бородинского музея-заповедника и зоны охраны не зарегистрировано.

Таким образом, анализируя указанные положения закона, суд приходит к выводу, что само по себе включение земельного участка в состав зоны охраны объекта культурно-исторического наследия означает установление особого режима использования земельного участка, но не влечет за собой запрета либо ограничения его в обороте.

Аналогичные выводы содержаться в письме Минэкономразвития РФ от 11.03.2011 г. №д23-957 «По вопросу распоряжения земельными участками, расположенными на территории Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника».

В силу п.10 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

Согласно ст.3.1 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» к федеральной собственности относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти РФ, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании «Российские автомобильные дороги» федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

Из представленных в материалы дела кадастрового паспорта участка, акта выбора участка установлено, что спорный земельный участок находится в <адрес>, относится к категории земель «земли населенных пунктов».

При таких обстоятельствах суд полагает, полномочия по предоставлению спорного участка отнесены к ведению Администрации Можайского муниципального района.

В соответствии с положениями ст.28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

В силу ст.29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

При этом согласно ч.5 ст.30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.

Установлено, что выбор земельного участка был произведен в установленном порядке, составлен акт выбора участка, подписанный всеми полномочными органами; проведены работы по межеванию участка и постановке его на кадастровый учет.

Таким образом оснований для отказа в принятии решения о предварительном согласовании места размещения участка не имелось, судом также не установлено.

В соответствии с п. 3 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду.

Согласно п.10 данной статьи в случае признания судом недействительным отказа в предоставлении земельного участка для строительства суд в своем решении обязывает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления предоставить земельный участок с указанием срока и условий его предоставления.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд полагает, что оснований для отказа в предоставлении спорного участка в аренду не имелось, ответчик обязан произвести согласование местоположения участка и заключить договор аренды, в связи с чем, суд полагает исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

иск Тихомировой ФИО6 к Администрации Можайского муниципального района о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в аренду, обязании принять решения о предварительном согласовании места размещения участка, обязании заключить договор аренды удовлетворить;

признать незаконным отказ Администрации Можайского муниципального района в предоставлении в аренду Тихомировой ФИО6 земельного участка площадью 2368 кв.м категории земли поселений видом разрешенного использования для дачного строительства, расположенного по адресу: <адрес>;

обязать Администрации Можайского муниципального района принять решение о предварительном согласовании места расположения земельного участка площадью 2368 кв.м категории земли поселений видом разрешенного использования для дачного строительства, расположенного по адресу: <адрес>;

обязать Администрацию Можайского муниципального района заключить с Тихомировой ФИО6 договор аренды земельного участка площадью 2368 кв.м категории земли поселений видом разрешенного использования для дачного строительства, расположенного по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Можайский суд в течение 10 дней со дня постановления.

Судья: подпись

Мотивированный текст решения изготовлен 27 мая 2011 года.

Судья: подпись

КОПИЯ ВЕРНА.

Судья О.А.Проскурякова

Подлинник решения подшит в гражданском деле № 2-655/11 г. Дело хранится в Можайском городском суде Московской области.