Гр.дело №2-675/11г. к о п и я Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 25 июля 2011 года г.Можайск Судья Можайского городского суда Московской области Хлюстов В.В., с участием представителей истца, А.О.С. и адвоката Л.В.А., представителя 3-го лица, У.Р.А., при секретаре Хмелевой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации сельского поселения Клементьевское к К.С.И., 3-е лицо – Совет депутатов сельского поселения Клементьевское, о взыскании неосновательного обогащения, - у с т а н о в и л: Администрация с/п Клементьевское обратилась в суд с иском к К.С.И., 3-е лицо – Совет депутатов с/п Клементьевское, о взыскании неосновательного обогащения, обосновывая свои требования тем, что 22 октября 2009 года ответчик был избран председателем Совета депутатов с/п Клементьевское и с 01 апреля 2010 года стал осуществлять полномочия председателя на постоянной основе, однако, до 19 августа 2010 года одновременно являлся главой КФХ «Кузьминки», т.е. занимался предпринимательской деятельностью, что запрещено п.3 ч 1 ст.14 ФЗ «О муниципальной службе в РФ». За период с 01 апреля по 19 августа 2010 года К.С.И. незаконно, по мнению истца, получил из бюджета с/п Клементьевское в виде заработной платы сумму в 171039 рублей 07 коп., которую, а также расходы по уплате госпошлины в сумме 4620 руб. 78 коп., истец, ссылаясь на ст.1102 ГК РФ, просил суд взыскать с ответчика. В ходе судебного разбирательства представители истца уточнили основание иска и просили суд взыскать с ответчика указанную сумму неосновательного обогащения, т.к. К.С.И. осуществлял полномочия председателя Совета депутатов на постоянной основе в нарушение положений п.9. ст.4 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», ч.7 ст.40 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и пп.2 п.10 ст.28 Устава с/п Клементьевское, т.к. в период с 01.04.2010 года по 19.08.2010 года одновременно являлся главой юридического лица – КФХ «Кузьминки». В судебном заседании представители истца, глава с/п Клементьевское А.О.С. и адвокат Л.В.А., настаивали на удовлетворении исковых требований в полном объеме. Ответчик, К.С.И., в судебном заседании требования истца не признал. Представитель 3-го лица, У.Р.А., в судебном заседании полагал иск не подлежащим удовлетворению. Суд считает, иск подлежит удовлетворению. В судебном заседании из пояснений сторон и материалов дела установлено, что решением от 22.10.2009 года №2/1 Совета депутатов с/п Клементьевское К.С.И. был избран председателем Совета депутатов с/п Клементьевское (л.д.138) и приступил к исполнению своих обязанностей на постоянной основе с 01 апреля 2010 года (л.д.148, 149). За период с 01 апреля 2010 года по 19 августа 2010 года К.С.И. в качестве заработной платы получил из бюджета сельского поселения Клементьевское 171039 рублей 07 коп. (л.д.57). Постановлением Главы Можайского района от 21.04.1992 года №721/9 К.С.И. для организации и ведения крестьянского (фермерского) хозяйства «Кузьминки» был предоставлен земельный участок из земель совхоза «Павлищево», К.С.И. был утвержден главой КФХ, членом которого являлась К.А.Ф. (л.д.107-108). 09 марта 1993 года КФХ «Кузьминки» было зарегистрировано в установленном законом порядке в качестве юридического лица, главой которого, равно как и постоянно действующим исполнительным органом (руководителем) являлся К.С.И., по заявлению которого от 09.12.2002 года (л.д.101-103) 10 декабря 2002 года была произведена перерегистрация юридического лица – КФХ «Кузьминки», главой которого также являлся К.С.И., а членами – К.Т.В. и К.А.Ф., что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от 04.08.2010 года (л.д.84-89). К.Т.В. является супругой К.С.И. Данные обстоятельства не оспаривались сторонами в ходе судебного разбирательства, подтверждаются представленными суду письменными доказательствами, поэтому считаются судом достоверно и объективно установленными. По состоянию на 04 августа 2011 года КФХ «Кузьминки» являлось юридическим лицом, главой которого являлся К.С.И. 21 апреля 2009 года КФХ был открыт счет в банке, а 23 января 2010 года КФХ было зарегистрировано в качестве страхователя в исполнительном органе Фонда социального страхования, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ (л.д.84-89). 19 августа 2010 года в ЕГРЮЛ была внесена запись о регистрации К.Т.В. в качестве главы КФХ «Кузьминки» (л.д.90-96, 168-174) с выдачей последней соответствующего свидетельства (л.д.100, 180). Регистрация изменений в ЕГРЮЛ была произведена налоговым органом на основании соответствующего заявления К.Т.В. от 12.08.2010 года (л.д.113-116), к которому был приложен протокол собрания членов КФХ «Кузьминки» – К.С.И. и К.Т.В. – от 10 августа 2010 года об избрании последней главой КФХ «Кузьминки» (л.д.117). Из исследованных также в судебном заседании уведомления о постановке на учет в налоговом органе (л.д.77, 187), свидетельстве о внесении в ЕГРИП записи о КФХ (л.д.78, 186) и выписки из ЕГРИП (л.д.79-83, 181-185) усматривается, что К.Т.В. 24 декабря 2011 года в установленном порядке зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя – главы КФХ «Кузьминки». В силу положений п.п.1 и 2 ст.50 ГК РФ, юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации). Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Согласно ст.1 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11.06.2003 №74-ФЗ, крестьянское (фермерское) хозяйство (далее также - фермерское хозяйство) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии. Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правовых отношений. В соответствии со ст.4 того же Закона, граждане, изъявившие желание создать фермерское хозяйство, заключают между собой соглашение о создании фермерского хозяйства (далее - соглашение), которое должно содержать сведения: о членах фермерского хозяйства; о признании главой фермерского хозяйства одного из членов этого хозяйства, полномочиях главы фермерского хозяйства в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона и порядке управления фермерским хозяйством; о правах и об обязанностях членов фермерского хозяйства; о порядке формирования имущества фермерского хозяйства, порядке владения, пользования, распоряжения этим имуществом; о порядке принятия в члены фермерского хозяйства и порядке выхода из членов фермерского хозяйства; о порядке распределения полученных от деятельности фермерского хозяйства плодов, продукции и доходов. Соглашение подписывается всеми членами фермерского хозяйства. Изменения, касающиеся состава фермерского хозяйства, должны быть внесены в соглашение, заключаемое членами фермерского хозяйства. В силу ст.5 названного Закона, фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством РФ. Статьей 18 того же Закона установлено, что в случае невозможности исполнения главой фермерского хозяйства своих обязанностей более чем шесть месяцев или его смерти либо добровольного отказа главы фермерского хозяйства от своих полномочий члены фермерского хозяйства признают по взаимному согласию главой фермерского хозяйства другого члена фермерского хозяйства. Смена главы фермерского хозяйства должна быть указана в соглашении, заключенном членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона. Смена главы фермерского хозяйства не влечет за собой прекращение его членства в фермерском хозяйстве. Согласно п.3 ст.23 ФЗ от 11.06.2003 №74-ФЗ, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22 ноября 1990 г. №348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2013 года. На такие крестьянские (фермерские) хозяйства нормы настоящего Федерального закона, а также нормы иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств, распространяются постольку, поскольку иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов РФ или существа правоотношения. В соответствии со ст.1 Закона РСФСР от 22.11.1990 №348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», крестьянское (фермерское) хозяйство является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, представленным отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющим производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в их пользовании, в том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении или в собственности земельных участков. Крестьянское хозяйство представляет форму свободного предпринимательства, осуществляемого на принципах экономической выгоды. Членами крестьянского хозяйства считаются трудоспособные члены семьи и другие граждане, совместно ведущие хозяйство. Главой крестьянского хозяйства является один из его дееспособных членов. Глава крестьянского хозяйства представляет его интересы в отношениях с предприятиями, организациями, гражданами и государственными органами. Согласно ст.9 Закона №348-1, крестьянское хозяйство регистрируется районным (городским) Советом народных депутатов после выдачи государственного акта на право пожизненно наследуемого владения, собственности на земельный участок или подписания договора на аренду земельного участка. После регистрации крестьянское хозяйство приобретает статус юридического лица: открывает расчетный и другие счета, включая валютный, в учреждении банка, имеет печать, вступает в деловые отношения с другими предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами, учитывается в качестве самостоятельного товаропроизводителя советскими, хозяйственными и общественными учреждениями при разработке программ экономического и социального развития региона. В силу положений п.2 ст.15 того же Закона, пользование имуществом крестьянского хозяйства осуществляется его членами по взаимной договоренности. Сделки по распоряжению имуществом осуществляются главой хозяйства либо доверенным лицом. Иной режим пользования и распоряжения имуществом при необходимости устанавливается договором. Статьей 1 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлено, что этот закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом. В силу ст.11 Закона от 08.08.2001 №129-ФЗ, решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства и исходя из анализа изложенных норм материального права суд приходит к выводу, что крестьянско-фермерское хозяйство, как субъект экономической деятельности, безусловно относится к коммерческим организациям, КФХ «Кузьминки», как образованное до введения в действие ФЗ от 11.06.2003 №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», вплоть до 24 декабря 2011 года сохраняло статус юридического лица, постоянно действующим исполнительным органом (органом управления) которого – главой КФХ – в период с 01 апреля по 18 августа 2010 года включительно являлся именно К.С.И., и лишь 19 августа 2010 года в установленном законом порядке была произведена государственная регистрация внесения изменений в ЕГРЮЛ путем внесения записи о регистрации главой КФХ «Кузьминки» супруги ответчика – К.Т.В. К представленным же ответчиком в материалы дела адресованному членам КФХ «Кузьминки» заявлению К.С.И. об отказе от полномочий главы КФХ (л.д.97) и соглашениям от 01.04.2010 года (л.д.98, 99), согласно которым члены КФХ К.С.И. и К.Т.В. признали последнюю главой КФХ с 01 апреля 2010 года, а К.С.И. на период исполнения обязанностей председателя Совета депутатов с/п Клементьевское не участвует в хозяйственной деятельности КФХ и не получает доходов, полученных от деятельности КФХ в денежной и (или) натуральной форме, плодов и продукции, - суд считает необходимым отнестись критически, т.к. данные документы составлены между ответчиком и его супругой, заинтересованной в исходе данного дела, а, кроме того, они опровергаются представленным последними в налоговый орган протоколом собрания членов КФХ «Кузьминки» от 10 августа 2010 года об избрании главы КФХ (л.д.117), а также протоколом №19 от 22 декабря 2010 года заседания Совета депутатов с/п Клементьевское (л.д.66-76), на котором К.С.И. сообщил присутствующим депутатам о своем выходе из членов КФХ «Кузьминки» с 01 сентября 2010 года (л.д.68). Кроме того, и позицию ответчика о том, что КФХ «Кузьминки» в исследуемый судом период никакой хозяйственной деятельности не вело и доходов не приносило, суд считает несостоятельной, т.к. в ходе судебного заседания установлено, что 21 апреля 2009 года на КФХ «Кузьминки» был открыт счет в банке, а 23 января 2010 года КФХ было зарегистрировано в качестве страхователя в исполнительном органе Фонда социального страхования, что однозначно подтверждает ведение экономической деятельности данным хозяйством. Одновременно и позицию представителя 3-го лица о том, что КФХ не может быть признано коммерческой организацией, суд полагает голословной и надуманной по изложенным выше основаниям. При таких обстоятельствах суд считает объективно и достоверно установленным, что К.С.И., исполняя на постоянной основе обязанности председателя Совета депутатов с/п Клементьевское, одновременно в период с 01 апреля по 19 августа 2010 года занимался предпринимательской деятельностью в качестве члена КФХ «Кузьминки» и состоял членом управления данной коммерческой организации. Согласно п.п.5 и 10 ст.28 Устава сельского поселения Клементьевское председатель Совета депутатов сельского поселения Клементьевское осуществляет полномочия депутата Совета депутатов на постоянной основе и он не вправе: заниматься предпринимательской деятельностью; состоять членом управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном муниципальным правовым актом в соответствии с федеральными законами и законами Московской области ему не поручено участвовать в управлении этой организацией; заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельностью (л.д.5-56). В соответствии с п.9 ст.4 ФЗ от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», депутаты, выборные должностные лица, работающие на постоянной основе, не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. В силу положений п.7 ст.40 ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», осуществляющие свои полномочия на постоянной основе депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления не вправе: заниматься предпринимательской деятельностью; состоять членом управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном муниципальным правовым актом в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией; заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Учитывая изложенное, суд считает установленным неправомерное совмещение ответчиком К.С.И. предпринимательской деятельности в качестве члена управления коммерческой организации, ее члена с осуществлением полномочий депутата на постоянной основе с получением им из бюджета сельского поселения Клементьевское в период с 01 апреля по 19 августа 2010 года в качестве заработной платы 171039 руб. 07 коп., размер которой ни ответчиком, ни представителем 3-го лица в судебном заседании не оспаривался и был подтвержден. В соответствии со ст.1102 ГК РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли. В силу положений п.4 ст.1103 ГК РФ, поскольку иное не установлено настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные настоящей главой, подлежат применению также к требованиям о возмещении вреда, в том числе причиненного недобросовестным поведением обогатившегося лица. Учитывая изложенные нормы материального права, принимая во внимание установленные судом обстоятельства, суд полагает установленным неосновательное обогащение ответчика К.С.И. за счет приобретения денежных средств бюджета с/п Клементьевское, в связи с чем, считает требования истца о взыскании с ответчика суммы неосновательного обогащения в размере 171039 руб. 07 коп. – законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме. Позиция же ответчика и представителя 3-го лица о невозможности удовлетворения требований истца, т.к. в соответствии с п.3 ст.1109 ГК РФ к правоотношениям, возникшим между Администрацией с/п Клементьевское и К.С.И., применимы быть не могут. Принимая же во внимание, что в соответствии со ст.98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, суд считает необходимым возместить бюджету сельского поселения Клементьевское за счет ответчика понесенные расходы по уплате госпошлины в сумме 4 620 руб. 78 коп. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 194-199 ГПК РФ, с у д ь я р е ш и л: иск Администрации сельского поселения Клементьевское – удовлетворить. Взыскать с К.С.И., <данные изъяты> года рождения, уроженца <данные изъяты>, в бюджет сельского поселения Клементьевское в счет возврата неосновательного обогащения 171039 руб. 07 коп., госпошлину в возврат в сумме 4620 руб. 78 коп., а всего: 175 659 (сто семьдесят пять тысяч шестьсот пятьдесят девять) рублей 85 коп. Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Московского областного суда через Можайский городской суд в течение 10-ти дней со дня его вынесения в окончательной форме. Решение в окончательной форме вынесено 31 июля 2011 года. Копия верна: судья ________________ Решение вступило в законную силу «___» ___________________ 2011 года. Судья ______________________ Секретарь ______________________