Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 25 августа 2011 года. Можайский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Проскуряковой О.А. с участием прокурора Морозова Д.Б. при секретаре Мыколюк И.М. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Можайского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации сельского поселения Дровнинское по выполнению обязанности по организации ритуальных услуг, обязании создать специализированную службу по вопросам похоронного дела, у с т а н о в и л: Можайский горпрокурор обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации с/п Дровнинское по неисполнению обязанности по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела и обязании создать специализированную службу в срок до 15.09.2011 г. Свои требования прокурор обосновывает тем, что органами местного самоуправления создаются специализированный службы по вопросам похоронного дела для оказания услуг по погребению умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников, либо законного представителя. В ходе проверки исполнения закона «О погребении и похоронном деле» было установлено, что в ряде сельских поселений Можайского муниципального района Московской области не созданы специализированные похоронные службы. Ссылаясь на то, что в силу закона органы муниципальной власти обязаны через специализированную службу оказывать гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе, отсутствие в сельском поселении специализированной службы по погребению нарушает права лиц, относящихся к категории не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников, либо законного представителя, на безвозмездное получение услуг по погребению, прокурор просит удовлетворить требования в полном объеме. В судебном заседании прокурор подержал заявленные требования и пояснил, что отсутствие в сельском поселении специализированной службы по вопросам похоронного дела нарушает права лиц, относящихся к категории указанной в ст.12 ФЗ «О погребении и похоронном деле», на получение услуг по погребению на безвозмездной основе. Глава Администрации с/п Дровнинское с требованиями не согласился, поддержал возражения, изложенные письменно, при этом пояснил, что в силу возложенных полномочий органы местного самоуправления не оказывают ритуальные услуги, а организуют оказание услуг, в целях чего утверждена стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению и погребению реабилитированных лиц. При этом Глава поселения пояснил, что создание специализированной службы нецелесообразно, поскольку на территории поселения не было ни одного случая смерти лица, относящегося к категории безродных, а в случаях смерти лиц, относящихся к одинокоживущим, погребение происходило за счет средств соседей умершего, которым в последствии выплачивалась компенсация. В соответствии с ч.1,2 ст.9 Федерального закона от 12.01.1996 г. №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению: 1) оформление документов, необходимых для погребения; 2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; 3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); 4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом). Указанные услуги по погребению оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела. Согласно ст.12 данного Федерального закона, при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела. Пункт 22 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» устанавливает, что организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения поселения. В силу ст.4 Закона Московской области от 17.07.2007 г. №115/2007-ОЗ «О погребении и похоронном деле в Московской области» гарантированный перечень услуг по погребению умерших, не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, и умерших, личность которых не установлена, включает: 1) оформление документов, необходимых для погребения; 2) облачение тела; 3) предоставление и доставку гроба; 4) перевозку умершего на кладбище (в крематорий); 5) погребение (кремацию, за исключением умерших, личность которых не установлена): копку могилы для погребения; оказание комплекса услуг по погребению (в том числе захоронение урны с прахом); установку похоронного ритуального регистрационного знака. Стоимость указанных услуг определяется органами местного самоуправления и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в порядке, установленном Законом. Согласно п.23 ч.1 ст.11 Устава с/п Дровнинское к вопросам местного значения сельского поселения Дровнинское относятся, в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Из представленных материалов установлено, что во исполнение положений ФЗ «О погребении и похоронном деле», на основании Постановлений Главы с/п Дровнинское №119-П от 30.12.2010 г. и №5-П от 12.01.2011 г. соответственно утверждена стоимость услуг по компенсации расходов на погребение реабилитированных лиц, имевших место жительства в с/п Дровнинское и стоимость услуг предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению на 2011 г. Согласно Методическим рекомендациям для органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области по созданию специализированных служб по вопросам похоронного дела и определению порядка их деятельности, утв. Распоряжением Минжилкомхоза Московской области от 21.07.2008 г. №50, в случаях, когда создание специализированной службы по вопросам похоронного дела для одного поселения нецелесообразно, органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе для совместного решения вопросов местного значения принимать решения об учреждении межмуниципального хозяйственного общества (специализированной службы по вопросам похоронного дела) в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью. Глава поселения пояснил, что создание в поселении отдельной специализированной службы не целесообразно, поскольку населения составляет всего 2200 человек, до настоящего времени не было ни одного случая смерти лиц, относящихся к категории безродных, погребение одиноко живущих осуществляется за счет соседей, которым в последствии выплачивается компенсация, каких-либо жалоб от населения, о том, что услуги не оказываются, либо за них требуется оплата, не поступало. Таким образом установлено, что Администрацией с/п Дровнинское предприняты необходимые меры к реализации прав и гарантий неопределенного круга лиц на безвозмездное получение гарантированного перечня услуг по погребению, утверждена стоимость услуг и компенсации, на территории поселения не было зарегистрировано ни одного случая смерти лиц, относящихся к категории лиц, у которых отсутствует супруг, близкие родственники, иные родственники либо законный представитель умершего. В случая же смерти одиноко живущих граждан, погребение производилось за счет средств лиц, взявших на себя обязанность по погребению с последующей выплатой им компенсации в размере и в порядке, установленном законом. Статьи 254 и 255 ГПК РФ устанавливают, что гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В соответствии с вышеназванным Постановлением Пленума Верховного Суда РФ №2 от 10.02.2009 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. Принимая во внимание, что сведений о нарушении прав неопределенного круга лиц в части отказа в предоставлении безвозмездных услуг по погребению какой-либо категории лиц суду не представлено и не установлено, учитывая, что законодательство предусматривает возможность создания специализированной службы в одном сельском поселении с учетом принципа целесообразности, с учетом финансово-экономической составляющей создание специализированной службы в с/п Дровнинское нецелесообразно, в том числе, в виду отсутствия смертности лиц, относящихся к категории граждан, в интересах которых предъявлены требования прокурора, а также то, что Администрацией с/п Дровнинское предприняты меры к реализации прав граждан на оказание безвозмездных услуг по погребению, суд полагает требования прокурора не обоснованы и не подлежит удовлетворению. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л : отказать в удовлетворении требований Можайского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации сельского поселения Дровнинское по выполнению обязанности по организации ритуальных услуг, обязании создать специализированную службу по вопросам похоронного дела. Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Можайский суд в течение 10 дней со дня постановления. Судья: подпись Мотивированный текст решения изготовлен 30 августа 2011 года. Судья: подпись КОПИЯ ВЕРНА. Судья О.А.Проскурякова Подлинник решения подшит в гражданском деле № 2-1045/11 г. Дело хранится в Можайском городском суде Московской области.