Гр.дело №2-984/11г. к о п и я Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 10 августа 2011 года г.Можайск Судья Можайского городского суда Московской области Хлюстов В.В., с участием представителя заявителя, адвоката М.А.Ю., представителя заинтересованного лица, Д.Е.В., специалиста, Д.Н.А., при секретаре Харламовой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению С.Р.В. об оспаривании решения Администрации городского поселения Можайск Можайского муниципального района Московской области, - у с т а н о в и л: С.Р.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Администрации г/п Можайск, указывая, что на основании договора аренды №3.917/2011 от 31.03.2011 года ему КУИ Администрации Можайского муниципального района сроком на 49 лет для строительства гостиничного комплекса был предоставлен земельный участок № с кадастровым номером № по <адрес>. 25 апреля 2011 года заявитель обратился в Администрацию г/п Можайск с заявлением о выдаче градостроительного плана предоставленного ему земельного участка, однако, 08 июня 2011 года, т.е. с нарушением сроков, предусмотренных ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан» и Закона Московской области «О рассмотрении обращений граждан», заявителю был дан ответ об оставлении поданного им заявления без удовлетворения в связи с тем, что Администрация г/п Можайск завершает разработку генерального плана городского поселения Можайск, согласно которому предоставленный заявителю земельный участок расположен на территории 5-го микрорайона, где не предусмотрено строительство гостиничного комплекса. Одновременно, для разрешения обращения по существу и решения возможности внесения изменений в планирование застройки 5-го микрорайона г.Можайска заявителю предложено представить: утвержденный Акт о выборе земельного участка для строительства гостиничного комплекса; письменное заключение согласующих органов и организаций, прилагаемых к Акту; копии решения Комиссии администрации Можайского муниципального района по рассмотрению вопросов, связанных с распоряжением и использованием на территории Можайского муниципального района земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Можайского муниципального района и государственная собственность на которые не разграничена, а также по решению иных вопросов в сфере земельных отношений. Будучи несогласным с данным решением Администрации г/п Можайск, С.Р.В. просит суд признать требования Администрации о предоставлении вышеуказанных документов незаконными и обязать Администрацию г/п Можайск выдать ему градостроительный план предоставленного ему (С.) земельного участка в течение 30 дней с момента подачи заявления. В ходе судебного разбирательства представителем Администрации г/п Можайск, Д.Е.В., суду представлено постановление Главы Администрации г/п Можайск от 25.07.2011 года №442-П об отказе в утверждении градостроительного плана земельного участка, находящегося в пользовании на праве аренды у С.Р.В., в связи с чем, представитель заявителя уточнил поданное заявление, в котором, наряду с первоначально заявленными требованиями, просил суд также признать указанное Постановление незаконным и обязать Администрацию г/п Можайск выдать С.Р.В. градостроительный план в сроки, предусмотренные п.17 ст.46 ГрК РФ. В судебном заседании представитель заявителя, адвокат М.А.Ю., настаивал на удовлетворении уточненного заявления. Представитель заинтересованного лица, Д.Е.В., в судебном заседании возражал против удовлетворения уточненного заявления С.Р.В., полагая доводы последнего необоснованными, а принятое Администрацией г/п Можайск решения – законными. Суд считает, уточненное заявление С.Р.В. обоснованным и подлежащим удовлетворению. В соответствии со ст.255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В судебном заседании из материалов дела и пояснений участников процесса установлено, что гражданину С.Р.В. на основании договора аренды земельного участка №3.917/2011 от 31 марта 2011 года, заключенным с КУИ администрации Можайского муниципального района, был предоставлен в аренду сроком на 49 лет находящийся в государственной собственности земельный участок площадью 2500 кв.м из категории земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования – для строительства гостиничного комплекса, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> (л.д.8-12). 25 апреля 2011 года С.Р.В. подал в Администрацию г/п Можайск заявление о выдаче ему градостроительного плана на арендованный им земельный участок (л.д.6). В адресованном С.Р.В. письме первого заместителя Главы администрации г/п Можайск от 08 июня 2011 года заявителю было сообщено об оставлении поданного им заявления о выдаче градостроительного плана без удовлетворения, т.к. Администрация г/п Можайск завершает разработку генерального плана городского поселения Можайск, согласно которому земельный участок с кадастровым номером № располагается на территории 5-го микрорайона, где не предусмотрено строительство гостиничного комплекса. Для разрешения же обращения С.Р.В. по существу и решения о возможности внесения изменений в планирование застройки 5-го микрорайона г.Можайска последнему предложено представить: утвержденный Акт о выборе земельного участка для строительства гостиничного комплекса; письменное заключение согласующих органов и организаций, прилагаемых к Акту; копии решения Комиссии администрации Можайского муниципального района по рассмотрению вопросов, связанных с распоряжением и использованием на территории Можайского муниципального района земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Можайского муниципального района и государственная собственность на которые не разграничена, а также по решению иных вопросов в сфере земельных отношений (л.д.7). Постановлением Главы городского поселения Можайск от 25.07.2011 года №442-П в утверждении градостроительного плана арендованного земельного участка С.Р.В. отказано, в связи с непредоставлением последним информации о технических условиях подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и социальной значимостью объекта капитального строительства, а также в целях устойчивого развития территории, со ссылкой на Градостроительный Кодекс РФ, ФЗ «О введении в действие ГрК РФ», ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и Устав сельского поселения Можайск (л.д.20). Пункт 1 статьи 83 Земельного кодекса РФ признает землями населенных пунктов земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. В соответствии с пп.2 п.1 ст.40 ЗК РФ, собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. В силу положений п.1 ст.41 ЗК РФ, арендаторы земельных участков осуществляют права собственников земельных участков, установленные статьей 40 ЗК РФ. В ходе судебного разбирательства судом установлено, что арендованный заявителем земельный участок по целевому назначению относится к категории «земли населенных пунктов», то есть предназначен для застройки и развития населенного пункта – города Можайск, в связи с чем, С.Р.В., как арендатор указанного недвижимого имущества вправе возводить на участке жилые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, - следовательно, применительно к нему может быть осуществлена подготовка градостроительного плана земельного участка. Согласно положениям ч.ч.1, 3 и 5 ст.44 ГрК РФ, подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. В составе градостроительного плана земельного участка указываются: 1) границы земельного участка; 2) границы зон действия публичных сервитутов; 3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; 4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; 5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); 6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; 7) информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия); 8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд. Форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Согласно части 2 статьи 44 ГрК РФ подготовка градостроительного плана земельного участка может осуществляться в виде отдельного документа, вне проекта межевания территории. Порядок подготовки таких градостроительных планов земельных участков регламентирован непосредственно в ч.17 ст.46 ГрК РФ, согласно которой, в случае если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1-16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы. Таким образом, для выдачи градостроительного плана земельного участка органу местного самоуправления не нужно выполнять комплекс организационно-правовых действий, обязательных при подготовке и утверждении проектов планировки территории, проектов планировки территории с проектами межевания в их составе, к числу которых статья 46 ГрК РФ относит принятие решения о подготовке документации по планировке территории, его опубликование и размещение на сайте в сети Интернет (при его наличии), размещение заказа на разработку документации, проведение публичных слушаний, опубликование утвержденной документации. Исходя из приведенных норм ГрК РФ, органу местного самоуправления не предоставлены полномочия требовать от заявителя предоставления наряду с заявлением каких-либо иных документов, за исключением документов, подтверждающих статус физического или юридического лица. Полномочия органов местного самоуправления в области нормативно-правового регулирования планировки территорий охватываются только установлением порядка подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органов местного самоуправления (ч.20 ст.45 ГрК РФ). Порядок подготовки документации по планировке предполагает лишь организационную регламентацию действий муниципальных органов, уточняющую применительно к условиям конкретного муниципального образования процедуру подготовки, изложенную в статье 46 ГрК РФ. Учитывая изложенное, суд полагает содержащееся в письме первого заместителя Главы администрации г/п Можайск от 08.06.2011 года адресованное С.Р.В. предложение о предоставлении для разрешения вопроса о выдаче градостроительного плана дополнительных документов, в том числе и без указания их конкретных наименований и наименований органов, уполномоченных на их выдачу, – не соответствующим действующему законодательству. Также и ссылку должностного лица Администрации г/п Можайск в данном письме в обоснование отказа в удовлетворении заявления С.Р.В. на то обстоятельство, что строительство гостиничного комплекса в 5-м микрорайоне г.Можайска не предусмотрено генеральным планом городского поселения Можайск, разработка которого завершается Администрацией, суд полагает несостоятельной, т.к. какого-либо утвержденного в установленном законом порядке генерального плана городского поселения Можайск суду не представлено. Одновременно, суд считает и оспариваемое заявителем Постановление Главы г/п Можайск от 25.07.2011 года об отказе в утверждении градостроительного плана земельного участка необоснованным и не соответствующим действующему законодательству по изложенным выше, а также следующим основаниям. На момент обращения С.Р.В. в Администрацию г/п Можайск действовала утвержденная Постановлением Правительства РФ от 29.12.2005г. №840 форма градостроительного плана земельного участка, включавшая в себя пункт 5, поименованный как: «Информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения». В ходе судебного разбирательства представителем заинтересованного лица в материалы дела был предоставлен градостроительный план земельного участка (л.д.34-39), разработанный на основании заявления С.Р.В. от 25.04.2011 года специалистом Архитектурно-планировочного управления по Можайскому району ГП «АПУ МО» 23.05.2011 года и представленный в Администрацию г/п Можайск первым заместителем главы поселения 24.05.2011 года, в котором, в частности имеется информация о подключении гостиничного комплекса: к электроснабжению – по техническим условиям ОАО «МОЭСК» филиал «Западные электрические сети», к газоснабжению – по техническим условиям ГУП МО «Мособлгаз», а также об автономности водоснабжения и канализации. Привлеченная к участию в деле в качестве специалиста Д.Н.А. (ведущий специалист АПУ по Можайскому району ГП «АПУ МО») в судебном заседании пояснила, что представленный в материалы дела градостроительный план арендованного С.Р.В. земельного участка полностью соответствует действующему законодательству. Кроме того, Приказом Минрегиона РФ от 10.05.2011 №207, вступившим в силу 14 июля 2011 года, была утверждена новая форма градостроительного плана земельного участка (зарегистрированная в Минюсте РФ 24.05.2011 №20838), в которой раздел «Информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения» - отсутствует. Таким образом, ссылка органа местного самоуправления в оспариваемом заявителем постановлении на непредставление С.Р.В. информации о технических условиях подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, как на основание отказа в утверждении градостроительного плана земельного участка, тогда как на момент принятия постановления указание такой информации в градостроительных планах не предусмотрено, - представляется суду необоснованной и противоречащей действующему законодательству. Одновременно и ссылка представителя заинтересованного лица на отсутствие согласования между органами местного самоуправления вопроса о выборе предоставленного заявителю земельного участка, что является нарушением пп.21 п.1 ст.11 Устава городского поселения Можайск, в соответствии с которым утверждение генеральных планов городского поселения Можайск, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского поселения Можайск документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского поселения Можайск, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского поселения Можайск, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского поселения Можайск для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского поселения Можайск – относится к вопросам местного значения городского поселения Можайск, - представляется суду несостоятельной, т.к. земельный участок С.Р.В. был предоставлен органом местного самоуправления Можайского муниципального района в пределах своей компетенции, при отсутствии утвержденного в установленном порядке генерального плана городского поселения Можайск. В соответствии с ч.3 ст.246 ГПК РФ, при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований. В силу положений ч.1 ст.249 ГПК РФ, обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). Статьей 2 Конституции РФ установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. В силу ч.1 ст.34 Конституции РФ, каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Учитывая изложенное, суд полагает, что несогласованность действий органов местного самоуправления – администрации Можайского муниципального района и администрации городского поселения Можайск – в вопросах предоставления земельных участков на территории городского поселения Можайск не может служить основанием для воспрепятствования реализации прав и законных интересов гражданина по использованию арендованного им земельного участка в соответствии с его целевым назначением и видом разрешенного использования. Одновременно, суд считает, что органом местного самоуправления не представлено суду доказательств законности принятия оспариваемых заявителем решений. Согласно ч.1 ст.258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Учитывая изложенное, суд считает заявление С.Р.В. обоснованным и подлежащим удовлетворению путем признания принятых решений не соответствующими Закону и возложения на Администрацию г/п Можайск обязанности по выдаче заявителю утвержденного градостроительного плана на арендованный земельный участок. Руководствуясь ст.ст.194-198, 258 ГПК РФ, с у д ь я р е ш и л: заявление С.Р.В. удовлетворить. Признать решение Администрации Можайского муниципального района об отказе в выдаче С.Р.В. градостроительного плана, требование о предоставлении утвержденного Акта о выборе земельного участка для строительства гостиничного комплекса; письменного заключения согласующих органов и организаций, прилагаемых к Акту; копии решения Комиссии администрации Можайского муниципального района по рассмотрению вопросов, связанных с распоряжением и использованием на территории Можайского муниципального района земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Можайского муниципального района и государственная собственность на которые не разграничена, а также по решению иных вопросов в сфере земельных отношений – незаконными. Признать постановление Главы городского поселения Можайск от 25.07.2011 года №442-П «Об отказе в утверждении градостроительного плана земельного участка, находящегося в пользовании на праве аренды у гражданина С.Р.В., расположенного по адресу: <адрес>» – незаконным. Обязать Администрацию городского поселения Можайск Можайского муниципального района Московской области выдать С.Р.В. градостроительный план земельного участка площадью 2500 кв.м из категории земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования – для строительства гостиничного комплекса, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Московского областного суда через Можайский городской суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме. Судья подпись В.В.Хлюстов Решение в окончательной форме вынесено 15 августа 2011 года. Копия верна: судья ______________________ Решение вступило в законную силу «___» _______________ 2011 года. Судья ___________________ Секретарь ________________