о признании недействительным постановсления главы администрации Можайского муниципального района



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 апреля 2011 года.

Можайский городской суд Московской области в составе:

председательствующей судьи Проскуряковой О.А.

при секретаре Мыколюк И.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ларина ФИО11, Юрченко ФИО12, Гузенко ФИО13, Парфенова ФИО14 о признании недействительным постановления администрации Можайского муниципального района,

у с т а н о в и л :

Ларин Д.Е., Юрченко В.О., Гузенко Д.В., Парфенов В.Е. обратились в суд с заявлением о признании недействительным постановления Главы Можайского муниципального района от 02.02.2011 г. №72-П «Об отмене некоторых постановлений Главы Можайского муниципального района Московской области», обосновывая свои требования тем, что им на основании постановлений Главы Можайского муниципального района от 14.09.2010 г. и от 12.08.2010 г. были предоставлены земельный участки в <адрес> в долгосрочную аренду, были заключены соответствующие договоры аренды, которые были зарегистрированы в установленном порядке. Однако 28.02.2011 г. было Главой Можайского муниципального района было принято оспариваемое постановление, которым были отменены ранее принятые постановления от 14.09.2010 г. и от 12.08.2010 г. Ссылаясь на то, что оспариваемое постановление не содержит указаний на конкретные нарушения законодательства, земельные участки, которые были им предоставлены не ограничены в обороте, были предоставлены полномочным органом в установленном порядке, договоры аренды не оспорены, оснований для издания данного постановления не имелось, просили удовлетворить требования в полном объеме.

В судебном заседании представители заявителем требования поддержали.

Представители Администрации Можайского муниципального района и Главы Можайского муниципального района Белановича Д.М. поддержали доводы отзыва, изложенные в письменном виде.

Суд полагает заявленные требования подлежат удовлетворению.

В судебном заседании из представленных материалов и пояснений сторон установлено, что на основании постановления Главы Можайского муниципального района от 12.08.2010 г. №824-П Юрченкову В.О. предоставлен земельный участок площадью 2500 кв.м в аренду сроком на 49 лет из земель населенных пунктов для дачного строительства, расположенный по адресу: <адрес> (л.д.44); на основании постановления Главы Можайского муниципального района от 12.08.2010 г. №823-П Гузенко Д.В. предоставлен земельный участок площадью 2167 кв.м в аренду сроком на 49 лет из земель населенных пунктов для дачного строительства, расположенный по адресу: <адрес> (л.д.76); на основании постановления Главы Можайского муниципального района от 12.08.2010 г. №822-П Парфенову В.Е. предоставлен земельный участок площадью 2500 кв.м в аренду сроком на 49 лет из земель населенных пунктов для дачного строительства, расположенный по адресу: <адрес> (л.д.93); на основании постановления Главы Можайского муниципального района от 14.08.2010 г. №1005-П Ларину Д.Е. предоставлен земельный участок площадью 2499 кв.м в аренду сроком на три года из земель населенных пунктов для дачного строительства, расположенный по адресу: <адрес> (л.д.12).

На основании указанных постановлений с Лариным Д.Е., Юрченко В.О., Гузенко Д.В., Парфеновым В.Е. были заключены договоры аренды земельных участков, зарегистрированные в установленном порядке (л.д.135-159), также установлено, что границы спорный участков установлены и поставлены на кадастровый учет (л.д.19,49,69,94).

02.02.2011 г. Главой Можайского муниципального района вынесено постановление №72-П, которым были отменены ранее принятые постановления №822-П от 12.08.2010 г., №823-П от 12.08.2010 г., №824-П от 12.08.2010 г. и №1005-П от 14.09.2010 г (л.д.11).

Представитель Администрации Можайского муниципального района и Главы Можайского муниципального района пояснил, что основанием к принятию данного постановления явилось представление прокурора о том, что спорные участки относятся к землям Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника, однако земли музея не разграничены и не поставлены на кадастровый учет, ограничение в использовании данных земель не зарегистрировано, спорные земельные участки находятся в границах населенного пункта д.Семеновское, которая не отнесена к населенным пунктам федерального значения, государственная собственность на спорные участки не разграничена, в связи с чем предоставление участков гражданам было осуществлено в рамках закона, договоры аренды с гражданами не расторгались и не оспаривались, но поскольку вопрос о землях музея-заповедника имеет большое общественное значение, было решено не оспаривать представление прокурора и принять оспариваемое постановление.

Согласно Решению Малого Совета Мособлсовета от 27.05.1992 № 6/11 «Об утверждении территории Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника, его зон охраны и особого режима содержания» утверждены границы территории Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника, а также установлены его зоны охраны и признано, что земли в границах музея являются особо охраняемой территорией.

В силу ч.2 ст.2 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» отношения в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, связанные с землепользованием и градостроительной деятельностью, регулируются земельным законодательством РФ, законодательством РФ о градостроительной и об архитектурной деятельности, законодательством РФ об охране окружающей среды и настоящим Федеральным законом.

Согласно п.4 ч.5 ст.27 Земельного кодекса РФ (далее ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, ограничиваются в обороте.

Согласно ст.29 Федерального закона от 26.05.1996 №54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в РФ» земельные участки, на которых расположены государственные музеи, предоставляются им на праве постоянного (бессрочного) пользования.

В соответствии с ч.1 ст.3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся перечисленные в части земельные участки, а также иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

Таким образом к федеральной собственности могут быть отнесены земельные участки и земли, расположенные в границах ФГУК «Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник».

Согласно ст.2 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Согласно сообщению Комитета по строительству и земельным отношениям от 28.02.2011 г. №331/21/147 органы местного самоуправления осуществляют распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. При этом в силу закона земельные участки, на которых расположены государственные музеи, предоставляются им на праве постоянного (бессрочного) пользования, соответственно органы местного самоуправления вправе распоряжаться земельными участками, расположенными в границах территории Бородинского музея, за исключением земель, предоставленных музею на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Из сообщения Министерства культуры РФ от 18.03.2011 г. №904-05-5 усматривается, что в пакете документов на имущественный комплекс ФГУК «Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник» отсутствуют правоустанавливающие и регистрационные документы на земельный участок, сведений по определению границ земельного участка не представлено, в границы территорий для музеев-заповедников были включены земли без учета разграничения прав на землю, оформления имущественных прав на земельные участки, в связи с чем единого земельного участка сформированного с точки зрения земельного законодательства РФ и переданного музею в установленном порядке, не существует (л.д.130-134).

Из представленных материалов и пояснений сторон установлено, что по настоящее время границы земельного участка, предоставленного Государственному Бородинскому военно-историческому музею-заповеднику, не поставлены в установленном порядке на государственный кадастр, государственная собственность на земельные участки, предоставленные в аренду, не разграничена.

В силу ч.10 ст.3 вышеуказанного федерального закона №137-ФЗ, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов.

Таким образом, предоставление спорных земельных участков заявителям было осуществлено уполномоченными на то органами местного самоуправления в рамках действующего законодательства, оснований для отмены ранее принятых постановлений не имелось.

В соответствии со ст.253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Принимая во внимание, что оспариваемое постановление от 02.02.2011 г. №72-П «Об отмене некоторых постановлений Главы Можайского муниципального района Московской области» нарушает права заявителем на свободное владение и пользование земельными участками, было принято без учета положение ЗК РФ, ФЗ «О введение в действие ЗК РФ» и других вышеуказанных федеральных законов, суд полагает требования заявителей обоснованы и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198, 258 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

заявление Ларина ФИО11, Юрченко ФИО12, Гузенко ФИО13, Парфенова ФИО14 о признании недействительным постановления Главы Можайского района удовлетворить;

признать недействительным постановление Главы Можайского муниципального района от 02.02.2011 г. №72-П «Об отмене некоторых постановлений Главы Можайского муниципального района Московской области» с момента его принятия.

Решение может быть обжаловано в Мособлсуд через Можайский горсуд в течение 10 дней со дня постановления.

Судья: подпись

Мотивированный текст решения изготовлен 13 апреля 2011 г.

Судья: подпись

КОПИЯ ВЕРНА

Судья_______

Решение вступило в законную силу 26 апреля 2011 г.

Судья_________ Секретарь_______

Подлинник решения подшит в гражданском деле № 2-447/11 г. Дело хранится в Можайском городском суде Московской области.

Судья________