о предоставлении жилого помещения



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 сентября 2011 года.

Можайский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Проскуряковой О.А.

с участием прокурора Кривонис Е.В.

при секретаре Мыколюк И.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Можайского городского прокурора в интересах Сгожевой Л.А. к Администрации Можайского муниципального района, Министерству Финансов Московской области, Министерству образования Московской области о признании права на предоставление жилого помещения, обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма,

у с т а н о в и л:

Можайский горпрокурор обратился в суд с иском в интересах Сгожевой Л.А., ДД.ММ.ГГГГ, о признании незаконным и отмене со дня издания постановления Главы Можайского муниципального района №983-П от 16.06.2000 г. в части п.2 о закреплении за Сгожевой Л.А. жилого помещения; обязании Администрации Можайского муниципального района предоставить Сгожевой Л.А. вне очереди жилого помещения на территории с/п Клементьевское Можайского района площадью не менее 27 кв.м за счет средств бюджета Московской области. Свои требования прокурор обосновывает тем, что Сгожева Л.А. относится к категории лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании указанного постановления главы Можайского муниципального района за Сгожевой Л.А. было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>, находящееся в собственности ЗАО «Павлищево». Ссылаясь на то, что на момент закрепления жилого помещения в квартире помимо Сгожевой Л.А. были зарегистрированы 6 человек, в связи с чем жилое помещение было закреплено без учета нормы общей площади приходящееся на 1 человека, были нарушены права Сгожевой Л.А., прокурор просит признать незаконным и отменить с момента издания оспариваемое постановление №983-П от 16.06.2000 г. в части п.2 о закреплении жилья за Сгожевой Л.А. При этом ссылаясь на то, что Сгожева Л.А. не обеспечена жилым помещением, имеет право на предоставление жилья в соответствии со ст.8 Закона МО «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей», прокурор просит удовлетворить иск в полном объеме.

В ходе судебного разбирательства прокурор уточнил требования и просил признать незаконным со дня издания п.2 постановление №983-П от 16.06.2000 г. в части закрепления жилья за Сгожевой Л.А., признать за Сгожевой Л.А. право на получение жилого помещения за счет бюджета Московской области и обязать Администрацию Можайского муниципального района предоставить Сгжевой Л.А. вне очереди жилое помещение площадью не менее 27 кв.м на территории сельского поселения Клементьевское.

В судебном заседании прокурор и Сгожева Л.А. заявленные требования поддержали.

В заявлении, адресованном суду, Сгожева Л.А. просила в дальнейшем рассматривать дело в ее отсутствие.

Представители Администрации Можайского муниципального района с требованиями не согласились, полагали, что в силу семейного законодательства при выбытии ребенка в учебное заведение за Сгожевой Л.А. обоснованно было закреплено спорное жилое помещение, что позволило обеспечить право несовершеннолетнего на возвращение в то жилое помещение, из которого она убыла, оснований к отмене постановления не имеется, также полагали не имеется оснований для обеспечения Сгожевой Л.А. жилым помещением за счет средств бюджета Московской области, поскольку она имеет закрепленное жилье, имеет возможность реализовать свои права на обеспечение жильем в общем порядке.

Представитель Министерства образования Московской области, в том числе как представитель Отдела опеки и попечительства по Можайскому муниципальному району, полагал иск подлежащим удовлетворению.

Представитель Министерства финансов Московской области в письменном отзыве просил рассмотреть дело в его отсутствие, с иском не согласился, полагал Минфинасов МО является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не нарушало прав Сгожевой Л.А., кроме того Сгожева Л.А. имеет закрепленное за ней жилое помещение, которое не было признано непригодным к проживанию, оснований для обеспечения жильем за счет субвенций не имеется.

Представитель ЗАО «Павлищево» в предыдущем заседании пояснила, что спорное жилое помещение не принадлежит на праве собственности обществу, в уставной капитал не вошло, решается вопрос о передаче жилья в муниципальную собственность, однако из-за ветхости дома Администрация с/п Клементьевское не принимает дом в муниципальную казну, в дальнейшем представитель просила рассматривать дело в ее отсутствие, при решении вопроса полагалась на усмотрение суда.

Представители сельского поселения Клементьевское в судебное заседание не явился, возражений не представил.

Суд полагает требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Установлено, что 19.05.2011 г. Сгожева Л.А. обратилась в Можайскую городскую прокуратуру с заявлением о нарушении ее жилищных прав и просьбой об обращении с иском в ее интересах.

В судебном заседании из материалов дела, пояснений сторон установлено, что Сгожева Л.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18); мать Сгожева З.К. лишена родительских прав на основании решения суда от 13.05.1999 г.(л.д.13), сведения об отце внесены в актовую запись о рождении со слов матери (л.д.19), таким образом Сгожева Л.А. относится к категории лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На основании Постановления Главы Можайского района №983-П от 16.06.2000 г. несовершеннолетней Сгожевой Л.А., а также Сгожевым А.А., Е.А. были выделены путевки в детский дом и закреплено жилое помещение по адресу: <адрес> дом Сгожевой З.К. (л.д.7). Установлено, что с 28.05.1999 г. по 08.1.2005 г. Сгожева Л.А. находилась в ГБУ СО МО «Можайский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» на полном гособеспечении (л.д.10); с 01.11.2005 г. по 28.06.2007 г. обучалась в Государственном образовательном учреждении начального профессионального образования Профессиональное училище №85 г.Зарайска на полном гособеспечении (л.д.9)

Также установлено, что на момент издания постановления в жилом помещении были зарегистрированы: наниматель Сгожева З.К. и ее дети Сгожева (Костомарова) Н.М., Сгожева (Прохоренкова) А.М., Сгожева (Наумова) Т.М., Сгожева С.М., Сгожев Е.А., зять Костомаров С.С., внук Сгожев С.С. (л.д.14-15). Сгожева (Котомарова) Н.М. и Костомаров С.Н., Сгожев С.С. сняты с регистрационного учет 27.09.2001 г.

В настоящее время в доме зарегистрированы: Сгожева З.К., Прохоренкова А.М., Наумова Т.М., Сгожева С.М., Сгожев А.А., Сгожева Л.А., Сгожев Е.А., внуки Наумова А.А., ДД.ММ.ГГГГ, Сгожева Ю.М., ДД.ММ.ГГГГ, Сгожева У.М., ДД.ММ.ГГГГ.

Прокурор пояснила, что Администрация Можайского района не обоснованно закрепила за Сгожевой Л.А. жилое помещение, которое принадлежало ЗАО «Павлищево», не была учтена норма предоставления жилья, в настоящее время данное закрепление препятствует реализации права Яковлева на обеспечение жильем за счет средств бюджета Московской области в силу закона о дополнительных гарантиях.

Согласно ст.149 СК РФ, действовавшего на момент издания оспариваемого постановления, дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно ст.155.3 СК РФ, в ред.от 04.05.2011 г., дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии с ч.1 ст.8 Закона Московской области от 29.12.2007 №248/2007-ОЗ «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» (далее Закон МО) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил РФ, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Сохранность закрепленного жилого помещения обеспечивается органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области.

При этом законодательством не урегулирован порядок и форма принятия решения о закреплении жилого помещения за несовершеннолетним. Также закон не связывает сохранение права несовершеннолетнего на жилое помещение с нормой общей (жилой) площади данного жилого помещения. Кроме того, оспариваемое постановление не порождает каких-либо иных прав Сгожевой Л.А. на жилое помещение, кроме тех, которые у нее имелись на момент издания постановления, а только гарантирует сохранность права пользования жилым помещением на период нахождения несовершеннолетнего в учебном заведении и возможность возвращения в жилое помещение из которого ребенок временно выбыл.

В силу ч.2 ст.6 Федерального закона от 28.08.1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в редакции действовавшей на момент издания оспариваемого постановления, муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами субъектов РФ, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.

Принимая во внимание, что обязанность закрепления жилого помещения за несовершеннолетним предусмотрена законом, суд полагает администрация Можайского муниципального района при издании постановления №983-П от 16.06.2000 г. действовала в интересах несовершеннолетнего, в рамках предоставленных полномочий, с соблюдением положений действовавшего на тот момент законодательства, связи с чем суд не усматривает основания к отмене оспариваемого постановления.

В соответствии с абз.2 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее 159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Часть 2 ст.8 Закона Московской области от 29.12.2007 №248/2007-ОЗ «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» устанавливает, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, в том числе дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, в детских домах семейного типа, в воинских частях, расположенных на территории Московской области, в качестве воспитанников, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства) либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно вне очереди обеспечиваются жилым помещением в виде квартиры по месту жительства за счет средств бюджета Московской области.

Жилое помещение предоставляется в установленном Правительством Московской области порядке по договору социального найма общей площадью не менее 27 кв.метров.

Согласно п.2 Порядка предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Московской области, утв. Постановлением Правительства МО от 16.06.2010 г. №451/24, предоставление жилых помещений осуществляется детям-сиротам:

не имеющим закрепленного жилого помещения, т.е. не являющимся нанимателями по договору социального найма или членами семьи нанимателя по договору социального найма и (или) не являющимся собственниками жилого помещения и членами семьи собственника жилого помещения;

признанным в установленном порядке нуждающимися в предоставлении жилья до вступления в силу Закона Московской области № 81/2009-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей», т.е. на 28.07.2009 г.

При этом следует иметь в виду, что в обоих случаях не предполагается предоставление детям какого-либо другого жилого помещения взамен того, которое они ранее занимали. Если же жилые помещения, которые дети ранее занимали, не могут быть им возвращены, то им, хотя бы они и перестали быть детьми, вне очереди предоставляется другое жилое помещение.

Согласно положениям п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы жилые помещения предоставляются по договорам социального найма вне очереди. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.

Из представленных материалов установлено, что на основании постановления Главы с/п Клементьевское №463-П от 23.12.2009 г. на основании личного заявления Сгожева Л.А. принята на учет для улучшения жилищных условий, зарегистрирована в книге учета за №19. Постановлением главы с/п Клементьевское №26-П от 17.02.2010 г. отменен п.2 ранее принятого постановления №463-П, Сгожева Л.А. зарегистрирована в книге учета под №5. Постановлением главы с/п Клементьевское №29-П от 24.02.2010 г. отменен п.2 ранее принятого постановления №26-П, Сгожева Л.А. зарегистрирована в книге учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам соцнайма, согласно ч.2 п.2 ст.57 ЖК РФ и ФЗ от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Из пояснений сторон установлено, что в настоящее время Сгожева Л.А. проживает совместно с сожителем в его квартире в д.Шишиморово Можайского района Московской области, в жилом доме, закрепленном за ней не проживает, поскольку там проживает мать и братья с сестрами. Также установлено, что закрепленное за Сгожевой Л.А. жилое помещение в установленном порядке не пригодным к проживанию не признавалось, Сгожева Л.А. является членом семьи нанимателя жилого помещения.

Таким образом, установлено, что Сгожева Л.А. реализовала свое право на обеспечение жилым помещением в порядке, предусмотренным ст.57 ЖК РФ, а именно имеет закреплено жилое помещение, состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, с требованиями об обязании органа местного самоуправления предоставить ей жилое помещения никуда не обращалась.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что Сгожева Л.А. не имеет права на предоставление жилья в рамках ст.8 Закона Московской области «О дополнительных гарантиях».

В силу ст.10 указанного Закона МО, предусмотренные настоящим Законом полное государственное обеспечение, дополнительные гарантии и дополнительные виды социальной поддержки являются расходными обязательствами Московской области.

Согласно ст.11 данного Закона МО органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, в том числе детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемных семьях, в детских домах семейного типа, в воинских частях, расположенных на территории Московской области, в качестве воспитанников, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства) либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Государственные полномочия передаются органам местного самоуправления на неограниченный срок.

В силу ст.13 вышеназванного Закона Московской области, государственный контроль за реализацией органами местного самоуправления государственных полномочий, указанных в абзацах втором - шестом части 1 статьи 11 настоящего Закона, осуществляется центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, уполномоченным в сфере образования.

Согласно ст.5 ФЗ-159, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов РФ. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами РФ.

Как следует из положений вышеуказанного Закона Московской области средства на приобретение жилья, необходимого для предоставления детям-сиротам и детям, оставшиеся без попечения родителей, а также лицам из их числа выделяются Администрации Можайского муниципального района именно Министерство финансов Московской области, а Министерство образования Московской области обязано контролировать реализацию Администрацией Можайского муниципального района государственных полномочий, указанных в абзацах втором - шестом части 1 статьи 11 настоящего Закона МО.

При таких обстоятельствах, довод представителя Минфинансов МО о том, что Минфинансов МО является не надлежащим ответчиком, суд полагает необоснованным.

С учетом вышеизложенного суд полагает в удовлетворении требований надлежит отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

в удовлетворении иска Можайского городского прокурора в интересах Сгожевой Л.А. к Администрации Можайского муниципального района, Министерству финансов Московской области, Министерству образования Московской области о признании недействительным постановления №983-П от 16.06.2000 г. о закреплении жилого помещения, признании права на предоставление жилья за счет средств бюджета и обязании предоставить вне очереди жилое помещение на территории Бородинского сельского поселения не менее 27 кв.м за счет средств бюджета Московской области отказать.

Решение может быть обжаловано в Мособлсуд через Можайский горсуд в течение 10 дней со дня постановления.

Судья: подпись

Мотивированный текст решения изготовлен 19 сентября 2011 года.

Судья: подпись

КОПИЯ ВЕРНА.

Судья О.А. Проскурякова

Подлинник решения подшит в гражданском деле № 2-913/10 г. Дело хранится в Можайском городском суде Московской области.